Виктор Якубян: Стакан воды или 100 дней борьбы Сержа Саргсяна
Процедуру смены власти в Армении, когда республику после 10 лет правления
На этой неделе истекают 100 дней со дня инаугурации третьего президента Армении Сержа Саргсяна. Политическая мода диктует необходимость подведения некоторых промежуточных итогов, хотя, очевидно, человеку, принявшему в ведение целое государство, да еще и в столь тяжелом состоянии, за этот обеспечить какие-либо осязаемые результаты не представляется возможным. Разве что речь может идти о закладке некоего фундамента для дальнейшего выстраивания политики государства, обозначения приоритетов во внутренней и внешней политике. Можно констатировать, что к данной задаче Серж Саргсян подошел со всей ответственностью, и иного подхода он проявить не мог. Поствыборная ситуация в Армении требовала и продолжает требовать от него оперативных действий, а армянская общественность, напротив, - программных действий, нацеленных на обеспечение долгосрочной стабильности.
О причинах, повлекших трагические события в Ереване в ночь с 1 на 2 марта, будет сказано и написано многое. Восстанавливая в памяти эти события, приходишь к констатации нескольких важных моментов, которые и предопределили действия Саргсяна на протяжении прошедших 100 дней. Во-первых, еще до выборов было однозначно понятно, что радикальная оппозиция, ведомая экс-президентом
Так и случилось - длительный марафон акций протеста на площади "Свободы" в Ереване после оглашения итогов выборов, на которых Серж Саргсян победил, набрав чуть больше 52% голосов, не заставил себя ждать. Во-вторых, власти Армении воздерживались от применения силы в адрес митингующих вплоть до того момента, когда стало очевидно, что Тер-Петросян начал процесс постепенного растаскивания и разрушения важнейших институтов государства. Используя разветвленную партийную инфраструктуру АОД и методы агрессивной пропаганды, в министерствах и ведомствах, силовых и специальных структурах был инициирован процесс брожения. Общественность умышленно градировалась на "своих" и "чужих", зрело гражданское противостояние. Стало очевидно, что промедление могло бы обернуться непредсказуемыми последствиями не только для представителей правящей элиты, но и для республики в целом. Задача обеспечения передачи власти выигравшему на выборах кандидату всецело стояла перед уходящим президентом Робертом Кочаряном, поскольку именно он до инаугурации нового президента являлся ответственным за сохранение конституционного строя. Действия экс-президента были довольно жесткими, но, как представляется, в своей жесткости неизбежными. Как выяснилось, сторонники оппозиции не собирались легко сдавать насиженные позиции, что обернулось кровавыми столкновениями в центре Еревана, потрясшими по своим масштабам и агрессивности большое количество жителей столицы Армении, не являвшихся непосредственными участниками данных событий. Конституционный строй в Армении был защищен, передача власти состоялась, однако встал вопрос об ответственности за жизни жертв этих событий. Ответить на этот вопрос предстоит уже непосредственно Сержу Саргсяну, взявшему бразды правления республикой.
В-третьих, вся риторика лидеров оппозиционного движения была выстроена на критике итогов правления Роберта Кочаряна и недоверии к вновь избранному президенту Саргсяну. В этой части стоит подчеркнуть, что эффективность правления Кочаряна, на самом деле, оценить весьма сложно. Драматическая борьба армянского народа за право существования, Армении - за право быть государством, а армянского общества - за право жить в нормальном государстве, кажется, не прекращалась никогда. Оглушительные успехи на этом поприще были достигнуты разве что в период нахождения в составе СССР, когда, по сути дела, был построен Ереван, налажена промышленная и транспортная инфраструктура, люди зажили в комфорте и безопасности. С развалом Союза и приходом к власти Армянского общенационального движения республика погрузилась в войну, тьму и хаос. Состояние, в котором Армения перешла из рук Тер-Петросяна в руки Роберта Кочаряна, назвать прогрессивным нельзя никак. С другой стороны, первые пять лет правления Кочаряна многим внушали оптимизм, хотя и ему переломить ситуацию не удалось. Лишенная каких-либо стратегических преимуществ, находящаяся в сложнейшем и напряженном регионе, блокированная соседними государствами, Армения и сегодня переживает драматический этап своей истории. Как преодолеть эти многочисленные вызовы, какую строить экономику и как развивать отношения с соседними государствами, где решение проблемы Карабаха и как распорядиться трагическим историческим наследием - ответов на эти вопросы в многочасовых лекциях экс-президента Тер-Петросяна не было. Зато именно эти проблемы встали перед новым президентом республики Сержем Саргсяном, а инициированный оппозицией внутриполитический кризис удвоил его ответственность за свои первые шаги в формулировании конкретных путей решения этих задач.
Может показаться циничным, но в этой сложности положения нового президента был один плюс - атмосфера, предвещающая неминуемые реформы. Ситуация назрела, и необходимость скорейших перемен начали осознавать все - и армянская общественность, и заинтересованные внешние стороны. Но, самое главное, трезво осознавал эту необходимость и сам президент. По всей видимости, для команды нового президента было также очевидно, что первейшей задачей является восстановление доверия со стороны общественности, дезориентированной вышеупомянутыми процессами. Клубок проблем, подрывающих доверие общества к власти в Армении, типичен для многих постсоветских стран - коррупция, доминирование кланов, монополизация целых отраслей экономики, низкий уровень социальной защищенности граждан. Лакмус, демонстрирующий готовность любой власти решать такого рода проблемы, - это кадровая политика. В этой части за сто дней президентства Саргсяна произошли серьезные сдвиги. Много новых людей появилось в правительстве, которое возглавил опытный финансист и довольно амбициозный политик
Внешние вызовы определяют стабильность власти в Армении не в меньшей, а даже в большей степени, чем внутренние. Общественный запрос на безопасность в Армении чрезвычайно актуален. С определенной долей уверенности можно сказать, что экс-президент Роберт Кочарян продержался на президентском посту два срока, в первую очередь, благодаря тому, что избегал авантюрных прожектов во внешней политике. И несмотря на это, ситуация на Южном Кавказе меняется с калейдоскопической скоростью. Конкуренция между Россией, США и
Свой первый официальный визит Серж Саргсян совершил в Россию. И это естественно. Россия является основным политическим и торгово-экономическим партнером республики. На встрече с
За 100 дней президентства Сержу Саргсяну удалось заявить о себе как об ответственном представителе Армении в переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В период перед инаугурацией Сержа Саргсяна было много разговоров о провале процесса и перспективах новой войны. Опасения подогревались позицией официального Баку, то и дело угрожающего начать военную кампанию по "освобождению своих территорий". В период драматических событий на улицах армянской столицы произошло крупное столкновение на линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Армии обороны Нагорного Карабаха. Пока Левон Тер-Петросян растаскивал по кирпичикам армянский дипломатический корпус, азербайджанской стороне удалось провести в Генассамблее ООН резолюцию о необходимости скорейшего вывода армянских сил с "оккупированных территорий Азербайджана". Характерно, что против резолюции проголосовали страны-сопредседатели Минской группы
Взаимоотношения с ЕС и европейскими структурами - важный внешнеполитический приоритет Армении. Республика объявила углубление европейской интеграции - краеугольной задачей и старается соответствовать выдвигаемым в ответ требованиям и стандартам. События, произошедшие в ночь с 1 на 2 марта, результатом которых стала волна арестов и судебных разбирательств, пополнила список претензий европейской бюрократии к Армении. Парламентская Ассамблея
После 100 дней правления Сержа Саргсяна ситуация в республике стабилизировалась, власть демонстрирует способность отвечать внутренним вызовам, но, как представляется, она еще не вполне восстановилась, чтобы в полной мере отвечать вызовам внешним. В ближайшие задачи команды Сержа Саргсяна должны входить меры по дальнейшему укреплению внутренней стабильности и гражданского спокойствия, снятию у оппонентов всяческих надежд на возможность реванша, а также выход на активную информационную внешнеполитическую работу. Продолжая логику сравнения, примененного в начале данной статьи, Сержу Саргсяну удалось за короткий период устранить последствия неосторожных действий в момент передачи власти, теперь ему необходимо доказать свою способность донести эту чашу до твердой и безопасной поверхности.