На рыбокомбинате «Островной», расположенном на острове Шикотан Сахалинской области, ставшем известным всей стране после Прямой линии президента России Владимира Путина в 2016 году, опять неспокойно: инвестора, взявшегося вытащить проблемное предприятие из долговой ямы, осаждают контролирующие структуры. Под угрозой реализация масштабного инвестиционного проекта, передает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Скандал с рыбокомбинатом на Сахалине стоил должности главе Роструда региона

Напомним, руководство рыбокомбинат «Островной» заманило на далекий курильский остров несколько сотен работников из разных регионов страны, пообещав высокие заработки, проживание рядом с местом работы и питание.

На месте же оказалось, что проживать людям следовало в полуразрушенном общежитии без окон и горячей воды, питаться пришлось тухлой рыбой — отходми производства рыбокомбината. За такое «проживание» у людей отчисляли из зарплаты крупные суммы. Но эти отчисления всё равно были лишь на бумаге, поскольку зарплату людям не платили вовсе. При этом работяги не могли покинуть остров и фактически оказались заложниками — денег у них на билеты не было, судно с Шикотана ходило лишь раз в месяц.

Сотрудники «Островного» неоднократно обращались в прокуратуру. Но в надзорном ведомстве не обращали на них внимания. Только вмешательство главы государства помогло людям получить долги по зарплате и выехать в родные края.

В ходе анализа причин возникшей ситуации на «Островном» выяснилось, что в течение последних лет руководство предприятия передавало другим предприятиям участки для промысла тихоокеанского лосося, квоты на добычу морепродуктов, в частности, морского ежа, креветки, трепангов. Данное обстоятельство в сочетании с провалом сайровой путины и привело к ухудшению финансового положения комбината и бедственному положению его сотрудников. Руководство «Островного» накопило громадный долг перед банками — более 1 млрд рублей.

После Прямой линии президент поручил исправить ситуацию на «Островном».

И вроде бы все начало постепенно налаживаться. Была создана ТОР «Курилы». Причем, согласно официальным документам, в эту ТОР, в отличие от других сахалинских, региональный бюджет средства не вкладывает. Нашелся и якорный инвестор ТОР «Курилы», заявивший вложить в создание на базе «Островного» современного рыбоперерабатывающего производства 7 млрд рублей.

«Но сейчас у «Островного» опять начались проблемы. Бизнес-структура не может оформить землю под размещение нового производства из-за вмешательства налоговиков. Кроме того, фискальное ведомство постоянно наращивает финансовые претензии к предприятию — если первоначально налоговики заявляли 90 млн рублей, то сейчас они говорят о 300 млн. Такие действия вызывают уже у инвестора сомнения в целесообразности продолжения реализации проекта. Еще 2 года назад «Островной» был на грани закрытия. Сегодня там совершенно иная ситуация. Нам что выгоднее — обанкротить предприятие и распродать по частям его полуразрушенные производственные помещения, если ещё на них найдется покупатель на далёком острове. Нам выгоднее потерять предпринимателя — инвестора, создать на Шикотане армию безработных на Шикотане? Или всё же лучше создать современнейшее производство с сотнями рабочих мест и миллионами налогов?» — спрашивал руководитель Ассоциации рыбопромышленников России Максим Козлов на встрече представителей региональной власти, бизнеса и «Опоры России».

Читайте также: Южно-Сахалинский хлебокомбинат: ущерба нет, пострадавшего нет, дело есть

Озабоченность руководителя Ассоциации рыбопромышленников в полной мере разделяет и глава «Опоры России» Александр Калинин, прибывший с визитом на Сахалин:

«Если так относиться к предприятиям в регионе, кто вообще будет инвестировать в Дальний Восток? Это абсолютно негосударственный подход. У нас цель одна — чтобы граждане России уверенно чувствовали себя на своей земле, спокойно занимались бизнесом, платили налоги и заработную плату. И одних только усилий сахалинского правительства здесь недостаточно. Со стороны же ряда контрольно-надзорных органов сегодня делается все, чтобы, напротив, обанкротить предприятия. Зачем эти бесконечные проверки с безумными штрафами? О каком благоприятном инвестклимате можно говорить? На мой взгляд, сегодня нужны кардинальные меры по снижению административного давления на бизнес на Дальнем Востоке вообще и на Сахалине в частности. Эту позицию мы будем отстаивать на федеральном уровне», — сказал Александр Калинин.

Защищать дальневосточный бизнес от чрезмерного административного давления самое время. Поскольку инвестиционная привлекательность регионов ДФО в национальном рейтинге ничего, кроме сожаления, увы, не вызывает.

По данным «Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России — 2017», составленном аналитиками RAEX рейтингового агентства «Эксперт», Дальний Восток пока так и не стал привлекательным для инвесторов. Природно-ресурсный потенциал региона составляет 20,7% от общероссийского, а производственный всего 4,3%. Основной вид экономической деятельности по-прежнему — добыча полезных ископаемых.

Пониженный инвестиционный потенциал у Якутии, Приморья, Хабаровского края и Сахалинской области. «Незначительный» — у Колымы и Амурской области. Камчатка, ЕАО и Чукотка — зоны повышенного риска для инвесторов.

Читайте также: Очередные уголовные дела на Сахалине вызвали протест

Реализация ТОР «Курилы» и без того проходит в сложнейших условиях. Сегодня стало известно, что ООО «Рыбокомбинат «Островной» официально стало якорным резидентом ТОР.

Сегодня же островные власти обсудили критическую ситуацию с электроснабжением Шикотана. ТОР «Курилы» находится на грани энергетического коллапса — электроэнергии не хватает катастрофически, региональные власти прорабатывают пути решения этой проблемы.

У ТОР «Курилы», как и у всех Курильских островов есть и еще одна проблема — транспортная доступность. Проектирование двух новых грузопассажирских судов завершено, но когда они будут построены — не известно.

На фоне всех этих проблем бесконечные проверки, штрафы в отношении бизнеса, решившего подхватить «полумёртвое» предприятие, выглядят, по меньшей мере, странно.

Читайте также: Для улучшения качества жизни в ДФО нужно менять налоговые механизмы

Как сообщало ИА REGNUM, директор ИАЦ «Эксперт» СВФУ Юрий Данилов убежден, что состояние бюджетов ДФО свидетельствует о том, что необходимо менять механизмы налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков.

«Значительную часть налогов они платят по месту регистрации, а не по месту добычи природных ресурсов», — сказал эксперт.

По данным СП РФ в 2017 году существеннее всего «просели» бюджеты Якутии, Сахалина и Чукотки, на Сахалине — из-за снижения цен на нефть и газ и падения курса рубля к доллару США.

На встрече представителей федеральной «Опоры России», сахалинского бизнеса и власти вновь прозвучала история Южно-Сахалинского хлебокомбината и его директора Владимира Боева, в отношении которого, совершенно безосновательно, уголовное дело возбуждали 7 раз. Вся «вина» директора заключалась в том, что он починил кровлю своего же предприятия. Ущерба не было, не было пострадавших, а уголовное дело было. Прекратили его лишь после вмешательства «Опоры России» и прокуратуры.

Только за 2016 год прокуратура Сахалинской области зафиксировала более 5 тыс. нарушений прав предпринимателей в регионе.

Сахалинский рыбокомбинат «Островной» является крупнейшим работодателем на отдаленном курильском острове Шикотан, где проживает более 3 тыс. человек. Резидент ТОР «Курилы» планирует создать более 700 высокопроизводительных рабочих мест, продукция комбината будет поставляться как на внутренний российский рынок, так и на рынки стран АТР. К 2020 году компания намерена наладить выпуск рыбных консервов, свежемороженой рыбы и филе, рыбной муки и рыбьего жира. Мощность предприятия составит 252 тыс. тонн продукции в год.

Читайте также: Новая ТОР «Курилы» создана на Дальнем Востоке