Иван Бургуджи: Сможет ли Воронин навешать лапши на уши Медведеву?
В преддверии неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге 6-7 июня 2008 года председатель правящей партии ПКРМ и президент Молдавии
Если уж говорить "о крови на руках", то следует признать, что этой крови у самого президента Молдавии г-на Воронина намного больше, в том числе и гагаузской. Ведь лично Воронин награждал "бравых вояк" и членов террористических групп, бесчинствовавших на территории Гагаузии и Приднестровья в 1990-1992 годах, а также лиц, непосредственно давших приказ о начале "наведения конституционного порядка на территории Гагаузии и Приднестровья". Помимо того, сам г-н Воронин, по справедливому замечанию гагаузского политолога
Иначе, как перекладыванием с больной головы на здоровую не назовёшь высказывания молдавского лидера о том, что "приднестровская сторона не проявляет инициативы и интереса к деятельности совместных рабочих групп Кишинёва и Тирасполя". Я был участником международной конференции в Одессе, под эгидой ОБСЕ и спецпредставителя СЕ по Молдавии в апреле 2008 года, когда принималось решение о создании равноправных рабочих групп, об их статусе и полномочиях. До сих пор, по вине молдавской стороны, которая не желает вести переговоры с представителями Приднестровья на равноправной основе и не хочет согласовывать организационные вопросы, статус представителей рабочих групп со стороны Приднестровья так и остаётся неопределённым. Поэтому следует признать, что именно молдавская сторона не проявляет инициативы и интереса к этому формату работы. Это, помимо прочего неоспоримо свидетельствует и о том, что Молдавия, как и раньше, показывает свою явную недоговороспособность и то, что, на самом деле в нормализации и скорейшем урегулировании молдавско-приднестровских взаимоотношений сама Молдавия абсолютно не заинтересована.
Все многочисленные заявления и телодвижения, как самого Воронина, так и его ближайшего окружения продиктованы и направлены на проведение предвыборной пиар-кампании, чтобы в очередной раз ввести в заблуждение молдавского избирателя и поднять пошатнувшийся рейтинг ПКРМ в глазах населения Молдавии. И заодно, в очередной раз, навесить очередную дозу лапши на уши руководству Российской Федерации. Разве Молдавия рассмотрела вопрос о своём членстве в ГУАМ, о котором говорил Воронин в своих так называемых газетных инициативах и т.д.? Она и не думала ставить этот вопрос на рассмотрение. Принятием временной концепции национальной безопасности, в которой чётко зафиксировано, что в роли основной угрозы Молдавии выступает ПМР, закончилась реализация инициатив Воронина. В политическом бомонде Молдавии не особенно-то и скрывают, что данная концепция принята для усыпления бдительности России и она, после выборов 2009 года, будет снова пересмотрена.
О том, что все предпринимаемые нынешним руководством Молдавии действия являются следствием проводимой предвыборной пиар-кампании, свидетельствуют также и высказывания в прессе советника Воронина по внутренней политике
А пока, на наш взгляд, следует отметить тот факт, что официальный Кишинёв никак не может осознать, что в силу сложившихся реалий Приднестровье ничего не должно просить или вымаливать у Молдавии. ПМР - дееспособное государство, пусть пока и непризнанное международным сообществом, но по некоторым признакам, оно более структурировано как государство, чем поспешно признанная международным сообществом Республика Молдова. Поэтому должно быть обоюдное желание двух равноправных субъектов, решать все спорные вопросы только на равноправной основе. Причём, с обязательным учётом мнения народов, их населяющих. Другого не дано. Тезис о том, что принятый в 2005 году парламентом Молдавии закон "Об особом правовом статусе населенных пунктов Левобережья Днестра", в случае объединения Молдавии и Приднестровья в одно государство потеряет смысл, не выдерживает критики по той простой причине, что он априори исключает равноправную основу переговоров и последующего объединения двух де-факто существующих государств в одно. Как ни парадоксально, но даже при большом желании г-на Воронина, данный закон невозможно отменить, так как для этого необходима поддержка 3/5 депутатов парламента РМ, а этого добиться невозможно. Это понимает в Молдавии каждый политик, в том числе и президент страны Воронин. А без этого не могут быть конструктивными и плодотворными переговоры участников конфликта в любом формате, так как остаётся нереализуемым принцип равноправия сторон. На этом круг замыкается. Остаётся только одно - волеизъявление народа, что, в случае с Косово, признали и главные внешнеполитические игроки ЕС и США. Об учёте мнения народа при решении вопросов с существующими де-факто, но непризнанными международным сообществом государствами, говорил и бывший президент России Владимир Путин ещё в 2006 году. Поэтому, на наш взгляд, попытка насильственного заталкивания, кем бы то ни было, Приднестровья в состав унитарной Молдавии, беднейшего государства в Европе, изначально контрпродуктивная мера, которая обречена на провал. Если международное сообщество на самом деле заинтересовано в соблюдении прав народа Приднестровья, то оно должно на практике содействовать созданию условий для улучшения социально-экономического положения Приднестровья и его народа.
И последнее. Ближайшие два-три дня покажут нам: a) сможет ли руководство Молдавии в лице г-на Воронина обвести вокруг пальца нового президента Российской Федерации