Россия не должна спокойно проглотить вступление Грузии и Украины в НАТО: интервью сенатора Вадима Густова
Председатель комитета Совета Федерации по делам стран СНГ
ИА REGNUM: Расскажите о ходе и результатах избирательной кампании в Грузии?
Делегация, которую я возглавлял, работала не самостоятельно от Совета Федерации, а в составе 72 представителей от исполкома СНГ. В состав этой делегации не вошли те государства, которые сейчас размышляют, как использовать в своих интересах СНГ, и как скорее получить лакомый кусочек от Западных стран и от Америки, которые очень заинтересованы в том, чтобы задержать развитие интеграционных процессов на пространстве СНГ. Со странами, входящими в СНГ, мы договаривались, что идем одной группой. Хотя и были приглашения, в состав делегации наблюдателей от исполкома СНГ не принимали участие Молдавия, не принимала участие Туркмения, отказалась принимать участие Украина (когда мы приехали, приехала и украинская делегация в количестве 30 человек, но на последнем этапе они приняли решение мониторить выборную кампанию самостоятельно). Они сказали, что такова воля высших лиц государства Украины. Факт сам по себе понятный, хотя нам было очень неприятно.
Наша группа, которая работала в составе представителей от исполкома СНГ, первую встречу сделала с его святейшеством патриархом Грузии. Это было сделано для того, чтобы почувствовать позицию человека, который очень уважаем в Грузии. Он очень осторожный человек, сказал, что церковь отдалена от дел государства, но он очень обеспокоен теми процессами, которые происходят в республике. Большинство простых жителей Грузии живут очень бедно, их пенсия составляет 50 долларов. Кроме того, экономика Грузии не может интенсивно развиваться без рынка СНГ, потому что они могут производить в больших количествах прекрасные минеральные воды Боржоми, виноград, виноградное вино, коньяк, руда марганцевая. Но реализовать эту продукцию могут на рынках России и стран СНГ. В связи с этим, последние 3 года, когда идет ухудшение отношений между Грузией и Россией, это чувствуют простые люди. Патриарх об этом говорит: "Мы молимся, чтобы было найдено здравое решение".
Затем наша группа встречалась с представителями блока "Национальный совет объединенной оппозиции". На встрече присутствовали три человека:
ИА REGNUM: Вы сказали о том, что сейчас очень активно обсуждается вопрос о создании мощнейшего радара. Радара на территории Грузии?
Да. Сейчас этот вопрос начал обсуждаться. Но я думаю, что некоторые моменты, охладят еще раз большинство простых грузин и политиков. Реальность Грузии заключаются в том, что ее торгово-экономические отношения развиваются сложно. И у них нет рынка сбыта того, что они производят. Пример могу привести по газу. В адрес России было много нареканий, что Россия зажимает Грузию по газу. Но теперь, когда с 1 июля газ в Туркмении будет стоить 150 долларов за 1 тыс. кубов, а до настоящего времени Азербайджан продавал газ по 120 долларов, мы понимаем, что это была цена политическая. И сегодня Азербайджан жестко выставил Грузию, продавая газ по рыночным ценам. Она составит, видимо порядка 200 долларов, может быть даже значительно больше. Если дешевый газ продаешь, то кто-то должен остальное заплатить: или американцы, или Европа. Но это можно делать год-два, потом это надоедает. Сейчас ожидается увеличение стоимости газа до двух раз в Грузии. Уже не российского газа - другого. Иран им вообще цену назвал космическую, выше, чем российскую. Теперь прагматизм покажет, что так жить дальше нельзя.
Россия предложила снять экономическое эмбарго с двух непризнанных территорий. Грузии же мы предложили сегодня устами самого президента цивилизованно решить вопрос о поставке в Россию и вина и воды и хозяйственной продукции. Но здесь надо уважать Россию. Нельзя поставлять тот некачественный товар, который поставляла Грузия несколько лет назад. Мы уже это прошли и мы тоже другие стали. Тем более, что если вино не поставляется грузинское, рынок сразу заполняется винами чилийскими, испанскими, итальянскими, французскими. И сейчас Молдавия за 4 месяца продала более 4 млн. бутылок.
Уже ясно, что по результатам выборов 60%, может чуть больше, выиграет партия Саакашвили. Оппозиция процентов 20 наберет, хотя при нашей встрече, Георгий Хаиндрава (бывшим госминистром Грузии по урегулированию конфликтов) заявил, что рассчитывает, что оппозиция наберет как минимум 29-30%. Там, где мы были на участках, люди идут и голосуют, хотя, казалось бы, бедно живут. Многие говорят, что сейчас за оппозицию голосуют меньше, потому что в их речах стало очень много воинственных заявлений. Они казались бы правильными, но Грузия как бы сжалась вся, после того, как пролилась кровь на площади в 4 квартале прошлого года. Сыграло свою роль и активное давление американцев, и то, что мощное идет вооружение 30-тысячного корпуса армии и почти 10% бюджета идет на вооружение (это колоссальные деньги).
Грузии нельзя ни в коем случае силовым методом решать территориальные споры. У меня десятки писем от казаков всей России, которые просят нас сделать все возможное, чтобы не пролилась кровь, потому что те 6 регионов, которые расположены на Кавказе рядом с Россией - очень тонкая материя. Любая капля крови может обернуться страшной бедой для Грузии. У Грузии один вариант решения вопросов - только цивилизованное решение через переговоры, другого варианта нет. Россия сейчас для этого готова, но Грузия, к сожалению, сегодня в большей степени живет теми посылами, которые ей диктуют американцы. Вместе с тем, надо понимать, что если что-то случится, Америка далеко, а Россия здесь. И мы никогда тоже не пойдем на глупое решение: здесь рядом государственная граница, здесь олимпийские игры надо проводить в 2014 году. Кроме того, грузинское направление - российский транзит. И если бы удалось решить транспортную проблему по возобновлению работы железной дороги, это бы сейчас сняло колоссальный тромб в развитии торгово-экономических отношений прежде всего Грузии и России, а также России и Армении.
ИА REGNUM: Вы говорили о том, что несколько стран отказались войти в состав исполкома СНГ. О чем это говорит?
Мне сложно об этом говорить. Приглашения были розданы всем странам СНГ. Белоруссия одного человека, но все-таки прислала. Молдавия вообще отказалась участвовать. Украина, там сейчас такой политический кризис идет! Украина всегда хочет показать, что в принципе чем-то отличается от других. Ничем не отличается. Страна с колоссальным кризисом политической системы. С колоссальными проблемами во всех направлениях. Украина делает все, чтобы показать американцам, что, мол, мы готовы под вашу диктовку, реализовывать украинскую политику. Это возможно, но, как правило, 3-4 года, после которых если политика не дает реальных экономических результатов, народ говорит, зачем нам такая политика? Зачем нам жить нищими, когда мы можем жить богатыми? Сегодня интеграция с Россией привела бы к развитию военно-промышленного комплекса, сельского машиностроения, судостроения, освоения космоса и т.д. Можно было бы достичь того, чтобы обеспечить украинской экономике порядка 12-14% темпа роста. А сейчас, когда опять появляется таможня на границах, у республики нет никакой перспективы, все прогнозируют страшную инфляцию на Украине - никуда от этого не денешься. А потом, если они будут вести такую политику, они ж не имеют сырьевых ресурсов, они будут все покупать по европейским ценам.
ИА REGNUM: Есть мнение, что в правящих кругах Украины и Грузии существуют некая согласованность по проведению антироссийской политики. Вы согласны?
Нет. Они не сами согласовывают. Там координируют все американцы. Те же люди отвечают. Потому что вступление в НАТО - это целая стратегия. И для двух стран это один и тот же путь. Если сейчас Россия проглотит спокойно вступление в НАТО Грузии, потом Украины - это будет очень слабая и безвольная политика России. Я думаю, Россия этого не допустит. Это вопрос нашей безопасности. Если вы живете с соседом, а сосед сел за забор, зарядил два патрона, что ж, надо ждать, когда он нажмет? А вдруг он нечаянно что-нибудь нажмет?
ИА REGNUM: А что Россия должна сделать, чтобы избежать этого?
Четко определять угрозу и создавать систему безопасности против этих угроз. Делать новейшее оружие и вооружать армию - это плохо, потому что человеку достаточно одной маленькой пули, чтоб его убить. В данном случае, чтобы пролить кровь делаются мощнейшие системы наведения, вакуумные бомбы и так далее. У американцев колоссальные деньги сегодня идут на научно-исследовательские и конструкторские работы с тем, чтобы создать новейшие виды вооружения с лазерными системами. Зачем это все делается? - для уничтожения человека. Американцы делают не у себя, они делают все это в Европе - это самое страшное. Европа начинает просыпаться, неужели мы сами не можем обеспечить европейскую безопасность? Почему Германия так активно поддержала Россию в позиции, что не надо форсированными темпами принимать в НАТО Грузию и Украину, мы же раскручиваем безопасность не европейскую. Мы в Европе наоборот увеличиваем опасность боестолкновений. И сейчас дай бог, чтобы эту политику и дальше Европа продолжала. Американцам нельзя дать разгуляться. Не потому что они плохие, а потому что они стали сейчас заложниками. У них военно-промышленный комплекс дает тысячи сотни тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. В один момент это прекратить невозможно.
ИА REGNUM: Возвращаясь к выборам. Как вам кажется, национальные меньшинства Грузии как будут представлены в парламенте?
Есть 75 округов, в которых идет голосование по мажоритарной системе. Там представлены 9 партий. Будет от национальных меньшинств один человек представлен или 10. Что они решают в парламенте? Это не главное. Ведь если из 150 человек 60% будет представлять партия власти, то она назначит председателя, заместителей, возьмет ключевые комитеты, а дальше пойдет целевая работа.
ИА REGNUM: Вы неоднократно, и в Тбилиси в том числе, заявляли о том, что Россия никогда не признает независимости Южной Осетии и Абхазии. Почему вы так считаете?
Потому что, образно говоря, если вы берете ребенка из детского дома, вы за него отвечаете. Если сейчас после августа 1992 года, после боестолкновения, в котором потеряны десятки тысяч людей, наши миротворческие войска выполняют миротворческие функции, они это делают не из-за того, что России так захотелось, а из-за того, что Грузия и Абхазия попросили. И после этого решением СНГ мы потом получили одобрение Совета Безопасности ООН на нахождение там миротворцев. Сейчас, если мы признаем независимость, полностью меняется формат, мы должны будем миротворцев убрать. Произойдет опять прямое столкновение сторон, на 100% мы снова там получим столкновение, это кровь, это война. Это первое.
Второе. Сейчас, когда Европа и Америка признали независимость Косово, на самом деле, абсолютное большинство людей считают, что это была колоссальная ошибка. Потому что нарушена целая серия международных соглашений, которые были подписаны ранее, в частности, в 1975 году в Хельсинки, о том, что Европу нельзя больше кроить, потому что любой перекрой Европы - это война. Если мы сейчас признаем Южную Осетию и Абхазию, то мы признаем, что и Косово правильно. В этом случае мы получим мощнейшую изоляцию в Европе и в мире, потому что европейцы говорят, что больше такой эксперимент как в Косово делать нельзя.
В третьих. Что значит признать независимость, допустим, Южной Осетии? Как вы себе это представляете? Там 50-70 тысяч человек населения. Сейчас президент сказал: "Давайте отменим эмбарго и попробуем экономически оказать помощь этим непризнанным территориям, чтобы люди почувствовали помощь России". В свое время Владимир Путин будучи президентом, сказал умную мысль, что на этих двух территориях проживает приблизительно 100 тысяч русских. И если будет принято решение в беспрецедентно короткие сроки Грузию принять в НАТО, Россия конечно же не допустит, чтоб над территориями, где проживает сегодня большинство россиян, летали НАТОвские самолеты и эта зона стала бы НАТОвской. В этом случае, конечно же, будут предприняты какие-то шаги, в том числе возможно по признанию этих территорий.
Сейчас, казалось бы, просто признали бы фиктивно, но это будет контрпродуктивно. Сейчас признать - это повторить ошибку, которую совершила Европа. Потому что тогда там просто будет бойня. Мы совершенно все правильно сделали, не признав независимости двух республик. Есть пример, когда американцы могли признать Тайвань, но они этого не сделали, поскольку в противном случае они бы стали находиться в состоянии войны с Китаем. Они не стали этого делать, а специально приняли закон "О взаимоотношениях США и Тайвань", где прописали весь механизм, который как бы не признавал, но через неправительственные организации помогал решить многие вопросы. Сегодня Тайвань - процветающее государство.
ИА REGNUM: Вы предвосхитили мой следующий вопрос: По результатам паспортизации в Южной Осетии и Абхазии большинство жителей оказались гражданами России...
Не большинство, 100 тысяч приблизительно, у нас есть данные.
ИА REGNUM: Это большое количество людей. И должна ли Россия в связи с этим принять на себя какие-то обязательства?
Ну, конечно. Не случайно сейчас принято решение снять ограничения на государственные границы, снять экономические ограничения и так далее. Субъекты федерации (их уже несколько) подписали соглашение о торгово-экономических отношениях. Сложность в том, что государство из бюджета вкладывать средства в непризнанные республики не имеет право, и не будет. Сейчас там и вопросы собственности очень непростые, и вопросы социального обеспечения. Около 100 тысяч российских граждан в Абхазии и Южной Осетии получают российские пенсии и будут иметь равные права при поступлении в наши институты и так далее. С учетом того, что у нас олимпиада, конечно, будет востребована и будет развита курортная зона. Опять же рыночными структурами, наверное, будет задействован в ближайшие годы аэропорт. Наверное, значительные ресурсы эти же рыночные структуры отдадут на развитие переработки.
В этом году, поверьте мне, в Абхазии в разы будет больше отдыхающих, потому что сняты препоны на границе. Конечно же, сейчас курорты надо ремонтировать и приводить в порядок. Но самое главное, чтобы люди знали: на курорте им будет обеспечена безопасность.