Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, глава Минвостокразвития Александр Галушка и депутат ГД РФ Ирина Яровая открыли в Хабаровском крае завод-фантом по производству дезинфицирующих средств. К такому выводу пришло следствие по громкому делу министра здравоохранения Александра Витько — вместо крупного инвестпроекта на указанной площадке расположен небольшой пустой ангар. Данные следствия представлены суду.

Читайте также: Порты-фантомы Дальнего Востока к ВЭФ — 2017 для украшения отчетности

«Громкое торжественное открытие в Хабаровске нового завода про производству дезинфицирующих средств для медицинских учреждений — не более чем показное мероприятие и демонстрация якобы инвестиционной привлекательности региона. К реальному вкладу в экономику и здравоохранение края это не имеет никакого отношения. Масштабное и дорогое предприятие, по сути, является небольшим объектом, просто ангаром», — привело данные следователя УФСБ по Хабаровскому краю, озвученные в зале суда, ИА «Амурмедиа».

Напомним, в Хабаровске продолжается судебное разбирательство, в котором региональные СК РФ, УФСБ и прокуратура выясняют — правомочно ли было возбуждено уголовное дело в отношении министра здравоохранения региона Александра Витько. Поводом для возбуждения уголовного дела стала закупка антисептиков для Краевой клинической больницы №1. Дезинфицирующие средства потом должны были распределяться по другим медицинским учреждениям края. Выиграло торги ОАО НПО «Новодез». Но другой претендент на право поставки — ООО «Альфа-Мед» счел, что победа на торгах досталась «Новодезу» незаконно. И обратился с жалобой в ФАС. ФАС усмотрела в действиях министра здравоохранения Александра Витько и компании «Новодез» преступный сговор. Появилось уголовное дело. Витько ушёл в отпуск, заявления об отставке не писал. Сейчас в крае де-факто два министра здравоохранения — один в отпуске, второй и.о.

Возбуждение уголовного дела в отношении министра здравоохранения сочла неправомерным прокуратура Хабаровского края. Спустя сутки после возбуждения дело постановлением заместителя прокурора региона Славы Когая было прекращено.

Между тем следствие УФСБ настаивает на обратном.

«Предрешенную победу поставщика — ОАО НПО «Новодез» — определило, как ни странно, появление в Хабаровске инновационного производства — завода по производству антисептиков. Я сам, лично, выехал на эту площадку, где летом 2017 года губернатор Вячеслав Шпорт, глава Минвостокразвития Александр Галушка и зампред ГД РФ Ирина Яровая торжественно открыли новое предприятие. На самом деле — заявленный завод не более чем просто ангар небольшой площади», — заявил в суде следователь УФСБ.

Следствие считает, что шумиху вокруг открытия нового инновационного производства раздули намеренно, чтобы защитить министра здравоохранения Витько.

«Есть официальное письмо от губернатора Хабаровского края, в котором говорится, что этот завод до июня 2017 года даже не планировали строить. Потому, что это ТОСЭР, она относится к ведению края. Вместе с тем — что мы имеем? У меня есть выписка из Единого государственного реестра юридических лиц. Там указано, что данный завод в организационно-правовой форме был зарегистрирован 13 июня 2017 года. То есть создание этого завода, по большому счету, профанация, цель которой — убедить суд в том, что имелась какая-то большая экономическая эффективность. Все это опровергается материалами, которые я сейчас представляю суду. Там имеются и фотографии, на которых видно, что из себя представляет открытый завод», — сказал следователь.

Между тем защита Александра Витько возражает против обвинений в его адрес.

«Когда этот завод открывали, Витько был в отпуске. А ОАО НПО «Новодез» производит действительно качественную продукцию. Вот о чем нужно говорить, а не о каком-то там ангаре. Завод открывал губернатор, а не Витько. Вот пусть следствие и задает вопросы губернатору, а не Витько. И явно — не в этом процессе», — высказались защитники министра здравоохранения.

Как сложится судьба министра — еще не известно. Суд, призванный решить, было ли возбуждение уголовного дела в отношении Александра Витько правомочным или нет, продолжается.

Ситуация намного серьезнее, чем отдельные претензии к отдельному министру.

Читайте также: Здравоохранение Хабаровского края: бунт медиков и два министра «у руля»

27 ноября 2017 года, выступая на расширенном заседании правительства Хабаровского края, первый зампред регионального правительства по вопросам инвестиций и приоритетных проектов Юрий Чайка сообщил, что объём инвестиций в экономику региона рухнул ниже уровня 2010 года.

Спад, по словам Юрия Чайки, произошёл потому, что крупные инвестиции в региональную экономику закончились.

«С 2010 по 2012 год у нас поступления инвестиций в регион были очень хорошими — проект «Восточная Сибирь — Тихий океан» принёс нам 93 млрд рублей, ещё один крупный проект — модернизация двух нефтеперерабатывающих заводов в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Всего за это время в экономику края было вложено более триллиона рублей», — сказал Юрий Чайка.

Итоговый объём инвестиций в Хабаровский край в 2017 году, по прогнозам, должен составить 129,3 млрд рублей. В 2010-м он составил 156,5 млрд. В 2011 году вложения в экономику составили 180,5 млрд. Самый болезненный провал случился в 2016 году — 115,1 млрд рублей.

Юрий Чайка отметил еще один интересный факт: небольшой подъём инвестиций за последний год — это отголоски вложений прошлых лет.

«Рост инвестиций, которые мы наблюдаем сегодня, это отложенный эффект инвестиций прошлых лет. Это значит, что для того, чтобы сохранить рост в дальнейшем, инвестировать надо сейчас, постоянно, тогда мы будем иметь растущую экономику. Самое главное сейчас — валовой региональный продукт, то, что край зарабатывает, то, что является налогооблагаемой базой, источником зарплат населения, источником новых инвестиций. Я сейчас привожу инвестиции в реальных ценах. Видно, что наша экономика из того, что зарабатывала, стала вкладывать в два раза меньше. Наша задача — увеличить инвестиции, чтобы вернуть уровень хотя бы 2010 года», — сказал зампред регионального правительства.

Проблемы в развитии экономики Хабаровского края отметил и руководитель федерального автономного научного учреждения «Восточный центр государственного планирования» Вадим Заусаев.

«Дальневосточная экономика всегда развивалась тяжелее, но в нынешних условиях обстановка складывается еще более рискованно. Хабаровский край, как и весь Дальний Восток, стоит перед фундаментальными вызовами. Это демография и коммерциализация экономики. Если двигаться по той стезе, по которой мы сейчас идём, то через 30−40 лет нам грозит концессионное развитие Дальнего Востока. Причина — в ограниченных естественных возможностях регионального воспроизводства. Затратность экономики Дальнего Востока высочайшая. Этому есть несколько причин, к сожалению, их никуда не убрать, можно только нивелировать соответствующей государственной политикой», — отметил Заусаев.

Читайте также: Люди бегут с Дальнего Востока: скука, тоска, болото

Мы ежедневно читаем и видим в теленовостях победные рапорты чиновников Минвостокразвития, чиновников региональных правительств о сумасшедших инвестициях в экономику Дальнего Востока вообще и Хабаровского края в частности.

Но, учитывая сведения, которые сообщил в зале суда следователь УФСБ по Хабаровскому краю, невольно возникает вопрос: а не являются ли все эти инвестиции — фикцией, существующей лишь на бумаге?

Как сообщало ИА REGNUM, Минвостокразвития и его главу Александра Галушку эксперты и общественность неоднократно критиковали за несоответствие заявлений ведомства реальной картине происходящего на Дальнем Востоке. Так, накануне ВЭФ-2017 аналитики привели анализ ситуации с созданием новых специализированных портовых комплексов в ДФО.

«От одного ВЭФ к другому презентуются проекты строительства портов. Но фактически все они существуют лишь на бумаге. По факту же в ДФО сегодня есть только три специализированных морских портовых комплекса», — сообщили аналитики «ПортНьюс».

Наибольшую тревогу вызывают порты-фантомы с государственным участием. Примеры: специализированный терминал в порту Восточный. Должен осуществляться в рамках госпрограммы «Развитие транспортного узла Находка — Восточный». Инвестор — группа «Сумма». Терминал должен был заработать в 2017 году. Но работы по его строительству в приморском поселке Врангель так и не начались.

Аналогичные фантомные проекты — зерновой терминал в порту Зарубино, угольный терминал в бухте Суходол, другие.

Между тем в августе на совещании в Калининграде президент России Владимир Путин особо подчеркнул важность строительства специализированных угольных терминалов во всех морских регионах России.

Хабаровский край стал лидером ДФО по оттоку населения. За первое полугодие 2017 года из региона уехали 5307 человек. Уезжают в основном молодые, перспективные, получившие хорошее образование.

«В этом самая большая беда. Мы наших молодых людей здесь очень хорошо капитализировали — это и родовспоможение, и детский сад, здравоохранение, школа, вуз или техникум. А взамен мы получаем плохо капитализированные кадры из стран Центральной Азии, с начальными трудовыми навыками», — сказал в интервью ИА REGNUM директор РЦНО миграционных процессов Сергей Пушкарёв.

Молодые жители Хабаровского края, уезжающие в другие регионы страны или за границу, объясняют свой отъезд просто:

«Невозможно сделать карьеру, невозможно найти хорошую работу, которая приносила бы материальное и моральное удовлетворение. Скука, тоска, болото».

Читайте также: Люди бегут: Хабаровский край стал лидером ДФО по оттоку населения