"Свободная зона Сибири".

(Время_МН 28.03.03. А.Хохлов)

Местные депутаты собираются построить офшор на месте ссылки Сталина

Громкая экономическая декларация прозвучала на заседании законодательной комиссии по природным ресурсам Красноярского края: по свидетельству депутата от Норильского промышленного района Юрия Захаринского, в регионе будет создана так называемая Ангаро-Енисейская свободная экономическая зона. Экспертные расчеты местного НИИ геологии и минерального сырья показали, что дополнительный финансовый приток в краевую казну составит 6 миллиардов рублей, или четверть территориального бюджета!

Мотивы создания "сибирского Кипра" из шести районов вдоль Енисея и нижней Ангары общей площадью не менее миллиона квадратных километров ясны - сырьевой узел, обладающий мощнейшими ресурсами древесины, золота, свинца, цинка и нефти, остро нуждается в притоке специалистов и капиталов. Так, в Туруханске, на месте ссылки Иосифа Сталина, сейчас живет немногим больше населения, чем сто лет назад; а под ногами у трех десятков тысяч человек лежит Ванкорское месторождение нефти с доказанными запасами 150 миллионов тонн. В Мотыгинском районе тридцать лет не могут ввести все мощности уникального предприятия России - Горевского свинцово-цинкового комбината (главная проблема предприятия в том, что основная масса руды скрыта под водой, а на строительство дамбы нет средств). Описанные Анатолием Рыбаковым в "Детях Арбата" леса Кежемского района - это почти полмиллиарда кубометров первосортной ангарской сосны, пользующейся спросом во всем мире. Примеры можно продолжить. Однако, несмотря на проводимые почти ежегодно инвестиционные конференции на тему "привлекательности" ангарских и енисейских районов, ни одна известная в мире компания пока не желает поделиться капиталовложениями с сибиряками.

В девяностых годах Красноярский край часто посещали представители Shell, Rio Tinto Zink, Всемирного банка, раскланиваясь, подписывали протоколы о намерениях, но дело не сдвигалось с мертвой точки. В кулуарах говорили, что превращению Туруханска в "НьюМоскву" мешают три серьезные проблемы - отсутствие инфраструктуры, налоговое бремя и криминализация местной экономики. Попытки выстроить своеобразный аналог офшорной зоны в семистах километрах от Транссибирской магистрали предпринимались и раньше - но они упирались в бюджетную неразбериху. По действующим нормативам административного переустройства, для создания острова налоговых льгот необходимы гарантии прямого дотирования группы районов из казны соседних территорий, всего региона или даже федеральные трансферты до начала полной окупаемости "сибирского Кипра". Такую ответственность на себя брать никто не хотел. Однако неожиданные подвижки в этом вопросе, как утверждают в пресс-службе законодательного собрания Красноярского края, вызваны теплыми отношениями Юрия Захаринского и группы депутатов от Заполярья с губернатором Александром Хлопониным. Ставленники "Интерроса" пробовали еще на Таймыре воплотить в жизнь многие экономические новации, однако на всю Россию они не прогремели - слишком традиционна и инертна система монопольной торговли металлами.

Большой край - совсем другое дело. Появление на безлюдных просторах Сибири "северной зоны свободной экономики", как считают единомышленники местного парламента и администрации, должно оживить регион подобно южным СЭЗ в Китае. Тем не менее скептики полагают, что амбициозный проект в ближайшие годы работать не будет. Хотя, учитывая близость Хлопонина к федеральным чиновникам, государственное "добро" можно получить уже в текущем году.

В числе аргументов против новой зоны - практически разрушенные временем промышленные и жилые здания ангарских и енисейских районов, медленная окупаемость средств из-за трудного доступа к подземным кладовым, наконец, нехватка денег в бюджете края. Несмотря на призывы новой команды "совершить экономический рывок", доходная часть красноярской казны снизилась на 15 процентов.

* * *

ЕВГЕНИЙ САБУРОВ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ ИНВЕСТИРОВАНИЯ:

- Чаще всего свободные зоны - это "черные дыры", существование которых экономике не очень полезно. Поэтому попытки их создания в нашей стране совершенно правильно торпедируются Минфином. Ведь что такое свободная зона? Это некий офшор. А общая направленность европейской экономической политики - это ликвидация офшоров. Поскольку сами европейцы их у себя еще не доликвидировали, то под шумок, конечно, можно проскочить и у нас. Другое дело - зачем нам это? Ведь серьезных инвесторов более всего беспокоит вовсе не налоговый режим, а административные барьеры. Кстати, китайские свободные зоны направлены вовсе не на инвестирование, не на облегчение налогового режима, а на смягчение административных барьеров (через выведение этих зон "из социализма") и обучение персонала рыночной экономике. Но мы-то из социализма вышли, значит, снимать административные барьеры, обустраивать цивилизованный рынок и обучать рыночному поведению население надо повсюду, а не в отдельно взятых зонах. Поэтому я не вижу необходимости создавать в России свободные зоны, даже в Чечне. А уж тем более в таком богатом ресурсами регионе, как Красноярский край.

"Красноярск: опытом прирастаем!".

(Правда КПРФ 28.03.03. А.Козырев)

В середине марта состоялась XXXIV отчетно-выборная конференция Красноярского краевого отделения Коммунистической партии Российской Федерации.

В ОТЧЕТНОМ докладе, с которым выступил первый секретарь крайкома партии В. Г. Юрчик, в выступлениях делегатов содержался глубокий и всесторонний анализ экономической и политической ситуации в стране и в крае.

За отчетный период удалось сделать немало. Сегодня краевая организация насчитывает более пяти тысяч коммунистов. Вплотную занимаясь вовлечением в партию молодого пополнения, партийные органы сумели добиться и укрепления материальной базы: появились помещения, автотранспорт. Партийцы оснащаются, правда, медленнее, чем хотелось, оргтехникой. Все больше в краевом партийном отделении людей, работающих на профессиональной основе. Без этого сегодня просто невозможна нормальная и результативная деятельность.

Крайком, отметил докладчик, стремился завоевать лидирующие позиции в политической жизни края, содействовать улучшению социально-экономического положения трудящихся. Особое внимание уделялось работе коммунистов в представительных органах власти. Об этом убедительно свидетельствует позиция депутатов-коммунистов в краевом Законодательном собрании второго созыва. Пока фракция "Коммунисты и аграрии - за власть народа" имела в своем составе 18 депутатов, краевой парламент принимал важные социальные законы в защиту людей. За четыре года не прошло ни одного закона, ухудшающего положение трудящихся. Но как только в 2001 году число коммунистов в ЗС уменьшилось, ситуация изменилась не в пользу большинства красноярцев.

Развивая эту тему, секретарь Канского горкома партии Г. Н. Березутская предложила создать при крайкоме секцию депутатов-коммунистов. Опыт депутатов, работающих в Госдуме и Законодательном собрании, будет полезен всем, особенно народным избранникам из глубинки. С КПРФ сегодня связывают свои надежды миллионы россиян. Как справедливо заметил секретарь Рыбинского райкома партии Г. А. Анисимов, зачастую люди как в последнюю инстанцию идут к местным коммунистам за помощью, в поисках защиты.

Участники конференции всерьез обеспокоены положением в экономике края. То, что в ней происходит, президент Союза производителей, предпринимателей В. И. Сергиенко назвал катастрофой. Продолжается вывоз капитала. Инвестиции резко снизились. Единственным видом инвестиций можно назвать покупку контрольных пакетов акций. Уровень безработицы повышается. В крае началась активная скупка земли. Причем толстосумы делают это воровски, приобретая ее за гроши. Сельским коммунистам надо активнее вести разъяснительную работу, чтобы противостоять этой беде. Землей должны владеть настоящие хозяева, а не жулики. И тут хорошо бы обратиться к проверенному опыту коммун и кооперативов, в которые можно было бы объединить владельцев земельных паев.

О старом опыте вспомнил и член бюро крайкома партии В. П. Колот, долгое время возглавлявший агропромышленный комплекс края. Речь идет о воссоздании машинно-тракторных станций, которые проверены не только советской практикой. Опыт МТС сегодня плодотворно используется в Швеции. Огорчают и недочеты в идеологической работе.

Одним из слабых звеньев член бюро крайкома партии И. С. Малолеткова назвала отсутствие достаточной теоретической базы. Некоторые партийные документы расплывчаты: "Мы не всегда занимаем четкую позицию по отношению к политическим соперникам, слишком доверчивы, казалось бы, к союзникам, которые примазываются к партии, они как мухи на рогах быка". Нельзя считать нормальным и то, что несоразмерно много времени и энергии партийных комитетов уходит на организацию и проведение выборных кампаний".

Партийное слово должно звучать во весь голос, утверждает член бюро Дивногорского горкома партии, член Союза писателей В. Н. Белкин. Это особенно актуально сегодня, когда буржуазные средства массовой информации оболванивают народ, льют потоки грязи на партию, на советскую историю. Надо срывать маски с партий и политических деятелей. Мы пока не полностью используем возможности такого жанра пропаганды, как листовка. Конечно, коммунисты не имеют такого широкого доступа к средствам массовой информации, как привилегированные партии. Но расширить информационное поле все же можно. Предложение Владлена Николаевича достойно того, чтобы его реализовать. Речь идет о распространении аудио- и видеокассет с пропагандистскими материалами. Кассеты с записью выступлений лучших пропагандистов партии, социальными сюжетами, присылаемые из ЦК, могут тиражироваться на местах. Аудитория найдется везде. Прослушивание и просмотр материалов можно организовать как в трудовых коллективах, так и на квартирах. Расходы на это важное дело не так уж и велики, если учесть, что магнитола стоит не более тысячи, а видеомагнитофон - чуть более трех тысяч рублей. По крайней мере, это гораздо дешевле, чем платное время на телевидении. Тем более что большинство каналов ничего подобного никогда не покажет. И если такая система заработает, говорит В. Н. Белкин, в числе первых должен появиться видеофильм о нашем лидере - Г. А. Зюганове. У людей есть интерес к его личности.

Говоря об идеологической работе, нельзя не сказать о роли Шушенского музея-заповедника. Директор музея Г. А. Бугаева рассказала, что после ельцинского переворота 1993 года заповедник был переориентирован на историко-этнографическую тематику, тем не менее все, что связано с именем В. И. Ленина, здесь сохранено. И как бы ни злобствовала желтая пресса, интерес к личности вождя не угасает. В музей приходят дети, родившиеся уже в годы "перестройки", и многие из них впервые узнают о жизни и деятельности Владимира Ильича. Сотрудники музея-заповедника учат ценить историю, ничего не вычеркивая из нее. На это, например, настраивает конкурс сочинений "Человек в истории". Время идет, меняемся мы. Но в книге отзывов посетителей по-прежнему звучит мысль: "Ленин был и остается самой видной личностью XX века". Учитывая уникальность Шушенского музея-заповедника, делегаты предложили часть партийных взносов перечислять в его фонд. Может, есть смысл бросить клич и постране?

Особая тема - рост рядов партии и преемственность поколений. И важно не только число принятых. Важно, чтобы в КПРФ вливалась молодежь. На эту проблему обратил внимание секретарь краевого отделения СКМ Аркадий Волков. "Нас не надо опекать, - говорит комсомольский лидер, - нам надо доверять. Ведь конкретное доброе дело сплачивает людей. Таким делом для комсомольцев стала акция по сбору книг для школ, домов престарелых и воинских частей". За три месяца молодежь направила туда более 30 тысяч томов.

Красноярское краевое отделение КПРФ по праву считается одним из самых боевых в России. Но, как отметил в отчетном докладе В. Г. Юрчик, при всех наших достоинствах не следует упрощать и воспринимать в розовых красках процесс собственного становления. Сделано немало, но наше взросление - это и растущие трудности, усложняющиеся задачи. И надо быть на высоте этих задач. Конференция определила круг задач коммунистов в ходе предстоящих выборов в Государственную думу, хотя это только начало разговора: впереди - сложная и напряженная кампания.

В работе конференции приняли участие и выступили члены Президиума ЦК КПРФ В.М. Видьманов и П.В. Романов. Состоялся организационный пленум краевого комитета партии. На нем первым секретарем единогласно избран Владислав Григорьевич Юрчик.

"На благо населения края".

(Николай Кондратьев "Наш край" 27.03.03)

Общеизвестно, что развитие экономики Красноярского края зависит, в первую очередь, от грамотного, рачительного использования богатейшего природно-ресурсного потенциала. Эффективное использование тех возможностей, которые дает щедрая сибирская земля, просто невозможно без законодательной базы, на которой должны строиться экономические, да и политические взаимоотношения. Именно законотворческая работа постоянной комиссии Законодательного собрания края по природным ресурсам, экологии и природопользованию позволит выработать разумные правила игры, выгодные для населения нашего региона. Примером такой работы стало выездное заседание комиссии под председательством Юрия Захаринского, прошедшее в стенах Красноярского научно-исследовательского института геологии и минерального сырья.

Одним из главных вопросов стало обсуждение проекта программы оптимального природопользования в крае, разработанного специалистами КНИИГиМСа. По словам первого заместителя директора института Сергея Сердюка, по последним оценкам на территории региона сосредоточено до десяти процентов минеральных ресурсов страны. Особенно высока доля края по углю, марганцу, меди, никелю, кобальту и платиноидам. Не меньше запасы леса и воды. Именно поэтому экономика края более чем на 60 процентов зависит от их эксплуатации. Поэтому первостепенная задача - поставить разработку природных ресурсов на благо населения края. Для этого ученые и создали проект концепции. В случае ее реализации поступления в бюджет от минерально-сырьевой базы в течение ближайших семи лет увеличатся в два раза - до четырех миллиардов рублей. Сама концепция должна стать неотъемлемой частью программы социально-экономического развития края на среднесрочную перспективу. Принципы программы - баланс между интересами власти и общества в области развития минеральной базы, формирование природной ренты и правовой базы. Только, введение, природной ренты может дать краю уже к 2010 году до трех миллиардов долларов (при нынешних размерах краевого бюджета в 0,8 миллиарда). Пока же край несет только потери. Депутатами предложено Совету администрации края рассмотреть проект концепции и выработать свои предложения, а органам исполнительной власти при формировании программы социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года и при подготовке краевых целевых природно-ресурсных и экологических программ использовать ее основные положения.

Также депутаты рассмотрели проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ (глава 29 "Водный налог"), а также вопрос о признании утратившим силу Федерального закона "О плате за пользование водными объектами". По сути, речь идет об изменении всего водного законодательства страны. Предполагается увеличить ставки налога за забор воды примерно на треть по сравнению с действующим уровнем. Отдельная норма вводится для населения - она возрастет не так существенно. Предлагается отменить налогообложение предприятий за сброс сточных вод и снизить ставки налога за пользование водными ресурсами для гидротехнических предприятий. Если сейчас они колеблются на уровне 4-20 рублей, то правительство настаивает на семи. И, наконец, вводится само понятие водного налога, чего не было в законодательстве ранее. Сторонником законопроекта выступил депутат, генеральный директор ОАО "Красноярская ГЭС" Сергей Каминский. По его словам, снижение ставок будет реальным благом для края, и в итоге это приведет к уменьшению налоговой нагрузки на такие предприятия, как Красноярская ГЭС. К тому же закон предусматривает компенсационный механизм. Каминский отметил, что " будущем закон сможет способствовать и снижению тарифов на электроэнергию. Однако оценка коллег депутата и специалистов отрасли была не столь однозначна. В итоге было решено принять проект к сведению.

Особое внимание на заседании было уделено проблеме так называемого вольноприносительства. Речь идет о добыче золота частными лицами. По словам Юрия Захаринского, сейчас по разным данным в крае добывается до двух с половиной тонн россыпного золота. Еще по грубым оценкам две- - три тонны попросту оседают у криминальных группировок, которые покупают золото у частных добытчиков по 150-170 рублей за грамм при рыночной цене в 340-350, еще расхищается и на предприятиях. Себестоимость же составляет 100-120 рублей. При организации государственной системы учета металла можно будет решить проблему занятости тысяч людей в брошенных поселках, где раньше добывалось золото. Эта проблема сейчас наиболее актуальна для Курагинского, Ермаковского, Мотыгинского и Северо-Енисейского районов края. Есть потери и у государства. По очень грубым оценкам это более 100 миллионов рублей в год. В связи с такой ситуацией депутат видит (в этом его поддерживают коллеги в ЗС и Государственной Думе РФ) выход из кризиса в легализации вольноприносительства. Еще Александр Лебедь, будучи представителем края в Совете Федерации РФ, внес на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". В нем как раз и закреплено, что добыча драгметаллов может осуществляться физическими лицами в местах, где нет промышленной разработки или там, где она уже завершена. Тогда граждане смогут получить специальные лицензии и выйти из "тени". Тем более что эта инициатива уже одобрена парламентариями в первом чтении. Также необходима и разработка краевого закона о вольноприносительстве в нашем регионе.

Красноярскому краю остро необходим временный закон об экологических платежах. Еще в 1991 году на федеральном уровне был принят закон об охране окружающей среды, подтвержденный постановлением Правительства РФ № 632 за январь 1992 года. Эти нормативные акты как раз и устанавливали размер и распределение платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Документы действовали до начала 2002 года. Именно тогда была принята новая версия федерального закона, а постановление правительства было отменено Верховным судом РФ. Платежи за загрязнение, таким образом, прекратились. Потери в масштабах края оцениваются примерно в один миллиард рублей. Депутаты решили предложить Совету администрации принять меры по погашению задолженности в краевой бюджет по экологическим платежам, образовавшейся до 2002 года, разработать и внести на рассмотрение в ЗС края проект целевой программы по реализации природоохранных мероприятий в 2003 году и предусмотреть погашение кредиторской задолженности по выполненным мероприятиям краевой целевой программы в 2002 году. Депутаты видят решение проблемы в двух основных направлениях. Первое - выход исполнительной власти края в Федеральное Собрание РФ с законодательной инициативой. За основу можно взять проект депутатов Госдумы, рассмотрение которого постоянно откладывается. Второе - принятие на краевом уровне закона "Об охране окружающей среды в Красноярском крае", где можно прописать временные ставки платежей за загрязнение окружающей среды.

Также участники заседания обсудили вопрос о проекте создания Ангаро-Енисейской особой экономической зоны высоких технологий природопользования. По словам Сергея Сердюка, экономическая выгода от реализации этого проекта может составить для краевого бюджета порядка шести миллиардов рублей. А Юрий Захаринский просто убежден, что создание подобной зоны станет платформой для подъема экономики не только края, но и всего сибирского региона, а может, и России. Постоянная комиссия решила поручить Красноярскому НИИ геологии и минерального сырья подготовить аванпроект Ангаро-Енисейской особой экономической зоны высоких технологий природопользования и проект соответствующего федерального закона.

Остается надеяться, что полезные законодательные инициативы красноярских депутатов и ученых найдут понимание в органах исполнительной власти и не увязнут в московском бюрократическом болоте. А жители края, наконец, получат возможность на достойную жизнь.

"Энергетическая концепция".

("Наш край" 28.03.03)

В Красноярском культурно-историческом музейном комплексе Союз промышленников и предпринимателей совместно с Советом администрации и Законодательным Собранием края провел расширенное совещание, посвященное разработке концепции развития энергетики Красноярского края. В работе совещания приняли участие губернатор Александр Хлопонин, председатель Законодательного Собрания Александр Усс, депутаты, руководители ряда крупнейших предприятий, как потребителей, так и производителей энергии, представители РАО ЕЭС России.

Николай Ашлапов, председатель Союза промышленников и предпринимателей края считает, что назрела необходимость проанализировать основные направления развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Красноярского края. Ведь, по сути, речь идет об энергетической безопасности края на длительный период. Это даст возможность совместно обозначить приоритеты, цели и задачи дальнейшей энергетической политики исполнительной власти и хозяйствующих субъектов. Николай Ашлапов заметил, что топливно-энергетический комплекс края - это не только мощности "Красэнерго", о степени износа, которых мы пока можем судить только со слов самих представителей РАО. На нашей территории находятся крупные гидроэлектростанции, атомная энергетика, ТЭЦ, муниципальные и ведомственные котельные, энергетические объекты предприятии-потребителей энергии, угольная промышленность. Поэтому необходим системный подход, комплексная оценка всей энергосистемы.

По подсчетам специалистов, для обеспечения подобной комплексной оценки того состояния, в котором сегодня находится энергетика Красноярского края, потребуется не менее двенадцати миллионов рублей и минимум полгода кропотливой работы. Необходимый уровень проведения энергоаудита берется обеспечить Иркутский институт систем энергетики имени академика Л.А.Мелентьева Сибирского отделения Российской академии наук (ИСЭМ). Этот институт фактически является одним из центров системных энергетических исследований не только в России, но и в мире, сотрудники института принимали участие во многих международных проектах совместно с учеными США, Японии, Великобритании, Германии, Канады.

Директор ИСЭМ, член-корреспондент РАН Николай Воропай отметил, что все заинтересованные в проведении аудита стороны, и в первую очередь администрация Красноярского края, нуждаются в истинной, независимой оценке состояния энергосистемы. Такой экспертной оценки пока нет. Планировать же дальнейшее развитие не только экономики в целом, но и любого бизнеса в крае, не зная действительного состояния топливно-энергетического комплекса, этой жизнеобеспечивающей отрасли, невозможно. Энергетического кризиса, подобного тому, что был допущен в Приморье, сейчас никто не желает ни в одном регионе России.

"Джентльмены предпочитают облигации".

(Дарья Марьялова "Известия - Красноярск" 28.03.03)

ЦЕННЫЕ БУМАГИ СДЕЛАЮТ КРАЮ НЕПЛОХУЮ РЕКЛАМУ

На российском финансовом рынке начался бум субфедеральных и муниципальных облигационных займов, к которому присоединился и наш регион. Месяц назад ("Известия - Красноярск. Банки и финансы" от 6.03.03) мы уже писали о выпуске ценных бумаг администрацией города. На минувшей неделе депутаты Законодательного собрания приняли поправки к краевому бюджету на 2003 год. В числе прочих изменений был утвержден выпуск облигационных займов Красноярского края на сумму в полтора миллиарда рублей.

Администрация Красноярского края дважды подумывала о выпуске облигационных займов. Последний раз эта тема активно муссировалась в 2001 году. Тогда даже была определена сумма выпуска - 830 миллионов рублей, которые сначала должны были быть привлечены в качестве банковского займа, а затем переведены в займ облигационный. К сожалению, благое начинание кончилось ничем. По словам заместителя начальника ГФУ Руслана ЩЕРБАТЮКА, в то время ситуация на финансовом рынке была такова, что дешевле и проще было взять банковский кредит, чем выпустить свои ценные бумаги. Инвесторы не изъявляли особого желания скупать эти ценные бумаги - универсальным средством сбережения денег выступал доллар. Сегодня американская валюта сильно утратила свои позиции, но потребность куда-то вкладывать деньги осталась (и свободных денег в обращении становится все больше) - именно поэтому облигационные займы со своей стабильностью постепенно занимают эту нишу. Причем рост рынка корпоративных облигаций (выпущенных предприятиями) имеет жесткий сдерживающий фактор в виде высокого налога (0,8%) на операции с ценными бумагами. А поскольку государственные бумаги от такого налога освобождены, то они оказываются наиболее предпочтительными.

В этом году выпустить облигационные займы планируют более 30 субъектов РФ и муниципальных образований. Как отмечают специалисты, это уже второй рывок государственных облигаций. Первый случился в середине 90-х, когда муниципалитеты, преимущественно центральных регионов, начали выпускать ценные бумаги. Чем только ни завлекали потенциальных инвесторов региональные власти: сулили садовые участки, телефоны вне очереди, автомобили, квартиры и пр. В лучшем случае попытки выпуска муниципальных ценных бумаг заканчивались недоразмещением (московский жилищный заем 1995 года), в худшем - фактическим дефолтом (заем города Пушкина). А после кризиса 1998 года вообще были свернуты все программы по их выпуску и размещению.

Скорее всего, в этом году облигации Красноярского края все же будут выпущены. По предварительным данным, произойдет это летом. Через несколько дней, в первых числах апреля, краевая администрация намерена объявить тендер среди банков, желающих стать агентами. Уже сегодня есть интерес со стороны нескольких коммерческих банков. Однако на роль организатора выпуска и андеррайтера в основном претендуют московские банки: "Росбанк", "Менатеп", "Альфа-банк", "МДМ-банк". Из местных интерес высказал пока только "Енисейский объединенный банк".

Инициаторы выпуска облигаций, специалисты ГФУ, предполагают, что ставка заимствования составит 15% годовых, это оптимистический прогноз, и поэтому на всякий случай все расчеты делались на основании 18%. По сравнению с 21% банковского кредита, на облигациях край будет экономить более 7 миллионов в год. На обслуживание выпуска и размещения (агентские проценты, расходы, связанные с поддержанием двухсторонних котировок и пр.) в бюджете заложен 21 миллион 960 тысяч рублей. Однако это максимум, вполне возможно, что край обойдется и более скромной суммой.

Кроме экономии на процентах и удлинения срока заимствований до 1,5-3 лет, выпуск облигаций может стать неплохой рекламой для инвестиционной привлекательности Красноярского края. Замначальника ГФУ Руслан ЩЕРБАТЮК так объяснил эту зависимость:

- Во-первых, краю будет присвоен инвестиционный рейтинг, присутствие в котором уже само по себе является рекламой. Во-вторых, экономика края должна стать прозрачной. Мы ежеквартально будем публиковать бюджетные цифры. Причем не только в местных СМИ, но и в Интернете и в федеральных деловых изданиях. Информированность о Красноярском крае повысится. И когда потенциальный инвестор будет выбирать, в экономику какого региона вложить деньги, вполне естественно, что он отдаст предпочтение тому региону, о котором он знает больше всего, экономика которого максимально прозрачна, а кредитная история безупречна.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

За всю историю существования Красноярского края и Енисейской губернии имеются всего два случая выпуска облигаций. Так, в 1911 году по инициативе Красноярской городской управы Министерством финансов были утверждены условия выпуска городского займа со сроком обращения 40 лет. Объем эмиссии тогда составил 600 тыс. рублей, и все привлеченные денежные средства пошли на строительство противопожарного водопровода и организации электрического освещения в Красноярске. В 1997 году Минфин России с целью возврата бюджетных средств, выделяемых для кредитования агропромышленного комплекса страны, произвел конвертацию имеющихся долгов регионов перед федеральным центром в так называемые агрооблигации. При этом выпущенные ценные бумаги были переданы Минфину, который затем по своему усмотрению реализовывал их на финансовом рынке любому заинтересованному лицу. Под этот каток попал и Красноярский край. Ему пришлось в принудительном порядке выпустить собственные облигации на сумму в несколько сотен миллионов деноминированных рублей. И если наш край, в конце концов, смог их погасить, то некоторые регионы до сих пор отказываются по ним платить.

"Время собирать банки".

(Андрей Хохлов "Известия - Красноярск" 28.03.03)

В ТЕКУЩЕМ ГОДУ НАСЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКА ЗАГОНЯТ В ДОЛГИ

После триумфальной победы Петра Пимашкова на выборах 2000 года с бюджетом краевого центра начали происходить непонятные вещи. Красноярск, всегда считавшийся донорской территорией вместе с Норильском и Северо-Енисейским районом, неожиданно стал "попадать на минус" как при официальном заключении финансового баланса, так и во время раздела казначейского бремени между губернской и муниципальной администрациями.

Дошло до того, что в июне минувшего года городской Совет чуть ли не со слезами на глазах принял остаток бюджета с заведомо липовой расходной частью - 7200 миллионов рублей при 6800 миллионах доходов, и, как утверждали информированные люди в кулуарах печально памятной сессии, продекларированные ранее самим Петром Ивановичем 11 миллиардов расходных рублей все равно будут потрачены. Но вот на их покрытие понадобятся кредиты коммерческих банков. Так славный город Красноярск был обанкрочен, словно ватно-прачечная артель "Прогресс".

Политика столичных банков не изменилась и с уходом самого наглого игрока колониального денежного рынка - "Моста". Вспомните знаменитые модифицированные пирамиды типа "МММ", но с солидными офисами и пластиковыми карточками: "Инкомбанк", "СБС-Агро", "Империал", рухнувшие в одночасье после августовского кризиса. Но мощный пласт бюрократии родил на свет Божий настолько продвинутых преемников всероссийского лохотрона девяностых, что они, и, не скрываясь особенно, наплодили новые структуры с сильной финансовой разведкой и промышленным основанием. А фамилии жуликоватого истэблишмента все те же. Впрочем, некоторые главные лохотронщики ныне сделали великолепную карьеру и добрались до высот административной власти. Но речь пока не о них.

...В случае победы на сентябрьских выборах губернатора Петра Пимашкова тяжелых финансовых проблем наш город не испытал бы. (Вот, кстати, одна из базовых версий появления этого претендента на новом политическом поле.) Но случилось то, что случилось, и администрация Петра Ивановича увязла в таких долгах, которые можно покрыть лишь, сбежав в карнавальную Южную Америку, - настолько кабальные условия сейчас предлагают банки европейской части России. А если такие условия мягки, значит, финансисты дают куда более скромные суммы. Как, например, 14 ноября 2002 года, когда мэр и глава банка "Менатеп - Санкт-Петербург" подписали соглашение о сотрудничестве на неопределенное время. Питерские кредиторы пообещали оказать содействие в ипотечных линиях, льготной плате за жилье, помогать "малому бизнесу". (Невозможно уже слышать о помощи "малому бизнесу": все в курсе, все оказывают что-то, а почва для взяток и поборов все благодатнее.) Так вот, в обмен на преимущественное участие в различных городских конкурсах и тендерах санкт-петербургский банк заявил, что может кредитовать Красноярск на "более чем 100 миллионов рублей".

Да это же всего три дня расходов нашего города! В лучшем случае - "Менатеп", безусловно, поможет покрыть мгновенный кассовый разрыв и тем самым заблокировать акцию протеста. Но серьезного решения проблемы красноярских финансов пока не видно. Даже если учесть тот факт, что к администрации краевого центра внимательно присматривается "кошелек "Интерроса" - сильнейший "Росбанк". Многие уже слышали, как ведущие специалисты мэрии были вынуждены пойти на отчаянный шаг - разработку облигационной программы, презентация которой состоялась на днях. Но о чем, по сути, идет речь? Как то ни странно - о предложении кредитовать народ, вероятнее всего, под залог недвижимого имущества (других рычагов возврата у среднестатистического россиянина быть просто не может). Резон есть. Финансовая интервенция "Росбанка" на какое-то время, возможно, и смягчит удар по жертвам коммунальной реформы, но что будет потом?

В эти дни владельцы сотен коммерческих структур Красноярска поневоле поднимают цены на собственные услуги - начиная с Нового года резко выросла плата за электричество и тепло. В этих условиях неизбежно образуется денежная пустота между огромным классом мелких предпринимателей и "зарплатников", потому что ни один из местных банков пока на помощь не спешит. Ведущие красноярские брэнды, к слову, менее пострадавшие в августе 1998-го, по инерции работают с предприятиями-учредителями, а до забот рядового зажиточного гражданина им и дела нет. Гарант не тот.

А теперь - элементарный подсчет.

При реальном дефиците городской казны в три-три с половиной миллиарда рублей заход одного, пусть даже и самого серьезного банка, дает не более трех процентов резервной выручки - даже без учета набегающей пени видно, что необходимо участие трех десятков финансовых или страховых учреждений. Краевой центр серьезно работает только с пятью-семью банками. И не исключено, что скоро в городе Петра Ивановича будет введена политическая форма внешнего управления, то есть место руководителя займет полностью управляемый финансовыми структурами человек. Так не отсюда ли растут уши у многочисленных слухов о кардинальной смене красноярской административной команды?

b>

(Владимир Крутиков "Экономика и жизнь - Сибирь" 28.03.03)

Еще 3 февраля губернатор края Александр Хлопонин своим постановлением утвердил состав оргкомитета по подготовке программы социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года. В его состав вошли работники краевой администрации, председатели профильных комиссий Законодательного собрания края, представители от региональных подразделений федеральных структур власти, а также руководители ряда крупных промышленных предприятий. На уходящей неделе состоялось первое заседание этого оргкомитета, на котором были озвучены концептуальные подходы к разработке программы. Выступившие на совещании заместители губернатора Эдхам Акбулатов и Сергей Сокол также ознакомили собравшихся и с предполагаемы структурой будущего программного документа объемом порядка 1500 страниц, а также с тематикой научно-исследовательских работ, которые намечено провести в связи с его подготовкой. В ходе прений структура (примерное оглавление) будущей программы, как и тематика НИРС, были в целом одобрены.

Раньше программы развития регионов строились по отраслевому принципу. Брался набор инвестиционных проектов предприятий, грубо говоря, "хотелок", и увязывался в общей программе. Сегодня решено отказаться от такого подхода. Проектируемая программа базируется на так называемом институциональном подходе, призванном способствовать созданию на региональном уровне механизма, который бы создал действенные условия для проведения преобразований в различных отраслях социальной сферы, экономики, промышленной политики. Поэтому и структура будущей программы будет иной, необычной. Думается, такой подход оправдан. Как отметил на совещании Эдхам Акбулатов, в настоящее время Россия переживает семь крупных структурных реформ (одновременно идет реформа энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, госуправления и так далее). В этих условиях отраслевой принцип планирования и регулирования экономики государством самого себя не может быть в полной мере эффективным.

На совещании было заявлено, что впредь заседания оргкомитета по созданию комплексной программы социально-экономического развития Красноярья будут проходить регулярно. Сама же программа должна быть подготовлена в максимально короткие сроки - не позднее июня.

"Как дурят рядовых".

("Красноярская газета" 28.03.03)

ЮРЧИК СОРВАЛ ПАРТКОНФЕРЕНЦИЮ В АЧИНСКЕ

Уважаемая редакция "Красноярской газеты"!

В прошедшем, 2002 году я неоднократно обращался к своим товарищам по партии и к тем, кому опостылел правящий режим, с призывом к объединению в один мощный Союз. Я также предлагал заменить весь состав ЦК КПРФ, а вместе с ними и руководителей краевой организации КПРФ. Я выражал и продолжаю выражать недоверие всему составу ЦК, а В. Г. Юрчику в особенности. Этому есть объяснение и веские причины. О них-то (причинах) и пойдет речь.

ДАВАТЬ ОЦЕНКУ, приводить факты о "деятельности" ЦК КПРФ и возглавляемой Г. А. Зюгановым депутатской фракции в Госдуме я не стану. Дело в том, что эту "деятельность" - не работу фракции, а именно "деятельность" в кавычках - достаточно наглядно осветил Александр Вячеславович Петров ("КГ", № 87 за 2002 г.).

На основании этой информации я оцениваю пребывание фракции КПРФ как времяпрепровождение, которое не заслуживает даже отрицательной оценки. Все это - словоблудие, эмоции и страх потерять свои депутатские мандаты. Но если бы только это, то это еще куда ни шло! Страшно то, что иссякает вера людей в партию! Народ перестает нам верить. Он не видит наших реальных дел, хотя бы малых, но реальных. Зато процесс раскола в наших рядах, в рядах всего левого движения народ хорошо видит. Если мы, коммунисты всех, партий, союзов, блоков и пр., не; можем объединиться в один могучий союз, то о каком возрождении Советского Союза можно вести речь? МОЖЕТ БЫТЬ, НАШИ ЛИДЕРЫ НЕ ЖЕЛАЮТ ОБЪЕДИНЕНИЯ? Давайте проверим, вспомним самые последние обращения с экрана телевизора и со страниц газет.

Г.А. Зюганов в своем обращении к гражданам России убедительно призывал к объединению все левопатриотические движения с КПРФ-НПСР, утверждая, что сила - в единстве, что вместе мы сумеем вернуть себе достойную жизнь, что этот год - решающий, год выборов в Государственную Думу. И В. Н. Севастьянов, по сути, говорит о том же в своем докладе ("За победу" №7 от 12.02.0З.). Впрочем, тут мне придется дословно привести отдельные места этого доклада, иначе не будет понятна его суть.

В разделе "Оппозиция: задачи и союзы" Севастьянов говорит: "Начать необходимо с того, что в течение всего периода после восстановления КПРФ партия являлась единственным значимым оппозиционером режиму среди всех политических партий и движений... Реальный системный отпор антинародным реформам дает именно КПРФ. Существует огромное стихийное движение протеста народных масс, и поскольку спектр настроений и политических ориентиров в этой среде достаточно широк, возможно образование различных союзов, и кратковременных, и долговременных, в зависимости от стратегических и тактических задач партии... Одной из ярких возможностей консолидации патриотических сил является НПСР. В нём как раз есть возможность объединить максимально широкие силы сопротивления режиму: от коммунистов до монархистов (?)".

Конечно, ради того, чтобы достигнуть главной цели - возрождения Советского Союза - можно согласиться и с Зюгановым, и с Севастьяновым, если бы не одно "но". Именно это "но" подтверждает мои утверждения о том, что и лидеры КПРФ, и вся фракция лишь словоблудят, боясь потерять свои депутатские мандаты. Потому что и Зюганов, и Севастьянов заговорили об этом тогда, когда подходят очередные выборы в Госдуму! Из доклада того же Севастьянова: "Хотелось бы, чтобы все высказанные соображения нашли обсуждение в парторганизациях в преддверии отчетно-выборной конференции и предстоящего важнейшего сражения за Государственную Думу".

Выходит, что призывы к объединению и созданию союзов делаются не ради сражения за Советскую власть, а ради сражения за мандаты депутатов? Что особенно поражает, так это согласие объединиться даже с монархическими движениями, лишь бы прибрать к своим рукам как можно больше "теплых" мест. Хотелось бы знать: сколько еще думских сроков необходимо сражаться рядовым коммунистам и их сторонникам за сохранение мандатов лидерам КПРФ-НПСР? Как долго еще ждать обездоленному российскому народу перехода от сражения за мандаты к сражению за их права? За достойную жизнь? За все то, что было у них отнято? Ведь Ельцин без всяких там мандатов и сражений за них вывел танки, бабахнул и... властвовал в свое удовольствие! И наплевал он и на мандаты, и на фракцию КПРФ!

Расплывчатый Севастьянов в докладе "Будущее - за нами" иронизирует по поводу радикальных коммунистов, утверждая, что маоцзедуновское изречение "Винтовка рождает власть"... они считают единственным выходом из создавшегося положения. Думаю, что Севастьянов не совсем прав. Радикалы не к вооруженному восстанию призывают. Они призывают к объединению все левопатриотические партии и движения в один мощный союз для совместной борьбы за власть Советов. Ну а если не получится вернуть народу все то, что у него отобрали, с помощью стачек, забастовок, протестных маршей и т.д., тогда... что ж, возможно, и придется использовать ельцинский метод (который не стал мараться о винтовки, а вывел на улицы Москвы танки). А для того, чтобы избежать ельцинского "ба-баха", надо как можно быстрее объединиться. Не ждать прозрения лидеров КПРФ-НПСР, а поступить так, как предлагает Н. И. Сафонова: созвать объединительный съезд всех коммунистов России, на котором выработать стратегию дальнейшего ведения борьбы за власть Советов.

Что касается раскола в рядах краевых коммунистов и роли В. Г. Юрчика в этом, то здесь пора поставить жирную точку. В. Г. Юрчик сам себя привел к этой точке. Но все по порядку.

Постановлением XI пленума Красноярского крайкома КПРФ (24.08.02г.) был освобожден от должности секретаря крайкома тов. Горлов В. В. - "за невыполнение решений X пленума крайкома КПРФ от 10.06.02 г." То есть, согласно этой формулировке, В. В. Горлов вел агитацию за кандидата на пост губернатора Красноярского края, которого не поддержал пленум крайкома и, тем самым, нарушил п.п. 9.5 и 6.13 устава КПРФ. Справедливо? Безусловно! Но, Владислав Григорьевич, устав КПРФ обязателен для всех членов КПРФ. Соблюдается ли это правило у нас в крае в полной мере? Давайте посмотрим.

В связи с этими же самыми выборами ачинское отделение КПРФ за точно такой же проступок исключило из своих рядов трех ее членов. Но Вы восстанавливаете их в партии! Ачинский горком не соглашается с решением крайкома и направляет все материалы по этому делу в ЦК, ставя Вас об этом в известность. Еще не получив ответа из ЦК КПРФ, Вы настаиваете на включении этих товарищей в список нового состава горкома партии (а одного из них нам даже рекомендуют на пост первого секретаря - был соответствующий звонок из крайкома). Что случилось дальше - не стану излагать подробно, т. к. именно Вас считаю виновником срыва нашей конференции, на которой Вы присутствовали. А когда мы всё же настояли на своем: признать конференцию не состоявшейся, Вы грозились даже распустить наше отделение КПРФ. Это ли не самодурство?

Теперь давайте посмотрим, как лично Вы, Юрчик Владислав Григорьевич, выполняете решение красноярского крайкома КЛРФ. После того, как крайком принял решение перед вторым туром губернаторских выборов призвать своих сторонников голосовать против всех, ВЫ СТАЛИ РАЗЪЕЗЖАТЬ ПО РАЙОНАМ КРАЯ И ВЕСТИ АГИТАЦИЮ ЗА ХЛОПОНИНА. У нас, в Ачинске, Вы объяснили свои действия тем, что якобы для нужд крайкома были получены 50 тысяч долларов, и по этой причине нужно проголосовать за Хлопонина!

Владислав Григорьевич, а как же быть с п. п. 9.5 и 6.13 устава КПРФ? Кстати, и П. В. Романов агитировал красноярцев за Хлопонина! Какой вывод можно из всего этого сделать? Один единственный: ТАКИМ, КАК ВЫ, НЕ МЕСТО В ПАРТИИ! ТЕМ БОЛЕЕ, В РУКОВОДСТВЕ ЕЕ КРАЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

* * *

Лично у меня складывается твёрдое мнение о том, что раскол в рядах Компартии идет по заранее кем-то разработанному плану. Кому-то очень выгодно, чтобы коммунисты были раздроблены и занимались между собой разборками на тему: кто из них более патриотичен - КПРФовцы или леворадикалы?

Напоследок же, исходя из всего вышеизложенного, мне хотелось бы еще раз призвать всех настоящих коммунистов-ленинцев: давайте объединимся, невзирая на сопротивление наших лидеров! Мы их выбирали, так давайте и уберем их! Довольно заниматься словоблудием и продолжать обманывать ожидания нашего многострадального народа. Всякое промедление приближает крах наших надежд на возрождение социализма.

Юрий КЛИМУШКИН, член КПРФ.

Ачинск.

P.S. Между прочим, хочется задать В. Н. Севастьянову и такой вопрос. Свой доклад в газете "За Победу!" Вы, Всеволод Николаевич, озаглавили так: "Будущее за нами!" Как это понимать? За "нами" - это за Юрчиком, Зюгановым, Севастьяновым и фракцией КПРФ-НПСР? Или только за всеми депутатами Госдумы? А что вы оставляете нам - рядовым членам партии и российскому народу - настоящее? Непонятно...

"Депутатам представили список предприятий, не подлежащих приватизации".

("Экономика и жизнь - Сибирь" 28.03.03)

На днях в Законодательное Собрание края краевой комитет по управлению государственным имуществом предоставил для предварительного ознакомления перечень открытых акционерных обществ, государственный пакет которых не подлежит отчуждению в 2003 году, и перечень краевых государственных унитарных предприятий, не подлежащих приватизации.

В настоящее время оба перечня проходят согласование в подразделениях администрации края. Как сообщил председатель комиссии по госсобственности Всеволод Севастьянов, данные документы носят не официальный характер и направлены в комиссию ЗС для того, чтобы депутаты внимательно их изучили и высказали свои предложения и замечания до окончательного утверждения перечней. Кроме того, но словам Севастьянова, то, что эти предприятия не подлежат продажи, означает их социальную значимость и необходимость, а следовательно краевые власти должны нести ответственность за судьбу этих предприятий.

У некоторых депутатов возник вопрос о целесообразности списка предприятий, не подлежащих продаже, им бы хотелось получить список предприятий, подлежащих продаже. Однако заместитель начальника КУГИ Вячеслав Гудков развеял их сомнения. Дело в том, что в течение года в программу приватизации могут быть внесены корректировки, а представленные депутатам списки предприятий ставят "двойное ограничение".

Всеволод Севастьянов в заключении сообщил, что перечень предприятий, подлежащих приватизации, администрация края представит позже, и депутаты с ним будут обязательно ознакомлены.

"Краю необходима инвестиционная составляющая".

(Иван Ситников "Экономика и жизнь - Сибирь" 28.03.03)

В Красноярском крае сейчас идет активная работа над созданием комплексной программы по оптимизации и эффективному регулированию экономики. Проблемы создания благоприятного финансового климата, привлечения инвестиций в регион - основная тема нашей беседы с депутатом Законодательного собрания края, председателем комиссии по финансам и бюджету Раисой КАРМАЗИНОЙ.

РАЗВИТИЕ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

- Раиса Васильевна, что, на ваш взгляд, необходимо сделать для эффективного привлечения инвестиций в край?

- Во-первых, нужно избавиться от кредиторской задолженности, которая сейчас существует. Дабы тот, кто сюда придет, знал, что край не находится в трудной ситуации. Также необходимы специальные программы для привлечения в край инвестиций. Нужно принять концепцию инвестиционной политики Красноярского края, которая бы предусматривала все необходимые условия для развития такой деятельности. Этот программный документ должен четко давать гарантии инвестору, что правила игры меняться не будут.

К тому же после избрания губернатора политическая обстановка в крае стабилизировалась, что немаловажно.

Перед администрацией стоит еще один требующий решения вопрос. У нас слабо развит краевой рынок ценных бумаг. Сейчас губернатор внес в бюджет некоторые поправки, одна из которых - замещение банковских кредитов облигационным займом, это позволит привлечь дополнительные средства на более выгодных условиях.

- Какую роль в этом плане, с вашей точки зрения, в краевой экономике играет банковская система?

- Рынок банковских услуг в крае недостаточно активен. Кредитная масса у банков есть, они активно привлекают деньги у населения; и промышленных групп. А вот вложений в инвестиционную деятельность нет, в том числе и для этого необходима разработка концепции! В ней надо предусмотреть участие банков и отношение власти к инвесторам.

Кроме того, краю необходимо развивать ипотечное кредитование. Сейчас очень сложно людям приобрести квартиру по существующим ценам. А по ипотечному кредиту, по которому не нужны гарантии, финансируется строительная компания. Человек оплачивает сразу часть стоимости жилья и потом ежемесячно выплачивает кредит и проценты. Я считаю, что ипотека также должна развиваться путем выпуска ценных бумаг и облигационного займа. Для того чтобы население, приобретая облигации, получало определенную долю на жилье.

КАЖДОЙ ТЕРРИТОРИИ - СВОЮ ПРОГРАММУ

- Какой, на ваш взгляд, должна быть программа оптимизации и эффективного регулирования экономики Красноярского края?

- Мы все живем в России, поэтому наша политика должна быть тесно увязана с государственной. К сожалению, на федеральном уровне еще не принята экономическая программа страны, поэтому пока мы не можем принять среднесрочную программу развития Красноярского края. Но, тем не менее, сидеть и ждать, я считаю, неправильно. Две ветви краевой власти должны решать те вопросы, рассмотрение которых конституционно закреплено за субъектом федерации. И администрация края как раз сейчас над этим работает.

На сегодняшний день нам необходимо подготовить программу развития лесной отрасли, реализация которой способна дать краю дополнительные поступления в бюджет. В 1990 году, когда я только начала работать в Краевом совете, доходы от лесной отрасли, поступавшие в бюджет, составляли 20% всех краевых налогов.

На каждой территории нужно разрабатывать свою программу, которая бы позволила не только поднять экономику, но и создала бы рабочие места для населения. В сельских районах большинство людей не имеет постоянной работы. Тем самым мы их невольно приучаем получать субсидии и субвенции, а это людей расхолаживает.

КРАЮ НУЖНА РЕКЛАМА

- Что можно предпринять для развития в крае малого и среднего бизнеса?

- Красноярский край - это экспортно-ориентированная территория, которая очень сильно зависит от мировой ценовой политики. Поэтому всегда нужно быть готовыми восполнить возможные бюджетные потери, вызванные колебаниями мировых цен. А у нас недостаточно активно развивается малый и средний бизнес. После введения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, повысились поступления в бюджет, особенно от физических лиц. Однако последующие изменения в это налоговое законодательство, не согласованные с субъектами РФ, резко ударили по малому и среднему бизнесу.

На сегодняшний день без федеральной программы краевым властям этот вопрос не решить.

- Какие инвестиционные направления, заложенные в краевом бюджете, вы считаете наиболее перспективными?

- Никаких реальных инвестиционных проектов финансироваться через краевой бюджет не будет. Средства в размере 174 млн. рублей, предусмотренные на инвестиционные программы, сейчас направлены на строительство объектов социальной сферы. Инвестиционной составляющей как таковой в краевом бюджете нет.

- Существует ли возможность привлечения зарубежных инвесторов?

- Сейчас, после выбора губернатора, как минимум на пять лет в крае сложилась стабильная политическая обстановка. И, соответственно, появились все предпосылки к привлечению инвесторов. В данный момент многие зарубежные и российские инвесторы изъявляют желание прийти в край, однако мы недостаточно занимаемся рекламой своего региона. Нужно показывать потенциальным инвесторам всю привлекательность Красноярского края.

"Кандидатам в мэры Норильска предлагается сыграть в игру".

(Сергей Гаер "Известия - Красноярск" 28.03.03)

Специально к выборам главы города норильская телекомпания "Северный город" подготовила сюрприз кандидатам. Это мини-проект стратегической компьютерной игры "сим-сити". Каждому из претендентов на пост мэра Норильска, по очереди, будет предложено на некоторое время стать мэром виртуального города. Этот город -виртуальный двойник настоящего Норильска. С такими же проблемами. Задача игрока сделать так, чтобы городской бюджет был полон денег, а жители остались довольны проводимыми реформами. Предполагается, что в этой игре кандидаты покажут свое умение выходить из нестандартных ситуаций. А также продемонстрируют свои таланты стратегов. Кстати, игра будет идти в реальном времени. Предполагается сделать ее телеверсию, с интерактивным голосованием телезрителей. Последние будут определять победителя. Проект "сим-сити" разработан. Остается только одна проблема: уговорить кандидатов принять участие в игре. Для этого нужны четыре человека. Официально же зарегистрированных кандидатов уже семь. Но пока ни один из них не дал своего согласия на участие в игре.