Пока в регионах готовятся к январскому повышению цен на проезд в общественном транспорте, в России есть риск для одного из его видов — троллейбусного сообщения. Это связано с тем, что поставщик 70% всех троллейбусов в стране находится в предбанкротном состоянии и претензии кредиторов к нему растут, как снежный ком. На сегодня, 26 декабря 2019 года, назначено заседание по банкротному иску к заводу-производителю. ИА REGNUM проанализировало, что происходит в ЗАО «Тролза», которое является поставщиком транспорта для общественных маршрутов 86 городов России.

(сс) Magicwand186
Троллейбус Тролза-5265 «Мегаполис»

Из истории вопроса

Троллейбусу в мае 2020 года, как виду транспорта, исполнится 139 лет. Его создателем стал немецкий инженер Вернер фон Сименс. В нашей стране первый пассажирский троллейбус изготовили в 1933 году — в Москве, на заводе «Динамо».

Данный вид транспорта в советские годы можно было встретить на улицах почти 180 городов, но на 2015 год троллейбусные системы одного из самых экологичных видов транспорта остались лишь в 85 населённых пунктах России и их число продолжает сокращаться.

1934-35 годы. Троллейбус ЛК-4 первого маршрута у Тверской заставы

В 2018 году на сайте общественных инициатив РОИ даже появилась петиция с просьбой к федеральным властям, в которой предлагалось запретить после 2020 года «линейную эксплуатацию дизельных/бензиновых автобусов», как вредного вида транспорта, поставив им на замену троллейбусы и сделав на них государственный заказ. Автор петиции, которая набрала свыше 1 тыс. подписей, отмечал, что необходимо «стимулирование государственных и частных перевозчиков на замену автобуса троллейбусом с длительным автономным ходом», строительство пригородных и междугородних троллейбусных линий, а также централизованная организация пассажирских перевозок внутри региона.

По разным данным, в России осталось менее десятка заводов, производящих данный вид транспорта. Крупнейшим из них остаётся завод «Тролза» в Саратовской области. Весь 2019 год страна следит за его судьбой.

О саратовском заводе

Завод ведёт свою историю с 1868 года, когда промышленник генерал Сергей Мальцев в селе Брянского уезда Орловской губернии создал завод, который выпускал вагоны, пароходы и разные запчасти. В 1918 году завод, где работали около 2 тыс. человек, национализировали, а в 1941 году его эвакуировали из Брянска в саратовский Энгельс, где он и работает по сей день.

К довоенной продукции предприятие вернулось в 1946 году, но уже в 1950 году завод переоборудовали, сделав первым в стране троллейбусным. В 1992 году предприятие было реорганизовано в акционерное общество.

С его конвейера с годами сходили всё более современные модели. Так, в 2003 году был выпущен новый троллейбус с пониженным уровнем пола Тролза 5275.05 «Оптима», а в 2008 году — первый экологически чистый автобус Тролза5250 «Экобус» с гибридной силовой установкой на базе троллейбуса семейства «Мегаполис». На базе последнего через несколько лет был выпущен электробус, который может работать всю смену без подзарядки на аккумуляторных батареях. В 2014 году были заключены контракты на поставку этой техники в города России и Аргентины.

Silvio Moriconi
Электробусы с динамической подзарядкой Тролза в Росарио, Аргентина

Для справки: «Тролза» поставляет продукцию в 19 стран, в том числе Белоруссию, Украину, Казахстан, Монголию, Польшу, Киргизию, Болгарию, Грецию, Сербию и другие. Помимо этого, электробусы и троллейбусы саратовского завода выполняют перевозки пассажиров по улицам Москвы, Самары, Уфы, Ижевска, Казани, Чебоксар, Перми, Нижнего Новгорода, Томска, Екатеринбурга, Краснодара, Иваново, Кемерово, Красноярска, Читы, Омска, Ярославля, Санкт-Петербурга, Челябинска, Саратова, Саранска, Севастополя, Кирова, Волгограда, Владимира, Калуги, Мурманска, Новосибирска и других.

По открытым данным, более 70% всех троллейбусов в России выпущены на «Тролзе». В 2017 году завод был участником государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», которую курирует Минпромторг РФ. В рамках программы были заключены контракты на поставку транспорта для ряда городов, в том числе Санкт-Петербурга, а также нужд ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания).

О проблемах и уголовных делах

Первые сигналы о проблемах появились летом 2018 года, когда в суд поступили претензии от некоторых кредиторов-заказчиков. В январе 2019 года завод в первый раз вошёл в режим простоя. Как писала центральная профсоюзная газета «Солидарность», производство было приостановлено, а работников отправили в вынужденный отпуск.

Критической ситуация стала в марте. Тогда центр занятости получил первые уведомления о планируемом сокращении 500 сотрудников ЗАО. Это происходило на фоне возбуждения уголовного дела, фигурантом которого стал гендиректор завода Иван Котвицкий. Речь шла о даче взятки в особо крупном размере — около 2 млн рублей.

Цитата из видео на YouTube
Иван Котвицкий

В сентябре 2019 года СУ СК по Саратовской области раскрыл подробности уголовного дела и сообщил ещё об одном эпизоде, связанном с уклонением от уплаты налогов. Следователи считают, что в 2016—2018 годы некие должностные лица предприятия, зная, что при достоверном отражении поставок металла нужно будет уплатить крупные налоги, решили отображать наряду с реальными поставками «фиктивные поставки металлопродукции от ООО «Лидер» с уплатой НДС в общей сумме 23 899 005 рублей с целью дальнейшего применения налоговых вычетов в этой сумме по налогу на добавленную стоимость». Следствие считает, что товар в итоге в подобных объёмах не поставлялся, а счет-фактуры были фиктивны. Необоснованные налоговые вычеты составили свыше 23,89 млн рублей. Расследование этого дела ещё продолжается.

Тем временем на предприятии сменился директор. Причём за июль-декабрь 2019 года — дважды. Нового руководителя для «Тролзы» назначили сначала в июле, им стал Сергей Ключарев, который проработал на предприятии до этого 37 лет. Во время встречи с коллективом, где присутствовал и министр промышленности и энергетики Саратовской области Андрей Архипов, Ключарев отметил, что идут «переговоры со стратегическим инвестором». Архипов заверил, что «со стороны властей предприятию оказывается сейчас и будет оказана в дальнейшем всевозможная помощь по выходу из кризиса».

В качестве возможного инвестора для ЗАО рассматривалось АО «Трансмашхолдинг» — крупный производитель железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ. Именно с этим предприятием в ноябре 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал соглашение об организации производства трамваев.

Крупнейшему троллейбусному заводу РФ обещают перезапуск и нового владельца

17 декабря 2019 года у ЗАО снова сменился директор. По данным ЕГРЮЛ, новым главой проблемного предприятия стал Николай Биднюк. Он также является действующим директором и совладельцем ООО «Саратовский завод металлических конструкций». Последнее создано для производства металлических конструкций в июле 2017 года. Второй совладелец — Андрей Миронов.

Цитата из видео на YouTube
Троллейбусный завод ЗАО «ТРОЛЗА»

Что происходит на предприятии сегодня?

В начале декабря стало известно, что завод вышел из режима простоя, то есть приказ в этот раз не продлили. Помимо этого, министерство промышленности и энергетики области сообщило, что с 24 декабря 2019 года в компании началось погашение задолженности по заработной плате. Было в целом выплачено 26 млн рублей. Ведомство также объяснило смену гендиректора, добавив, что «решение принято собственником и является плановым», а Ключарев покинул должность по соглашению сторон. В министерстве рассказали и о заходе в регион инвестора — ПК «Транспортные системы», которое входит в контур АО «Трансмашхолдинг». Тогда же стало известно о том, что производство троллейбусов сохранят, а также в планах — производство корпусов для трамваев.

Казалось бы, ситуация налаживается — завод выбирается из кризисной ситуации. Между тем банкротный иск никуда не делся, как и претензии кредиторов в рамках гражданских споров, в том числе тех, где уже есть решения не в пользу ЗАО.

О банкротном деле и кредиторах

Банкротное дело инициировал банк «Россия», выставив претензии на сумму почти 190 млн рублей, как обеспеченные залогом имущества должника. Банк настаивал на введении наблюдения за предприятием.

Иск, поступивший в августе 2019 года, до сих пор не рассмотрен. Слушания откладываются не в первый раз. В этот раз заседание назначено на сегодня, 26 декабря 2019 года, но вероятнее всего, его перенесут, так как 20 декабря 2019 года от банка поступило заявление о замене стороны ее правопреемником. До этого, в начале декабря, суд отказал истцу в обеспечительных мерах в отношении ЗАО. Речь шла о запрете передавать в аренду движимое и недвижимое имущество, которое является предметом залога, а также запрете Управлению Росреестра «осуществлять любые регистрационные действия в едином государственном реестре недвижимости в отношении недвижимого имущества, принадлежащего ЗАО «Тролза» (ОГРН 1 046 404 910 090, ИНН 6 449 972 323), являющегося предметом залога». Суд требования отклонил, не найдя оснований для этого.

Оноре Домье. Серия «Люди правосудия»

Производитель троллейбусов для городов России дошёл до банкротства

Несмотря на то, что в банкротном деле не появилось новых кредиторов, отдельными исками на сегодня открыты гражданские споры. Среди них — по иску Министерства промышленности и торговли РФ «о взыскании штрафа в размере субсидии, предоставленной по соглашению от 21.05.2018 г. №020−11−2018−152 в размере 478 000 000 рублей» (назначено на 13 января 2020 года), по иску самарского ООО «Лидер-Тюнинг» на сумму свыше 4,36 млн рублей (назначено на 20 января), комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского района на сумму 1,58 млн рублей (15 января), ООО «Чергос» из Санкт-Петербурга на сумму свыше 8,997 млн рублей, саратовского ООО «НПО «Центротех» — 8,36 млн рублей и другие.

Помимо этого, в конце ноября 2019 года был удовлетворён иск ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания». С завода взыскана неустойка в размере 115 546 125 рублей. Речь шла о том, что ЗАО недопоставило 50 единиц троллейбусов Тролза 5265 «Мегаполис» стоимостью 810 850 000 рублей по договору от декабря 2017 года. Общая цена этого контракта составляла 2,078 млрд рублей, и завод по нему должен был поставить 150 троллейбусов до 30 июня 2019 года.

Также не стоит забывать и об удовлетворённом в ноябре иске банка «Россия» о взыскании солидарного долга с ряда предприятий, включая ЗАО «Тролза». Речь идёт о 189,6 млн рублей и обращении взыскания на свыше 200 единиц движимого имущества, несколько десятков объектов недвижимости. Вердикт сейчас оспаривается.

Dezidor
Головной офис банка «Россия» в Санкт-Петербурге

Примечательно: 24 декабря 2019 года судом по солидарным долгам было закреплено процессуальное правопреемство банка на ЗАО «Берг» (ОГРН 1 147 746 327 783), которое, вероятно, станет преемником и в банкротном деле. Компания «Берг» создана в Москве в марте 2014 года, основной вид деятельности — вложения в ценные бумаги, учредитель — Ян Кубинский, который также имел отношение к нескольким ликвидированным на сегодня саратовским компаниям группы «Солнечные продукты».

Имущество предбанкротного завода троллейбусов пустят с молотка

В арбитраж в декабре продолжали поступать иски к ЗАО «Тролза» на разные суммы.