Коми продолжает грезить о выходе к Севморпути. Сегодня, 19 апреля, глава субъекта Сергей Гапликов выступил с докладом перед Государственным советом республики.

Сергей Гапликов
Сергей Гапликов
Иван Шилов © ИА REGNUM

«С учётом обозначенных президентом России приоритетов по развитию Арктики и увеличению грузовой базы Северного морского пути правительство республики отстаивает на федеральном уровне реализацию проектов по развитию транспортной инфраструктуры, образующей опорный транспортный каркас, состоящий из железнодорожных веток Соликамск — Микунь — Архангельск, Сосногорск — Индига и Воркута — Усть-Кара», — заявил Сергей Гапликов, фактически перечислив три спорных инфраструктурных проекта — «Белкомур», «Баренцкомур» и «Карскомур».

Напомним, что территория муниципального образования городского округа «Воркута» была включена в состав Арктической зоны РФ в 2014 году. Согласно стратегии развития Арктической зоны РФ до 2025 года, Воркута может стать транспортным узлом между российским Севером и экономическими центрами страны.

Поводом для развития транспортной сети в Коми становятся и ее природные богатства. По оценкам ученых, Воркутинский геолого-промышленный район располагает самыми большими разведанными в Европе запасами угля, порядка 340 млрд тонн.

Сейчас по железной дороге из Воркуты можно добраться как до Москвы, так и до Западной Сибири. Но глава региона на любой подходящей площадке говорит об интересе Коми к участию в более масштабных транспортных проектах. Проблема здесь не только в том, что полностью все идеи воплотить не получится. Даже реализация одного из трех озвученных сегодня проектов уже станет для региона большой удачей.

Из доклада Сергея Гапликова Госсовету Коми
Из доклада Сергея Гапликова Госсовету Коми
Пресс-служба правительства Республики Коми

Борьба за «Белкомур»

»Белкомур» (Белое море — Коми — Урал) — проект строительства железнодорожной магистрали соединением Архангельск — Сыктывкар — Соликамск (Пермский край). Идея создания дороги возникла еще в 1930-е годы: она должна была напрямую соединить регионы Сибири и Урала со стратегическими предприятиями на севере СССР и выйти в порт Архангельск. Но проект по-прежнему ждет своего часа, и пока неизвестно, дождется ли.

Читайте также: Белкомур: железная дорога в никуда

В ценах 2016 года проект оценивался в 330 млрд рублей с учетом заемных средств. Ранее потенциальный инвестор — китайская компания Poly International Holding Co., Ltd — заявляла о готовности вложить в «Белкомур» до $5,5 млрд. Когда в декабре 2017 года Республика Коми объявила аукцион о продаже своих акций АО «Белкомур» на общую сумму в 540 млн рублей, казалось, что в кулуарах разговоры с китайскими инвесторами уже проведены и торги предназначены для них. Но несмотря на то, что сроки подачи заявки на участие в аукционе трижды продлевались, за акциями «Белкомура» так никто и не пришел.

Нелегкая судьба «Белкомура» связана с тем, что его экономическая эффективность вызывает сомнения у федерального центра и у ОАО «Российские железные дороги». Сложностей добавляет первоначально выбранный конечной точкой порт Архангельска — замерзающий и не имеющий глубоководного участка. Без модернизации архангельского порта, которая может стоить дороже всего «Белкомура», проект железной дороги теряет уверенность в скорой реализации.

В конце марта 2018 года губернатор Архангельской области Игорь Орлов сделал неожиданное заявление: в проект «Белкомур» может быть включен проект строительства порта в поселке Индига Ненецкого автономного округа (НАО).

«НАО собирается стать участником проекта «Белкомур» с предложением включения в него своего объекта порта «Индига»… Ведется большая работа, чтобы некую разобщенность в Арктической зоне РФ переформатировать в совместную работу», — сказал Игорь Орлов.

Слова губернатора Архангельской области звучат странно, поскольку на деле Архангельск и Индига — это конкуренты за право стать финальной точкой «Белкомура».

Александр Цыбульский
Александр Цыбульский
Kremlin.ru

Как ранее сообщало сообщало ИА REGNUM, идею строительства порта Индига в Ненецком автономном округе (НАО) отстаивает врио губернатора округа Александр Цыбульский. Индига выигрывает у Архангельского порта в глубине, удобстве береговой линии, меньшем количестве дней, в которые нужна ледовая проводка. Но минусы у точки тоже серьезные: в поселке проживают около 600 человек и отсутствует инфраструктура. А значит, затраты на создание порта на практически пустом месте потребуются немалые.

Означают ли слова Игоря Орлова, что Поморье отказывается от мечты о глубоководном порте в своей столице? Вовсе нет, эту мысль глава региона по-прежнему высказывает часто. Но дальше разговоров дело не идет.

Баренц-конкурент

Изначально Индига являлась частью другого замороженного проекта — «Баренцкомура» (Баренцево море — Коми — Урал). Эта железнодорожная магистраль могла бы соединить Индигу, Сосногорск, Троицко-Печорск, Полуночное и Сургут — а значит, пройти практически параллельно «Белкомуру».

Получается, с возникновением планов по строительству ветки Сосногорск — Индига, которую в сегодняшнем выступлении Сергей Гапликов назвал второй по счету, глубоководный порт Архангельска точно останется только идеей. Однако отметим, что в реализации «Баренцкомура» эксперты транспортной отрасли сомневаются больше.

Ожидания и реальность

Третья железнодорожная ветка, упомянутая Сергеем Гапликовым, имеет более позитивные перспективы. Стоит сказать, что ветка Воркута — Усть-Кара (поселок на территории НАО) протяженностью в 200 км является частью еще одного несуществующего «комура». «Карскомур» соединяет Урал с Карским морем и предполагает создание порта в поселке Усть-Кара (население — 542 человека).

Но, кажется, на деле всё выйдет несколько скромнее. Железная дорога Воркута — Усть-Кара действительно может понадобиться для вывоза ресурсов с северных участков Печорского угольного бассейна, которые еще не дождались разработки. Об этом сказано в стратегии развития АЗРФ до 2025 года.

Железнодорожное полотно
Железнодорожное полотно

Воркута действительно должна стать важным для Арктики транспортным звеном по перевалке ресурсов в западном направлении. Но сделано это будет не за счет «…комуров», а при помощи ямальского «Северного широтного хода» (СШХ). Воркута и Салехард уже имеют железнодорожную связь.

Получается, что СШХ, строительство которого начнется уже в 2018 году, решит давнюю проблему соединения регионов России с западным направлением. И фактически свяжет Ямал — самую перспективную часть российской Арктики — с Уралом, Северо-Западом и центром страны.

«В перспективе через Воркуту будет осуществляться доставка полезных ископаемых в порт Сабетта с месторождений, находящихся вне территории Арктической зоны России», — указано в стратегии развития Арктической зоны России.

Наличие порта Сабетта сводит на нет надежды на создание еще одного порта в крошечном поселке Усть-Кара. Особенно при полном молчании федерального центра как об этом проекте, так и портах Архангельска и Индиги.

Читайте также: Северный широтный ход: будущее дороже денег

Метания от порта к порту, от ветки к ветке снижают доверие к идее Архангельской области, НАО и Коми стать надежным подспорьем для развития российской Арктики. Возможно, главам северных регионов пора остановиться на одном из проектов и упорно искать подтверждения грузовой базы и объективные доводы для государственных властей. В противном случае заявления о стратегической важности железнодорожных магистралей и мегапортов так и останутся лишь параграфами в губернаторских докладах.