Юбилей предательства: к 70-летию Мюнхенского сговора (30 сентября 1938)
Осенью 2008 года человечество будет вспоминать одну из самых мрачных и позорных страниц в политической истории XX века - Мюнхенское соглашение 30 сентября 1938 года между нацистской Германией, фашистской Италией, демократической Англией и демократическоц Францией, которое санкционировало расчленение суверенной Чехословакии и открыло дверь к ликвидации ее государственной независимости. После Мюнхена путь Европы ко
Политическая история Мюнхенского сговора - так это событие зовется в русской традиции - хорошо изучена и освещена в специальных работах; ей посвящены научные монографии и сборники дипломатических документов на разных языках. Однако многие факты и ключевые выводы из истории Мюнхенского сговора сейчас не слишком хорошо известны широкой общественности в России и за ее пределами. Они чересчур "неудобны" для встраивания их в ту концепцию истории международных отношений времен кануна и возникновения Второй мировой войны, которая усиленно культивируется заинтересованными интеллектуальными и политическими силами. Поэтому мы, не сглаживая острых углов, напомним вкратце основные события Чехословацкого кризиса 1938 года, особенности возникновения и реализации Мюнхенского соглашения и его прямые последствия.
В результате Первой мировой войны и крушения старых европейских многонациональных империй - Германской, Австро-Венгерской и Российской - в Центральной и Восточной Европе образовался целый ряд новых региональных "малых империй" - Вторая Речь Посполитая, Королевство СХС (Югославия), Великая Румыния, Чехословакия. Не получили своего воплощения политические идеалы многих включенных в их границы национальностей - украинцев, белорусов, литовцев и немцев в Польше, трансильванских венгров и добруджанских болгар в Румынии, хорватов, словенцев и македонских болгар в Югославии и т.д.
Исключением не стало и положение национальных меньшинств в Чехословакии, границы которой были определены Версальским, Сен-Жерменским и Трианонским мирными договорами стран Антанты с Германией, Австрией и Венгрией соответственно. По этим договорам в состав Чехословакии, помимо земель с преобладающим населением двух титульных наций, вошли области со смешанным населением и компактным проживанием этнических венгров, поляков, русинов и немцев. Именно вопрос о положении немецкого населения в Чехословакии и, прежде всего, в приграничной Судетской области, где проживало 3,3 млн. немцев, стал источником кризиса 1938 года и Мюнхенского сговора.
Территориальная целостность Чехословакии была защищена целым рядом международных пактов и соглашений, в том числе договорами о взаимной помощи с несколькими наиболее могущественными государствами послевоенной Европы. Прежде всего, нерушимость суверенных границ Чехословакии и коллективная защита ее от внешней агрессии были гарантированы основополагающим документом Версальской (Версальско-Вашингтонской) системы послевоенного мироустройства - Уставом Лиги Наций, включенным в качестве первой части во все мирные договоры Парижской конференции 1919-1920 гг. Коллективная защита каждого члена Лиги Наций в случае агрессии или ее угрозы была конкретно предусмотрена статьями 10, 11, 16 и 17 Устава Лиги.
Кроме того, Чехословакия являлась членом образованного в 1920-1921 гг. блока т.н. "Малой Антанты", в который входили также Югославия и Румыния. Главной целью этого союза было совместное сдерживание возможных попыток реванша Венгрии и Болгарии. Фактически, для держав-победительниц в Первой мировой войне "Малая Антанта" служила барьером на пути проникновения германского влияния в Дунайский регион и на Балканы.
25 января 1924 года Чехословакия и Франция заключили бессрочный договор о союзе и дружбе, который был дополнен франко-чехословацким гарантийным пактом, подписанным в Локарно 1 декабря 1925 года и предусматривавшим защиту Францией границ Чехословакии.
16 мая 1935 года, вскоре после установления дипломатических отношений между СССР и Чехословакией, этими государствами также был заключен договор о взаимопомощи. В этом документе было особо оговорено, что помощь одного участника другому, ставшему жертвой агрессии, может быть оказана лишь в случае выступления на стороне последнего Франции. Данный пункт был включен в договор по настоянию тех сил в Чехословакии, которые боялись чрезмерного сближения с Советским Союзом. Незадолго до этого, 2 мая 1935 года, договор о взаимопомощи (однако без военной конвенции) был заключен и между СССР и Францией. Таким образом, СССР, Франция и Чехословакия оказались взаимно связаны сетью двусторонних соглашений, которые и составили основу т.н. системы "коллективной безопасности", направленной на предотвращение попытки германского реванша в Европе.
Наконец, и Чехословакия, и Германия, подобно большинству европейских государств, были участницами Парижского пакта 27 августа 1928 года об отказе от войны как средства национальной политики ("Пакт Бриана - Келлога"). Казалось бы, нерушимость границ Чехословакии и коллективная защита их от угрозы агрессии были прочно гарантированы международным сообществом. Однако, как показали ближайшие события, все перечисленные пакты и договоры, при пассивно-капитулянтской позиции "западных демократий", оказались бессильны остановить агрессивную гитлеровскую Германию.
Сразу после своего прихода к власти в 1933 году
Весной 1938 года, под влиянием аншлюса (присоединения) Третьим рейхом Австрии, СНП активизировала свои сепаратистские усилия в Судетах. 24 апреля лидер СНП К. Генлейн выступил с требованием предоставления полной автономии Судетам. Уже тогда Германия начала давление на Прагу угрозой силы и военных действий. 19 мая началась концентрация германских войск на границах Чехословакии. На следующий день чехословацкое правительство объявило частичную мобилизацию, в Судеты были направлены дополнительные воинские контингенты. 22 мая партия Генлейна объявила муниципальные выборы в Судетской области "плебисцитом" о присоединении ее к Германии, а 30 мая Гитлер утвердил представленный командованием вермахта (ОКВ) оперативный план "Грюн" (Fall Grün) по войне с Чехословакией, который должен был быть осуществлен не позднее 1 октября 1938 года. Однако остроту майского кризиса удалось преодолеть средствами политики; СНП, объявившая о разрыве с правительством страны, вновь вернулась за стол переговоров.
Под давлением западных держав чехословацкое руководство стало склоняться к достижению компромисса с судетскими немцами. 22 июля британское правительство потребовало от Чехословакии принять меры по "умиротворению" Европы. В ответ Прага выразила готовность рассмотреть вопрос о предоставлении Судетам автономии. 3 августа 1938 года в Чехословакию с неофициальной миссией от британского правительства Невилла Чемберлена прибыл видный либеральный деятель лорд Уолтер Рансимен (Walter Runciman), взявший на себя функции посредника в переговорах между чехословацким правительством и движением судетских немцев. В течение выполнения своей миссии Рансимен занимал пронемецкую позицию; правительству Бенеша он рекомендовал принять ряд компромиссных мер, в частности. по включению немцев в органы власти, образованию немецкой и венгерской автономий. В итоговом докладе британскому правительству Рансимен рекомендовал передачу Судетской области Германии без проведения там референдума. Само направление в Чехословакию посреднической миссии Рансимена де-факто означало признание Британией политической организации судетских немцев в качестве полноправной стороны-участницы конфликта.
Официальная Прага дала согласие на выполнение предложений миссии Рансимена. Однако Генлейн, действовавший по прямым указаниям Гитлера, отверг все компромиссные начинания и выступил с требованием передачи Судетской области Германии. В Судетах участились случаи столкновений немецких активистов с чешскими войсками и полицией. 13 сентября правительство было вынуждено объявить в этой области военное положение. Неудавшийся немецкий путч был подавлен к 15 сентября; десятки человек были убиты и ранены, Генлейн бежал в Германию. 15 сентября во время встречи с Чемберленом в своей резиденции в Берхтесгадене Гитлер заявил о намерении аннексировать Судетскую область, ссылаясь на право населяющих ее немцев на самоопределение.
19 сентября представители Англии и Франции предложили правительству Чехословакии согласиться на уступку Германии районов Судетской области, населенной преимущественно немцами. Сразу после этого чехословацкое правительство запросило Москву, готов ли СССР в случае германской агрессии против Чехословакии выполнить свои союзнические обязательства по договору 1935 года и добиваться в Лиге Наций коллективного выступления в защиту Чехословакии на основании статей 16 и 17 Устава Лиги. Советское правительство дало однозначный утвердительный ответ на оба вопроса. Заручившись поддержкой СССР, правительство М. Годжи отклонило англо-французскую ноту от 19 сентября. Однако в ночь с 20 на 21 сентября послы Великобритании и Франции предупредили президента Э. Бенеша, что в случае его отказа уступить Судетскую область Германии - Париж и Лондон откажутся признать Чехословакию жертвой агрессии, со всеми вытекающими последствиями. Более того, прозвучали слова о том, что в случае совместного выступления Чехословакии и СССР борьба с ними может принять характер "крестового похода" против большевиков и тогда Англии и Франции трудно будет остаться в стороне от нее. Именно тогда, в 2 часа ночи 21 сентября, за девять дней до Мюнхенского сговора, состоялся главный и принципиально важный акт предательства "западными демократиями" Чехословакии.
Само Мюнхенское соглашение 30 сентября стало лишь развитием и формальным закреплением этой позиции Англии и Франции. Узнав о согласии Чехословакии на уступку Судетской области, Гитлер немедленно выдвинул новые требования к Праге - удовлетворение ею территориальных претензий Венгрии и Польши, оккупация Судет вермахтом до 26 сентября, проведение плебисцита об определении принадлежности всех районов Чехословакии, где немецкое население составляло более 50%. Эти новые, несоразмерно выросшие требования были несовместимы с суверенным статусом Чехословакии. Правительство М. Годжи было вынуждено уйти в отставку; новый кабинет сформировал генерал Я. Сыровы. Вечером 23 сентября его правительство объявило всеобщую мобилизацию, которая протекала с полным успехом, при огромном воодушевлении чехословацких резервистов.
На протяжении всего развития Судетского кризиса 1938 года руководство Советского Союза заявляло о своем безоговорочном соблюдении условий договоров о взаимопомощи и обязательств члена Лиги Наций. СССР заверял своего чехословацкого союзника о готовности прийти ему на помощь в случае германской агрессии, причем даже при отказе Франции поддержать Чехословакию. Однако недружественные СССР режимы в Польше и Румынии, связанные между собой оборонительным союзом, в ответ на соответствующие запросы Москвы заявляли о категорическом отказе пропустить советские войска через свою территорию в случае военного конфликта Германии и Чехословакии.
21 сентября командование Киевского особого военного округа получило приказ выдвинуть к государственной границе СССР Житомирскую и Винницкую армейские группы в составе 10 стрелковых, 6 кавалерийских дивизий, 4 танковых и 1 мотострелковой бригад. 23 сентября была издана директива Наркомата обороны и Генштаба РККА о приведении в боевую готовность войск Белорусского Особого и Калининского военных округов и выдвижении к границе частей Витебской и Бобруйской армейских групп и о сосредоточении бомбардировочной авиации в районе гг. Витебск, Орша. Всего в последней декаде сентября к западным границам Советского Союза было выдвинуто 30 стрелковых и 10 кавалерийских дивизий, пополненных резервистами до штатов военного времени. В полную готовность были приведены соответствующие авиационные и механизированные части.
В те же дни советское дипломатическое ведомство несколько раз предлагало Чехословакии прийти ей на помощь в соответствии с договором 1935 года, даже без получения согласия Польши и Румынии на проход частей РККА и без санкции Лиги Наций. Однако правительство Чехословакии продолжало колебаться и предпочло не настаивать на безусловном оказании помощи Советским Союзом.
СССР на деле доказал полную готовность безоговорочно выполнить все свои союзнические обязательства по отношению к Чехословакии. Однако вынужденная скорая дипломатическая капитуляция Праги не позволила СССР оказать обещанную помощь. И все же можно с полным правом говорить о неизмеримом моральном превосходстве позиции СССР во время кризиса 1938 года, по сравнению с поведением всех прочих союзников и партнеров Чехословакии, прежде всего, Франции, изменнически нарушившей свои обязательства по договорам 1924-1925 гг.
Рассматривая военный аспект Судетского кризиса 1938 года, подавляющее большинство экспертов того времени и позднейших исследователей сходятся во мнении, что Германия тогда не обладала необходимыми силами и ресурсами для борьбы с силами стран-участниц системы "коллективной безопасности". Вооруженные силы Чехословакии располагали самым современным оружием и техникой и представляли внушительную военную мощь; после мобилизации они насчитывали 37 дивизий (1,6 млн. человек, 469 танков, 718 самолетов). В боевую готовность была приведена система мощных оборонительных сооружений на границе Германии. Для сравнения, к моменту подписания Мюнхенского соглашения Германия располагала вооруженными силами численностью 1,8 млн. человек, 720 танками, 2400 самолетов. В случае вступления в конфликт Франции и СССР, лагерь противников Германии получил бы подавляющий перевес в силах над ней.
Однако "западные демократии" придерживались избранного ими курса на умиротворение агрессора и предпочли дипломатическое "выкручивание рук" Чехословакии. Днем 29 сентября в Мюнхене начала работу четырехсторонняя конференция глав правительств Германии (А. Гитлер), Италии (Б. Муссолини), Англии (Н. Чемберлен) и Франции (Э. Даладье), которые взяли на себя выработку условий разрешения Чехословацкого кризиса. Представители самой Чехословакии в унизительной для них форме даже не были допущены до участия в работе конференции. СССР и США - две могущественные мировые Державы - также не были приглашены на конференцию. Это ясно и недвусмысленно свидетельствовало о желании двух ведущих европейских демократий совместно с двумя диктаторскими режимами исключить Советский Союз из процесса обсуждения и решения вопросов политического переустройства Центральной Европы.
В 1 час ночи 30 сентября было подписано историческое Мюнхенское соглашение. Формально в его основу легло предложение фашистского итальянского правительства, которое полностью соответствовало интересам Гитлера. Согласно этому соглашению, Чехословакия должна была в период с 1 по 10 октября очистить Судетскую область со всеми укреплениями, сооружениями, путями сообщений, фабриками, запасами оружия и т.д. Также Прага обязалась в течение трех месяцев дать удовлетворение территориальным претензиям Венгрии и Польши. Оставшаяся часть территории Чехословакии получала гарантию неприкосновенности со стороны четырех держав-участниц Мюнхенского соглашения. В 2 часа 15 минут представители Чехословакии были вынуждены подписать навязанные им условия. Так вступил в силу Мюнхенский сговор.
По своему характеру Мюнхенское соглашение было неприкрытым диктатом грубой силы в отношении Чехословакии, суверенного государства, члена Лиги Наций. Предложение двух ведущих "западных демократий" подкреплялось их угрозой предоставить Германии свободу рук в отношении Чехословакии. Фактически Англия и Франция попытались умиротворить германского агрессора посредством насыщения его аппетитов за счет чужой, чехословацкой территории.
В соответствии с Мюнхенским соглашением, 1 октября части вермахта вступили на территорию Судетской области. В результате вынужденной уступки Судет Чехословакия лишалась не только густонаселенных и промышленно развитых районов, но и сильнейшей системы оборонительных сооружений на прежней германской границе. Служивший в то время в штабе 3-го корпуса офицер вермахта вспоминал: "Проходя мимо мощных чешских оборонительных сооружений, каждый из нас испытывал чувство облегчения оттого, что удалось избежать кровопролитной борьбы". После Мюнхена Чехословакия была не только раздавлена морально и лишена веры в помощь "западных демократий", но и существенно ослаблена в военном отношении, фактически обезоружена перед угрозой дальнейшей германской экспансии.
Прямыми соучастниками Германии в послемюнхенском разделе Чехословакии выступили два других государства Центральной Европы - Польша и Венгрия. Со времен окончания Первой мировой войны и Версальского начертания границ в Европе обе эти страны имели свои территориальные претензии к Праге, которые и были выдвинуты ими во время обострения Судетского кризиса.
Вторая Речь Посполитая стремилась присоединить Тешенскую (Тешинскую) Силезию, переданную Чехословакии решением международного арбитража 1920 года. В ряде районов этой области этнические поляки составляли большинство. Еще во время майского кризиса 1938 года вокруг Судет три польские дивизии были сосредоточены на границе Тешенской Силезии.
20 сентября представители польского и германского правительств подписали соглашение о координации усилий в случае начала военных действий против Чехословакии. 21 сентября 1938 года на чехословацкой границе началось сосредоточение "Оперативной группы Силезия" Войска Польского. В тот же день польский посланник в Праге официально предъявил чехословацкому правительству требование передачи Польше Тешенской области. 1 октября 1938 года, на следующий день после подписания Мюнхенского соглашения, польский представитель вручил министру иностранных дел Чехословакии Камилю Крофте ультиматум, в котором Польша требовала до полудня 1 октября начать передачу ей Тешенской Силезии. Не дожидаясь официального ответа чехословацкой стороны, польские войска перешли границу и начали операцию "Заользье" - оккупацию спорной территории.
Таким образом, Польша, непосредственно координируя свои военно-политические мероприятия с действиями нацистской Германии, стала прямым участником расчленения суверенной территории Чехословацкой республики, последовавшего за Мюнхенским сговором. В тексте Мюнхенского соглашения было отдельно прописано, что Германия отказывается гарантировать новые границы Чехословакии, пока не будет урегулирован вопрос с польским и венгерским меньшинствами.
Тем самым в этом соглашении была заложена (и, по сути, санкционирована участниками Мюнхенской конференции) возможность предъявления Чехословакии дополнительных претензий и отрыва от нее новых территорий Польшей и Венгрией. Участие Польши в событиях Судетского кризиса и в разделе территории Чехословакии не может быть расценено иначе, чем как агрессивный акт, нарушавший основополагающие принципы Лиги Наций.
23 сентября 1938 года, за неделю до Мюнхенского сговора и за год до начала Освободительного похода РККА в западную Украину и Белоруссию, правительству Польши была направлена нота НКИД СССР с предупреждением о денонсации пакта о ненападении между СССР и Польшей в случае перехода польскими войсками границы Чехословакии. В заявлении говорилось: "Если бы в подтверждение этих сообщений войска Польши действительно перешли границу Чехословацкой республики и заняли ее территорию, правительство СССР считает своевременным и необходимым предупредить правительство Польской республики, что на основании ст. 2 пакта о ненападении, заключенного между СССР и Польшей 25 июля 1932 г., правительство СССР, ввиду совершенного Польшей акта агрессии против Чехословакии, вынуждено было бы без предупреждения денонсировать означенный договор". Это заявление около 4 часов утра 23 сентября 1938 г. было передано заместителем народного комиссара иностранных дел СССР В. П. Потемкиным поверенному в делах Польши в СССР Т. Янковскому.
Агрессия Польши против суверенных границ Чехословакии не замедлила последовать, что автоматически и без дополнительных оповещений повлекло за собой денонсацию советско-польского пакта о ненападении 1932 года. В свете вышесказанного представляется непонятным, на каком основании польские историки, публицисты и широкая общественность могут говорить о юридической, моральной и исторической несправедливости раздела территории Польши на сферы влияния по пакту Молотова - Риббентропа и занятия частями РККА западной Украины и Белоруссии. В отношении Польши в сентябре 1939 года Советский Союз поступил совершенно так же, как Речь Посполитая обошлась с Чехословакией в октябре 1938 года.
Вслед за Германией и Польшей свои территориальные притязания к Чехословакии выдвинула хортистская Венгрия. Этот вопрос стал предметом рассмотрения 1-го Венского арбитража, на котором посредниками выступили только нацистская Германия и фашистская Италия, уже без участия западных демократий. По сути, после Мюнхена Англия и Франция окончательно уступили Германии главенствующую роль в вопросах определения территориально-политического устройства центрально-европейского пространства.
По решению Венского арбитража, подписанному и вступившему в силу 2 ноября 1938 года, Чехословакия была вынуждена пойти на уступку Венгрии южных районов Закарпатской Руси и Словакии площадью 11.886-11.915 кв. км., с населением около 1040 тыс. человек. 6 ноября 1938 года венгерские войска под личным водительством адмирала Миклоша Хорти перешли чехословацкую границу и заняли отмежеванную Венгрии территорию.
В результате 1-го Венского арбитража Чехословакия оказалась территориально отрезана от Румынии, своего союзника по блоку "Малой Антанты". Тем самым фактически разрушался этот военно-политический союз Чехословакии, Румынии и Югославии, создававшийся в 1920-е годы как инструмент противодействия возможным попыткам реванша Венгрии и Болгарии и распространению германского влияния в Дунайском регионе и на Балканах.
Триумфальное для Третьего рейха бескровное решение Судетского вопроса существенно укрепило популярность Адольфа Гитлера в стране. Пассивно-примирительная позиция "западных демократий" во время Судетского кризиса, их фактическая капитуляция в Мюнхене и крах системы "коллективной безопасности" уверили руководство Третьего рейха в его безнаказанности и подтолкнули к дальнейшим агрессивным шагам. Уже 21 октября 1938 года Гитлер отдал директиву командованию вермахта по подготовке к "улаживанию вопроса оставшейся Чехии" (Erledigung der Rest-Tschechei), на основе прежнего оперативного плана "Грюн".
Претворение в жизнь этого плана не заставило себя долго ждать. При широкой поддержке Германии руководство автономной Словакии развернуло сепаратистскую деятельность, и центральные власти в Праге были вынуждены 10 марта 1939 года ввести на территории Словакии военное положение и направить туда войска. В ответ прогерманское фашистско-клерикальное правительство Словакии 14 марта провозгласило независимость, которая была в тот же день признана Германией. 15 марта 1939 года части вермахта вступили в Прагу, в соответствии с планом операции "Юго-Восток" (Unternehmen Südost). Государственная независимость Чехословакии была ликвидирована; чешские земли под названием "Протекторат Богемия и Моравия" фактически вошли в состав Третьего рейха. Была пресечена попытка самоопределения автономной прежде в составе Чехословакии Карпатской Украины (Подкарпатской Руси), провозгласившей независимость 15 марта 1939 года. Ее территория площадью 4.657 кв. миль с населением 694 тыс. человек была передана Венгрии.
Реакция Англии и Франции на окончательное расчленение и уничтожение государственной независимости Чехословакии в марте 1939 года стала еще одним вопиющим примером бесчестного политического вероломства "западных демократий". По условиям Мюнхенского соглашения Англия и Франция гарантировали неприкосновенность территории Чехословакии после передачи Германии спорной Судетской области. Однако весной 1939 года и в Лондоне, и в Париже сочли для себя приемлемым не выступить в защиту Чехословакии, тем самым грубо нарушая взятые на себя обязательства. Фактически, Англия и Франция ограничили свой ответ на окончательное уничтожение Чехословакии одними лишь беспомощными дипломатическими протестами.
Вероломное, предательское поведение "западных демократий" в отношении Чехословакии в сентябре 1938 и в марте 1939 года окончательно убедили руководство Советского Союза в ненадежности их как союзников для сдерживания дальнейшей военно-политической экспансии гитлеровской Германии на Восток. Перед СССР четко обозначилась перспектива остаться в одиночестве перед Германией, фактически установившей господство над всей Центральной Европой. Для советской стороны ситуация осложнялась острым противостоянием с Японской империей на дальневосточных рубежах страны, вылившимся летом 1938 года в кровопролитные боевые действия на озере Хасан.
После Мюнхенского сговора и, особенно, после уничтожения независимости Чехословакии в марте 1939 года руководство Советского Союза пришло к выводу о неэффективности системы "коллективной безопасности", фактически уже прекратившей к тому времени свое действие. Все это обусловило вынужденное обращение Кремля к поиску путей двустороннего компромиссного урегулирования отношений с Германией, приведшему в августе 1939 года к подписанию пакта Молотова - Риббентропа. Прямым следствием гибели Чехословакии явилось снятие с поста наркома иностранных дел СССР в мае 1939 года М.М. Литвинова, считавшегося архитектором "коллективной безопасности" и главным публичным трибуном с советской стороны. Новым главой НКИД стал В.М. Молотов, в назначении которого специалисты небезосновательно усматривают выдвижение фигуры, подходящей для достижения временного компромисса с Германией. Тем не менее, даже после двукратного предательства "западными демократиями" Чехословакии, советское руководство было готово рассматривать вопрос о заключении военного союза с Англией и Францией и о коллективных гарантиях безопасности прибалтийских государств от германского нападения. Переговоры об этом велись вплоть до 20-х чисел августа 1939 года, однако английские и французские представители занимали выжидательно-уклончивую позицию, что окончательно заставило Кремль искать обеспечения собственной безопасности в компромиссном соглашении с Германией.
Итак, в результате Мюнхенского сговора 1938 года, при непосредственном и определяющем участии ведущих европейских демократий, были грубо попраны принципы Лиги Наций и полностью разрушена Версальская система государственно-политического устройства Центральной и Восточной Европы, существенно увеличен военный потенциал Третьего рейха (за счет крупнейшего в Европе военно-промышленного комплекса заводов
Отметим в заключение, что в наше время распространен тезис о нежелании стран Западного мира вспоминать о Мюнхенском сговоре как об одной из главных причин возникновения Второй мировой войны, об их стремлении заслонить Мюнхен 1938 года Пактом Молотова - Риббентропа 1939 года. Это наблюдение справедливо, но лишь отчасти. Действительно, мало кто на цивилизованном Западе хочет увидеть напрашивающиеся параллели между "Мюнхенским умиротворением" и современными случаями применением двойных стандартов при манипулировании принципами государственного суверенитета и права наций на самоопределение. Однако некоторые политики и публицисты "западных демократий" нашли свое идеологическое применение опыту Мюнхенского сговора. Признавая на словах, что Англия и Франция в сентябре 1938 года проявили постыдную слабость и фактически капитулировали перед агрессивными поползновениями Третьего рейха, эти люди заявляют, что уроки Мюнхена якобы раз и навсегда обязали страны "демократического мира" и даже наделили их особым моральным правом предпринимать превентивные, в том числе и силовые меры против любых угроз демократии на планете.
Таким образом, ошибкой было бы думать, что спустя 70 лет после Мюнхенского сговора человечество полностью преодолело его моральные последствия и застраховало себя от повторения подобных преступных актов международного произвола, ныне вершащегося подчас именно под прикрытием громких слов о необходимости недопущения новых капитуляций перед агрессорами или диктаторами.
Избранные источники и литература по Мюнхенскому сговору:
1. Новые документы из истории Мюнхена. М., 1958.
2. Документы по истории Мюнхенского сговора 1937-1939. М., 1979.
3. Год кризиса. 1938-1939. Документы и материалы в двух томах. Т. 1-2. М., 1990.
4. Пушкаш А.И. Цивилизация или варварство: Закарпатье 1918-1945. М., 2006.