План по одновременному развитию регионов Арктической зоны должен исходить от федерального центра. Перспективы проектов, предлагаемых северными субъектами, обсудили сегодня, 25 апреля, члены экспертного клуба «Регион» в пресс-центре ИА REGNUM.

«Арктические субъекты находятся на этапе пересмотра своих долгосрочных планов, — сообщил участникам заседания Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов. — Проекты своих стратегий развития обдумывают Ямало-Ненецкий и Ненецкий округа, Коми, Красноярский край и другие субъекты. Важно на федеральном уровне обозначить приоритетные проекты, чтобы синхронизировать о дельные интересы регионов».

Показательным примером отсутствия согласованности между проектами арктических субъектов является история с тремя предполагаемыми железнодорожными магистралями: «Белкомуром», «Баренцкомуром» и «Карскомуром». «Эти проекты являются взаимными конкурентами и реализация хотя бы одного из них тоже находится под вопросом», — сообщил корреспонденту ИА REGNUM гендиректор АПЭК Дмитрий Орлов.

Читайте также: Коми хочет к морю: арктические перспективы не дают покоя

Арктическое законодательство России, при всем внимании федерального центра к макрорегиону, до сих пор не приведено в порядок. Нормативно-правовая база российской политики в Арктической зоне состоит из нескольких документов: госпрограмма «Социально-экономическое развитие АЗРФ до 2025 года», основы госполитики, транспортная и энергетическая стратегии.

Читайте также: Закон об Арктике: вместо «Арктического кодекса» — ставка на опорные зоны

То, что «арктическая» государственная программа появилась раньше основного регионального законопроекта, является нарушением логики, считает депутат Государственной думы Владимир Пушкарев. Профильный закон необходимо сделать всеобъемлющим и предусматривающим совместные проекты опорных зон развития Арктики. Только в этом случае будет достигнут мультипликативный эффект, уверен депутат.

Обсудили члены экспертного клуба и вопрос создания отдельного органа исполнительной власти для российской Арктики. «Административный носитель для северных регионов должен присутствовать, как это было сделано в виде Минвостокразвития и МинКавказа, — считает Владимир Климанов. — Однако я не вижу необходимости в создании Министерства Арктики. В данном случае необходима некая служба или агентство-координатор разнонаправленных действий в отношении Арктической зоны».

Напомним, идея создания «арктического» министерства была озвучена вице-спикером Ольгой Епифановой в феврале 2018 года. Однако дальнейших шагов в этом направлении федеральные власти еще не сделали. Пока основным оператором арктических территорий, а, вернее, Северного морского пути и прилегающих территорий выбрана госкорпорация Росатом. Законопроект о передаче полномочий атомной корпорации будет внесен в правительство в ближайшее время.

Читайте также: Власть «Росатома» над Арктикой будет закреплена законом

Заседание Экспертного клуба «Регион» было посвящено развитию Арктической зоны России. Участники обсудили основные вызовы освоения российской части Арктики, уровень готовности регионов к участию в реализации стратегически важных проектов, провели сравнительный анализ показателей арктических субъектов.