Военный вестник

Перестрелки

По сообщению бакинской "525-й газеты" 13 мая армянская сторона обстреляла азербайджанские позиции близ сел Юсифджанлы и Мярзили Агдамского района, села Куропаткино, а также близ безымянных высот на территории Физулинского района и села Гараханбейли. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

Газета "Айоц Ашхар" сообщает, что 13 мая около 11:00 вооруженные силы Азербайджана обстреляли опорные пункты ВС Армении в районе села Баганис Тавушской области. Как сообщил пресс-секретарь Министерства обороны полковник Сейран Шахсуварян, в результате обстрела ранен житель села Баганис пастух Лорик Месропович Авакян. За линию огня его удалось вывести только в 12:40. Авакян был доставлен в Иджеванскую городскую больницу и прооперирован.

Согласно "525-й газете", 14 мая с позиций, на территории села Чинари и Мосесгех Бердского района и с безымянных высот, на территории Красносельского района Республики Армения, были обстреляны противоположные позиции Азербайджанских вооруженных сил, на территории села Коха Няби Товузского района и с безымянных высот на территории Агдамского и Кедабекского района. Потерь нет.

15 и 16 мая армянскими воинскими подразделениями были обстреляны позиции азербайджанской армии вблизи безымянной высоты Физулинского района, села Куропаткино Ходжавендского района и села Юсифджанлы Агдамского района, сообщает Day.Az. "Ответным огнем враг был подавлен, потерь нет", утешает бакинское агентство.

Есть также сообщения о нарушении армянской стороной режима прекращения огня 17-го, 18-го и 19-го мая. Согласно 1news.az и Day.az в эти дни обстрелы велись в Агдамском, Газахском, Тертерском, Товузском, Физулинском и Ходжавендском направлениях. Жертв нет.

Жертвы нарушения перемирия

Пресс-служба Министерства обороны Армении сообщает о том, что 15 мая в 11.45 солдат срочной службы Андраник Айрапетян, находясь на боевом посту, получил со стороны противника огнестрельное ранение в брюшную полость. Айрапетян был немедленно доставлен в больницу, где в 12.30 скончался. Проводится расследование обстоятельств гибели армянского военнослужащего. ("Аравот").

16 мая примерно в 19.30 в результате обстрела погиб офицер Министерства обороны Азербайджана. Как передает 1news.az, обстрел был открыт со стороны армянских позиций близ села Чаманли Агдамского района. В результате был смертельно ранен 24-летний лейтенант Вооруженных сил Азербайджана Вугар Наджафов.

Пленные

Как сообщает ИА "Де-Факто", представители Международного Комитета Красного Креста до сих пор не получили доступ к четверым гражданам Армении, задержанным на Нахиджеванском направлении линии фронта. Как сообщили в ереванской делегации МККК, комитет получил информацию от их семей об аресте четырех граждан Армении, которые были задержаны на территории Нахиджевана в ночь с 18 на 19 апреля. "По получении этой информации, в соответствии с обычной практикой, МККК пытался получить доступ к указанным лицам для оценки условий их содержания, а также для обеспечения возможности обмена семейными новостями с родственниками. К сожалению, до сих пор сотрудники МККК в Азербайджане не получили разрешения на посещение этих лиц. Однако попытки организовать такие посещения продолжаются", сообщили в ереванской делегации МККК.

Азербайджан не волнуется Министерство обороны Азербайджана заявило, что увеличение Арменией расходов на оборону не беспокоит Азербайджан, пишет бакинская "525-я газета". "Заявление министра обороны Армении об увеличении военного бюджета страны является заявлением, рассчитанным на внутреннюю ситуацию", сказал во вторник Trend News руководитель пресс-службы минобороны Азербайджана Эльдар Сабироглу, комментируя заявление министра обороны Армении Сейрана Оганяна о том, что "Армения увеличит свой военный бюджет". Сабироглу сказал, что экономическая ситуация Армении не может позволить ей довести свой военный бюджет до военного бюджета Азербайджана.

14 лет перемирию

Прошло 14 лет с момента объявления режима прекращения огня в зоне карабахского конфликта. Как передает "АПА", стороны подписали Бишкекский протокол о прекращении огня 12 мая 1994 года. После подписания перемирия на линии фронта сложилась ситуация "ни войны, ни мира". За прошедшее время, согласно различным источникам, с азербайджанской стороны от пуль, взрывов мин, снежных лавин и по другим причинам погибло свыше 5 тыс. военнослужащих. Согласно мониторингам, проводимым "АПА", в 2006 году режим прекращения огня нарушался 220, а в 2007 году - 575 раз. Только в январе-апреле текущего года перемирие режим прекращения огня нарушался 233 раза - рекордная цифра для 4 месяцев. Согласно статистике, пишет "525-я газета", чаще всего перемирие нарушалось в направлении Агдамского, Тертерского и Физулинского районов. Села Ашаги Абдулрахманлы, Гараханбейли, Алханлы Физулинского района, Юсифджанлы Агдамского района, Гапанлы, Гюярх, Борсунлу Тертерского района, Тап Гарагоюнлу Горанбойского района считаются населенными пунктами, которые чаще всего обстреливаются армянскими подразделениями. Одновременно, по словам газеты, "армяне устраивают провокации" на армяно-азербайджанской границе - в Товузском, Гедабекском и Газахском направлениях. За истекшие 14 лет в результате взрывов мин и неразорвавшихся боеприпасов на линии фронта пострадало свыше 2 тыс. граждан Азербайджана. По приблизительным данным, передает "525", 4-6% "оккупированных" территорий заминировано. Для очистки этих территорий необходимо 10-12 лет и 600 млн долларов. В целом же, согласно бакинскому изданию, "в результате войны и оккупации азербайджанских земель Азербайджану был нанесен ущерб в размере 80 млрд долларов".

Бакинская газета "Эхо", в статье "Что дали 14 лет без боев?" пишет, что по словам азербайджанского военного аналитика Азада Исазаде, на момент заключения соглашения Азербайджан и Армения были серьезно истощены боевыми действиями и продолжать войну обе страны уже не могли. "Азербайджану эти соглашения позволили значительно укрепить свою мощь, восполнить человеческие и материальные ресурсы. К тому же, сегодня Азербайджан имеет значительное преимущество в экономическом плане. Конечно, эти 14 лет можно было бы использовать более успешно. Например, параллельно с переговорами провести пару молниеносных операций по освобождению низменной части Карабаха, что дало бы нашей стране преимущество", отметил эксперт. По словам Исазаде, членство в Совете Европы не позволит Армении и Азербайджану инициировать боевые действия, если на это не будет серьезного повода. Правда, пишет газета, полностью исключать боевые действия все же не стоит: "международные эксперты и военные аналитики называют 2012 год наиболее удачным для Азербайджана для инициирования боевых действий по освобождению оккупированных земель". "Что касается потерь Азербайджана за годы перемирия, то точных данных у меня нет. Называются различные цифры - от 2 тыс. до 5 тыс. человек. Если это так, то фактически это боевые действия", отметил военный эксперт. Оценку итогов 14-летнего периода фактического временного перемирия дал "Эхо" и глава пресс-службы МИД Хазар Ибрагим. "С сожалением должен отметить, что мы с Арменией все еще живем в условиях режима временного прекращения огня, а не в постоянном мире, - отметил дипломат. - И проистекает это именно из неконструктивной позиции Армении, которая, к сожалению, до сего дня не изменила свою внешнюю политику, направленную на укрепление результатов агрессии и оккупации около 20% территории Азербайджана. С другой стороны, оговоренный режим не поддерживается на том уровне, на каком его следовало бы соблюдать, и в этом деле вина опять же лежит на руководстве Армении, которое различными провокациями и нарушениями режима прекращения огня вызывает ситуации, при которых гибнут как военнослужащие, так и мирные граждане". Более критичен в своей оценке был глава Центра мира и разрешения конфликтов Эльхан Мехтиев. "Эти 14 лет без военных действий привели к тому, что Армения получила современные, качественные вооружения из ближнего зарубежья, укрепила все свои позиции на контактной линии и создала хорошую боеспособную армию. С другой стороны, на международной арене армяне успели убедить большинство, что, мол, уже 14 лет существует государство Нагорный Карабах, со своими структурами, которое управляется самостоятельно. Если до 1998 года посредники и международные организации поддерживали территориальную целостность и суверенитет Азербайджана, и все переговоры велись в рамках соблюдения этих условий, то сейчас на переговорах обсуждаются уже совсем другие вопросы. Нам уже предлагают взамен освобождения 7 районов предоставить независимость Нагорному Карабаху. Фактически об этом говорится в последнем Мадридском документе. Референдум, оговоренный в нем, как раз и означает возможность выхода территорий из состава Азербайджана".

Власти Армении должны сделать все необходимое, чтобы перемирие продолжилось, заявил в Национальном собрании Армении министр обороны Армении Сейран Оганян. По его словам, власти делают все, чтобы этот вопрос получил свой логический конец. "Этот вопрос должен решиться только мирным путем", подчеркнул он, добавив, что на сегодняшний день обострения на линии соприкосновения не отмечается. (АрмИнфо).

Крупномасштабные вооруженные столкновения между армиями Азербайджана и НКР в настоящий момент нереальны, заявил министр обороны Армении Сейран Оганян. "Во-первых, мы делаем все для того, чтобы решить эту проблему в рамках переговорного процесса по нагорно-карабахскому вопросу только мирным путем, а во-вторых, на линии соприкосновения между нагорно-карабахскими и азербайджанскими вооруженными силами соотношение войск таково, что начало военных действий в данный момент нереально", - отметил министр обороны Армении. По его мнению, азербайджанские Вооруженные силы все время готовятся к продолжению вооруженного конфликта, однако "военно-политическая обстановка и все процессы, происходящие вокруг Азербайджана и Армении, а также в целом в регионе, говорят о том, что все желают, чтобы конфликт разрешился только мирным путем". Оганян отметил, что Вооруженные силы НКР, а также Армении всегда готовы к началу военных действий, тем более, что Армения является гарантом безопасности Нагорного Карабаха. (PanARMENIAN.Net).

Бывший представитель президента РФ по карабахскому урегулированию, посол Владимир Казимиров считает, что усилия посредников должны быть прежде всего направлены на укрепление режима прекращения огня. Причем, это должно быть сделано путем заключения соглашения, в котором стороны официально отказались бы от военого пути разрешения конфликта. И если такое соглашение - со всеми гарантирующими составляющими - будет достигнуто, то можно будет говорить о переходе урегулирования конфликта из военной плоскости в политическую. Казимиров считает, что позиции сторон непримиримы исключительно с военных позиций. Азербайджан все время угрожает возобновить войну (президент АР И. Алиев буквально недавно заявил, что завершился лишь первый этап войны), армянская же сторона оправдывает этой угрозой удержание территорий вокруг бывшей НКАО. Все попытки урегулировать конфликт упираются именно в это противоречие. Казимиров считает, что если не будет угрозы возобновления войны, позиции сторон будут не столь бескомпромиссными. В частности, Казимиров считает, что "условием" согласия Азербайджана на невозобновление войны может стать отказ армянских сторон от территорий вокруг бывшей НКАО, а в качестве гарантий выполнения Азербайджаном взятых обязательств, по мнению Казимирова, могут быть международные силы, читай, российские миротворцы. Вместе с тем, передает KarabakhOpen, Казимиров считает, что, "скорее всего, одна сторона не пойдет на заключение соглашения". Тем более, что после инцидента в начале марта на линии соприкосновения Степанакерт выступил с открытой инициативой закрепить документально отказ от военных действий, а Азербайджан так на это и не отреагировал. Но надо бы еще раз выступить с такой инициативой, причем, это должна сделать Минская группа ОБСЕ, одним из основных пунктов мандата которой является недопущение военных действий. "И если уж и сейчас какая-то сторона откажется подписаться под таким документом, то отношение мирового сообщества к конфликту может измениться. Возможно, если бы это было сделано раньше, то Азербайджану не удалось бы провести в ООН резолюцию", - отметил Казимиров. Российский дипломат отметил, что сейчас сопредседатели почему-то исходят из того, что возобновления военных действий не может быть по определению. Хотя налицо симптомы обратного процесса - нагнетание военной риторики, наращивание военного бюджета со стороны Азербайджана и рост числа инцидентов на линии соприкосновения. "Сейчас все выступают за мирное урегулирование конфликта. Но словесных заявлений недостаточно. Нужны документальные, иные гарантии. Надо осуждать, не проявлять терпимость к инцидентам на границе, к воинственным заявлениям, надо применять санкции за невыполнение требований, предлагать проекты соглашения. Надеюсь, в этом меня поддержат не только женщины", - заявил Казимиров в ходе международной конференции "20-летие Карабахского движения: реалии и перспективы" в Степанакерте.

Переговоры продолжаются

Президенты Армении Серж Саркисян и Азербайджана Ильхам Алиев встретятся 7 июня в Санкт-Петербурге. Об этом заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, отвечая на вопросы журналистов. По его словам, это первая встреча президентов двух стран. "Надеюсь, что эта встреча откроет новую дорогу для продолжения переговоров и решения проблемы. Я настроен оптимистично, поскольку для этого есть все основания", - сказал он. Вместе с тем, Налбандян не захотел называть какие-либо сроки по поводу достижения прогресса в вопросе решения карабахского конфликта. (АрмИнфо).

Откликаясь на выраженную Эдвардом Налбандяном "надежду", оппозиционная газета "Айк" в свою очередь выразила уверенность в том, что Серж Саркисян и Ильхам Алиев "продолжат дело, начатое Робертом Кочаряном и Гейдаром Алиевым". "Они сделяют все, чтобы переговоры длились вечно и чтобы не был урегулирован конфликт".

"На встрече с новой властью Армении станет ясно, насколько они готовы к мирному урегулированию конфликта", заявил журналистам министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Как отмечает бакинская "525-я газета", ожидается, что на предстоящей встрече глав конфликтующих сторон будут обсуждены письменные предложения, переданные сопредседателями Минской группы ОБСЕ 29 ноября прошлого года в Мадриде главами МИД Азербайджана и Армении по нагорно-карабахской проблеме. Из-за конфиденциальности процесса переговоров суть этих принципов разрешения прессе не сообщается. Газета напоминает, что до сих пор сопредседатели МГ ОБСЕ представили сторонам конфликта три предложения, два из которых не были приняты Арменией. Баку, в свою очередь, не согласился с предложением посредников о создании конфедеративного государства с Нагорным Карабахом.

"Встреча министров иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедьярова и Армении Эдварда Налбандяна в Страсбурге, прошедшая 6 мая, показала, что Минский процесс двигается вперед. Это стало ощутимо после завершения президентских выборов в Армении", заявил сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Метью Брайза. По его словам, посредники надеются, что в ходе встречи президентов Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саркисяна будет катализирован новый раунд активной деятельности, и в течение нескольких следующих месяцев работа над базовыми принципами будет завершена. (АрмИнфо).

Согласно бакинской "Эхо", в Азербайджане не разделяют столь оптимистичной позиции американского посредника. В частности, по словам главы Центра политических инноваций и технологий Мубариза Ахмедоглу, прошедшая 6 мая в Страсбурге встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении показала, что новое руководство Армении намерено продолжать переговоры по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта и не более того. А предстоящая встреча президентов не приведет к каким-либо серьезным подвижкам в урегулировании конфликта, подчеркнул политолог. По его мнению, несмотря на то, что наша страна намерена решать существующий конфликт мирным путем, наряду со встречами и переговорами необходимо более интенсивными темпами укреплять военную мощь и быть готовыми к восстановлению своей территориальной целостности военным путем. По словам другого азербайджанского политолога Зардушта Ализаде, аналогичных встреч с момента установления режима прекращения огня и начала переговоров в рамках Пражского переговорного процесса по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта было достаточно много, однако, несмотря на это никакого прогресса не произошло. "В этой связи от предстоящей встречи президентов не следует ожидать серьезных результатов и тем более каких-либо подвижек в процессе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Скорее всего, в рамках этой встречи состоится личное знакомство президента Ильхама Алиева с Сержем Саркисяном в новом качестве", - предположил политолог. При этом Ализаде предупредил, что никаких конкретных решений от этой встречи ожидать не стоит. "Напомню, что позиции сторон по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта кардинально противоположны", - заключил политолог.

Восемь принципов Азербайджана и плебисцит Армении

Замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов изложил, по просьбе Day.Az принципиальную позицию Азербайджана по вопросу урегулирования карабахского конфликта:

1. Конфликт должен быть разрешен в рамках территориальной целостности Азербайджана, и данный подход не имеет альтернативы;

2. Целью урегулирования конфликта является не только возвращение семи районов, расположенных вокруг Нагорного Карабаха. Главной целью является полное восстановление территориальной целостности Азербайджана и сохранение Нагорного Карабаха в составе Азербайджана с обеспечением его соответствующего статуса. Возвращение семи районов вокруг Нагорного Карабаха не обеспечивает окончательное урегулирование конфликта;

3. Самоопределение может быть реализовано только в рамках территориальной целостности Азербайджана. В международном праве применение данного принципа предусмотрено как раз-таки только в форме внутренного самоопределения (internal self-determination). Международное право никоим образом не предусматривает и не дает основания для отделения части территории государства без согласия на то данного государства;

4. Для определения статуса Нагорного Карабаха необходимо возвращение изгнанного оттуда азербайджанского населения к родным очагам и обеспечение их проживания и безопасности наравне с населением армянского происхождения. Только после этого можно говорить об определении статуса;

5. Дорога, проходящая через Лачин, должна быть предоставлена в равное и взаимное пользование обеих сторон. Это является гарантией нормального, безопасного и устойчивого фунционирования этого транспортного сообщения;

6. В целях развития Нагорного Карабаха Азербайджан готов предпринять все меры на пользу обеих общин, которые будут проживать в данном регионе. Главным препятствием для перехода на этот этап является оккупация Арменией территорий Азербайджана;

7. Принципы возвращения азербайджанцев в Нагорный Карабах, предоставления в пользование обеих сторон дороги, проходящей через Лачин, и определение статуса региона в рамках территориальной целостности Азербайджана должны быть внесены в проект Основных Принципов урегулирования конфликта. Только в таком случае обсуждения будут иметь результат;

8. Нагорный Карабах должен оставаться неотъемлемой частью Азербайджана. Это приведет к урегулированию конфликта и восстановлению нормальных отношений Армении с Азербайджаном. Если Армения изберет иной путь, то, в этом случае, кроме вражды и изоляции, она ничего не приобретет. (Day.Az).

Газета "Айоц Ашхар" назвала "подброшенные замминистра иностранных дел Азербайджана Аразом Азимовым принципы "абсолютно новыми и односторонними", которые свидетельствуют о том, что первую встречу президентов двух стран официальный Баку намерен использовать "не для обсуждения и согласования предложенных сопредседателями принципов, но с целью их пересмотра". Попунктно анализируя представленные Азимовым 8 принципов и, отмечая, что они "не имеют никакой связи с основными принципами урегулирования конфликта, которые были представлены министрам ИД двух стран 29 ноября в Мадриде", газета пишет, что, фактически, "соглашаясь с предстоящей встречей С. Саркисян-И. Алиев в рамках неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге, Азербайджан рассматривает ее как начало процесса ревизии основных принципов урегулирования конфликта". "Очевидно, что армянская сторона ни в коем случае не может согласиться с неприкрытой попыткой ревизии базовых принципов во время встречи, которая еще не начавшись уже обретает чисто формальный характер. Значит, если обо всем этом не выкажут свои позиции авторы основных принципов урегулирования конфликта - сопредседатели Минской группы, - то становится непонятным, о чем будут говорить президенты двух стран в Санкт Петербурге? До этой встречи на высшем уровне страны-посредники обязаны во всеуслышание заявить Азербйджану и всему миру, какие все таки принципы лежат в основе переговоров". В противном случае, пишет газета, Армении останется лишь опубликовать мадридские предложения сопредседателей, или же отказаться от предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ продолжать переговоры на основе этого "последнего изобретения" Азербйджана. "Если этот явно провокационный шаг, сделанный официальным Баку 14 мая, останется незамеченным со стороны сопредседателей Минской группы ОБСЕ и Армении, то для Азербйджана это станет дипломатическим "карт-бланшем" на пути его неприкрытого стремления осуществить ревизию основных принципов урегулирования конфликта.

"Обнародованные замминистра иностранных дел Азербайджана Аразом Азимовым принципы урегулирования карабахского конфликта не имеют никакого отношения к документу, находящемуся на столе переговоров", - заявил 15 мая в парламенте министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, комментируя озвученные недавно Азимовым принципы азербайджанской стороны по этой проблеме. По словам Налбандяна, пишет газета "Азг", Азимов выразил лишь свое мнение, выражающее позицию азербайджанской стороны, "но никоим образом не связанное с переговорами, где основным вопросом остается определение статуса Нагорного Карабаха посредством плебисцита населения этого региона". По его словам, находящиеся на столе переговоров предложения являются результатом долговременных усилий сопредседателей Минской группы ОБСЕ, и армянская сторона выразила готовность продолжить переговоры на основе этих предложений.

В свою очередь замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов прокомментировал Day.Az заявление главы МИД Армении Эдуарда Налбандяна: "Считаю такую полемику бессмысленной, тем более что, как видно, вновь назначенному министру иностранных дел Армении требуется дополнительное время для овладения всеми вопросами процесса урегулирования. То, с какой поспешностью поступила реакция армянской стороны, и, вобщем-то, сам комментарий министра показывает, что господин Налбандян находится в трудной ситуации, когда он вынужден пытаться защищать незащищаемое. Говоря о плебисците, как о согласованном механизме определения статуса Нагорного Карабаха, господин Налбандян грешит против истины, надеюсь, не по своей воле. Чье-то одностороннее предложение, не получившее консенсуса, не может считаться согласованным элементом урегулирования. Не лишним будет отметить, что для свободного выражения мнения, о котором говорит господин министр, население региона, включая и армян, и азербайджанцев, должно сначала обрести мир, спокойствие, безопасность и возможность созидательного труда и сотрудничества в правовых условиях. Трудно представить нормализацию ситуации в регионе в условиях продолжающейся оккупации и сохранения последствий этнической чистки. Хотел бы надеяться, что у армянской стороны найдется мужество и политическая воля для того, чтобы разделить это понимание. В противном случае, если министр Налбандян имеет в виду проведение очередной манипуляции, называемой референдумом или плебисцитом, наподобие того, что когда-то уже было проведено армянской стороной в условиях военной ситуации и после изгнания азербайджанского населения, то он явно вступает в противоречие с нормами международного гуманитарного права".

Бакинская "525-я газета", отмечая, что "данные принципиальные пункты были отражены в принятой 14 марта в Генассамблее ООН резолюции, сообщает, что в своем выступлении в Кабинете министров СЕ глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров вновь отметил, что статус Нагорного Карабаха будет определен после региональной реинтеграции (повторному присоединению) к Азербайджану. По его словам, создание благоприятной атмосферы для совместного проживания азербайджанской и армянской общин в Нагорном Карабахе создаст основу для определения статуса в рамках границ Азербайджана. Однако, отмечает газета, "из заявлений армянской стороны видно, что как и прежде, армянская сторона настаивает на определение статуса в рамках переговорного процесса". "Отметим, что все проведенные до сих пор между сторонами переговоры заходили в тупик на вопросе статуса Нагорного Карабаха. В обощенном проекте базовых принципов урегулирования, представленном сопредседателями сторонам в ноябре 2007 года в Мадриде, этот вопрос остается открытым. Поэтому, пока сопредседатели не намерены представлять какие-либо новые предложения. По словам французского сопредседателя Бернара Фасье, продолжает "525", новые предложения могут быть внесены в повестку только в качестве результата переговоров президентов: "После мадридской встречи за столом переговоров имеются даже письменные предложения. Сейчас в этих предложениях должны проясниться некоторые детали. Мы должны просмотреть, что стороны считают необходимым принять, что изменить и внести поправки. Иными словами, над этими предложения надо поработать".

ArmeniaNow пишет: "Документ под названием "Справедливые и сбалансированные базовые принципы мирного урегулирования конфликта" подразумевает, что первым шагом на пути урегулирования будет отвод армянских воинских подразделений от занятых позиций. В ответ на подобную уступку армянскому населению Нагорного Карабаха будет, очевидно, предоставлена возможность провести плебисцит". Политологи выделяют два вида референдума, разъясняет газета, - обязательный и факультативный, однако практикуется еще одна форма непосредственной демократии - плебисцит. В некоторых странах, например, во Франции, он считается синонимом референдума, однако в большинстве случаев имеет свои особенности. "Референдум отличается от плебисцита тем, что голосование происходит по требованию активной части населения, изложенной в соответствующей петиции. Роль органов самоуправления заключается только в его организации. Плебисцит же назначается по инициативе органов самоуправления; народу отводится пассивная роль. Особенностью референдума является предварительное обсуждение народными представителями выносимого на голосование вопроса либо тех или иных мер законодательного порядка, которые, по их санкции, ставятся на одобрение всего народа". Иными словами, отмечает газета, плебисцит отличается от референдума тем, что "его результаты не являются основанием для принятия закона, тогда как референдум предполагает обязательное законодательное решение по его результатам". По всей вероятности, заключает издание, "Справедливые и сбалансированные базовые принципы мирного урегулирования конфликта" предполагают проведение в Нагорном Карабахе именно плебисцита.

Газета "Жаманак-Ереван" пишет, что новоназначенный глава МИД Армении "как минимум неискренен в своих заявлениях". Отмечая, что, в отличие от референдума, имеющего императивные правовые последствия, обозначенный в Мадридских предложениях плебисцит таковых не имеет и является ни к чему не обязывающим опросом, который можно проводить и без задействования электоральных механизмов, газета подчеркивает: "И министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян должен был бы об этом знать".

Россия и Карабах

Россия, как страна, которая несет ответственность за все то, что происходит в регионе, должна, по моему мнению, принимать самое активное участие в решении нагорно-карабахского конфликта. Об этом, сообщает АрмИнфо, заявил бывший премьер-министр РФ Михаил Касьянов. По его словам, Россия не должна снимать с себя ответственности за то, что произошло в регионе нагорно-карабахского конфликта и должна отказаться от своих имперских амбиций. Отвечая на вопрос журналиста, политик не разделил мнение о том, что Россия поддерживает Армению в данном вопросе. "Я думаю, что это искусственно созданная тема. Повторюсь, что Россия не принимает должного активного участия в решении проблемы, и именно потому, что правительству в своей стране некогда навести порядок. Я не эксперт в области вопроса Карабаха, но могу сказать, что решение этого вопроса крайне важно как для региона, так и для самой России", - отметил Касьянов. Он сказал, Россия должна стать главным партнером Азербайджана в решении территориального конфликта, и выразил мнение, что, если не случится каких-либо волнений, то процесс будет решен мирным путем со стороны Азербайджана и Армении.

Карабахская проблема уже давно не является рычагом влияния России на Азербайджан, сказал во время видео-моста, посвященного текущим азербайджано-российским отношениям, российский политолог Алексей Малашенко. "Наоборот, нагорно-карабахский конфликт сами конфликтующие используют для давления на Россию, открыто заявляя об уходе к Западу в случае, если Россия не активизирует свои усилия для урегулирования конфликта", - сказал Малашенко. По мнению политолога, конфликт должен решаться изнутри. "Азербайджан однозначно не надеется на то, что Россия в вопросе армяно-азербайджанского конфликта поддержит Азербайджан, но мы надеемся, что Кремль осознает свою ответственность не только за свою страну, но и за огромное пространство, с которым Россию связывают тесные исторические и культурные связи", сказал азербайджанский политолог Рашад Рзакулиев. "Баку не питает иллюзий насчет того, что проблему Нагорного Карабаха можно решить разом, но обеспечить продвижение вперед можно и важно", - считает азербайджанский политолог Расим Мусабеков. При соответствующих действиях можно достичь успеха, сказал он. "Азербайджан очень важный партнер для России в плане безопасности, энергетического сотрудничества и обеспечения стабильности в регионе", - отметил Мусабеков. ("525-я газета").

По мнению же другого российского политолога Алексея Власова, у Кремля нет четкой формулы решения южнокавказских конфликтов. "Я не думаю, что с приходом к власти Дмитрия Медведева во внешней политике России произойдут изменения. Политический курс, сформированный Путиным, останется неизменным, по крайней мере еще ближайшие 2-3 года". Власов также отметил: "В начале 90-х годов Россия утратила свою роль модератора на Кавказе, когда приняла неуравновешенную позицию в вопросе карабахского конфликта, и сегодня у Кремля единой формулы решения конфликтов - в случае с Южной Осетией позиция одна, в случае с Абхазией - другая, а в случае с Нагорным Карабахом - третья. ("Жаманак-Ереван").

"В вопросе урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта позиция России неизменна. Мы можем быть гарантом достигнутых соглашений". Об этом, передает Day.az, заявил в Баку председатель Госдумы РФ Борис Грызлов. "Стороны должны договориться между собой, никакого навязывания извне не должно быть", отметил он, добавив, что Россия может предоставить возможность для переговоров. По словам Грызлова, Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ, будет гарантировать решения, которые будут достигнуты сторонами. "В этом заключается позиция России. Мы против того, чтобы какая-то из сторон подвергалась давлению со стороны для того, чтобы каким-то образом решался вопрос вопреки достигнутым договоренностям", - отметил он. "Надеемся, что встреча президентов Азербайджана и Армении на саммите в Санкт-Петербурге, создаст реальные возможности для успешного продолжения в дальнейшем переговорного процесса", сказал Грызлов он на встрече со спикером Милли Меджлиса Азербайджана Октаем Асадовым. В свою очередь, Асадов выразил надежду на то, что "Россия усилит меры для успешного решения нагорно-карабахского конфликта".

Как сообщает "АПА", на встрече министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова и заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина, последний заявил, что "Россия в однозначном порядке поддерживает территориальную целостность Азербайджана" и выступает за продолжение процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ. Мамедъяров в свою очередь отметил "неприемлемость существующего статуса-кво между сторонами конфликта" и довел до внимания возможность урегулирования проблемы "только на основе сохранения территориальной целостности Азербайджана".

Analitika.az рассматривает ситуацию вокруг Нагорного Карабаха "в контексте весьма недвусмысленных армяно-российских отношений". Основным стержнем пророссийской политики в Армении издание считает президента Сержа Саркисяна, "которому есть за что питать к Москве самые нежные чувства". "Другой пророссийский оплот, естественно, представляют сепаратисты Нагорного Карабаха, который, по их представлению, можно считать идеальной "кузницей кадров" для армянской политики. Эту симпатию сложно назвать неразделенной, в Москве прекрасно осознают наличие российского авторитета в самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республике и считают его эффективным инструментом для давления на Азербайджан". Далее бакинское издание обращается к визиту в Нагорный Карабах делегации Владимирской области РФ, возглавляемой руководителем администрации Кольчугинского района области, академиком Виктором Катушевым и сообщает, что "намерено рассматривать высадку российского "академического десанта" на оккупированную азербайджанскую территорию через призму глобальных реалий". Так, по мнению Analitika.az, здесь напрямую усматривается непосредственная связь с политикой России, преследующей ряд комплексных целей: "1) до декабря текущего года, когда НАТО вновь будет обсуждать вопрос о предоставлении Грузии и Украине ПДЧ, создать как можно больше внутриполитического диссонанса в этих странах, связанного с территориальными проблемами; 2) на примере экономического сотрудничества с непризнанными образованиями (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах) продемонстрировать Западу нецелесообразность и чреватость политической поддержки Косово; 3) усилить свое влияние на процессы вокруг Нагорного Карабаха, Абхазии и Грузии с целью показать Азербайджану и Грузии, что их совместные масштабные энергетические проекты не могут быть обеспечены соответствующей безопасностью без желания на то России; 4) расстроить транспортное взаимодействие стран - участниц формата ГУАМ". Работа, как видите, предстоит обширная и длительная, но однозначно неблагодарная, пишет издание и иронично заключает: "Увы, судя по всему, неизбежность именно последнего аспекта не осознается Москвой в должной мере".

В Нагорном Карабахе

Как сообщает ИА "Де-Факто", 21 марта президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян принял главного редактора международного ежемесячника "Военный дипломат" Александра Шавердова и эксперта Международной академии европейских исследований Раису Варданян. В ходе встречи собеседники обсудили нынешний этап и перспективы переговорного процесса по мирному урегулированию карабахского конфликта, а также ряд вопросов, связанных с региональной безопасностью и внутренней жизнью в Нагорном Карабахе.

Президент Нагорного Карабаха Бако Саакян принял группу ветеранов Великой отечественной войны во главе с председателем Совета ветеранов войны и труда Арамом Мартиросяном. Президент сообщил, что с 1 июля будут повышены доплаты к пенсиям ветеранов. Как отмечает KarabakhOpen, Нагорно-Карабахская автономная область приняла в Великой Отечественной войне поистине беспрецедентное участие. Каждый третий житель Карабаха, а это 45 тыс. человек, приняли участие в войне. Из них вернулось только 22 тыс. человек. В живых из 22 тыс. вернувшихся в Карабах ветеранов осталось только 1050. 307 человек живут в Степанакерте.

Премьер-министр Нагорного Карабаха Ара Арутюнян, в ходе встречи с членами парламентской фракции "Родина" рассказал о крупномасштабных программах в сфере электроэнергетики. Как сообщает газета "Азат Арцах", он отметил, что уже в 2008 г. сюда будет вложено порядка 800 млн. капитальных инвестиций, будут построены мини-ГЭС. Премьер подчеркнул, что акционерами бизнес-проектов в этой сфере могут стать рядовые граждане. Он также отметил, что НКР может превратиться в страну-экспортера электроэнергии.

Шуши является чемпионом среди всех карабахских районов по темпам роста цен на недвижимость. В первом квартале этого года по сравнению с четвертым кварталом прошлого года цена за 1 кв. м жилья в многоквартирном доме выросла на 80,1%, а цена на дом средней площадью 200 кв. м и приусадебным участком в 1000 кв. м - на 57,7%. По данным Государственного комитета кадастра недвижимости, сейчас такой дом в Шуши можно купить за 11750 долларов. Цены на такие же дома в Степанакерте выросли на 37,7% - с 65 тыс. до 89500 долларов. Подобный дом в Аскеране можно купить за 14250 долларов, Мартуни - 12500, Гадруте - 8375, Мартакерте - 8000 долларов. (KarabakhOpen.com)

Начиная с 1998 года, в НКР осуществляется предварительная компенсация обесцененных в 1993 году банковских вкладов граждан. По положению на май 2008 г. компенсацию получили 43144 человека. Общая сумма составила 975 млн. драмов. В этом году компенсация будет выдана 6400 гражданам 1954-57 гг. рождения. Компенсацию могут получить только граждане НКР. В расчете на 1000 советских рублей гражданам выдается по 25 тыс. драмов. Как отмечает "Азат Арцах", "если в советское время на 1000 руб. можно было купить спальный гарнитур, то сейчас и кресла на 25 тыс. не купишь". Есть еще одно обстоятельство - в Армении в расчете на 1000 рублей выдают 84 тыс. драмов. Однако, как оказалось, в Армении тем самым полностью закрывают сберкнижку, а у нас это считается предварительной компенсаций - с тем, что на последующих этапах будут компенсированы следующие 1000 рублей.

В январе-апреле 2008 года в Карабахе было зарегистрировано 1887 браков. За тот же период 2007 года этот показатель составил 224. Выросло и число разводов - 47-29. В январе-апреле 2008 г. в Карабахе родились 747 детей, что больше по сравнению с тем же периодом 2007 г. на 110, или 17,3%. За тот же период число умерших составило 503, что больше прошлогоднего показателя на 61. Причем, число умерших детей в возрасте до 1 года составило 15 - вместо 3 в прошлом году. Естественный прирост населения составил 224, что больше по сравнению с прошлым годом на 25,1%. Число официально прибывших (без внутренней миграции) составило 400, убывших - 146. (KarabakhOpen.com).