Новые законы о ТОСЭР и свободных портах могут оставить без работы тысячи российских моряков. Профсоюз моряков бьет тревогу, но Минтранс РФ доводов РПСМ не слышит, передает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Новые законы о ТОСЭР и свободных портах могут лишить моряков работы

Перед встречей руководителей транспортных профсоюзов с министром транспорта, которая прошла в конце апреля, РПСМ предварительно направил в ведомство свои предложения для обсуждения, главное из которых касалось защиты национального морского рынка труда. И вот от департамента госполитики в области морского и речного транспорта пришло официальное письмо. Как пишет Минтранс, найм на работу иностранных членов экипажа регулируется законами «О правовом положении иностранных граждан» (№ 115-ФЗ), «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и «О свободном порте Владивосток».

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 13.6 закона № 115-ФЗ работодатели, признаваемые резидентами свободного порта Владивосток, вправе привлекать иностранных граждан к работе без получения каких-либо разрешений, при этом при прочих равных условиях приоритет имеют граждане РФ.

В соответствии с тем же 115-ФЗ иностранцы не имеют права замещать должности в составе экипажа судна под флагом РФ в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ). Речь идёт о невозможности иностранным гражданам занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана, старшего механика и радиста, о чём говорится в статье 56 Кодекса торгового мореплавания. Весь остальной экипаж может состоять из иностранцев. Ссылаясь на ту же статью, Минтранс добавляет, что ведёт разработку проекта приказа «Об утверждении порядка оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников в составе экипажей судов, плавающих под государственным флагом РФ, за исключением судов рыбопромыслового флота». Основываясь на вышесказанном, Минтранс считает, что вопрос национальности членов экипажей морских судов «урегулирован законодательством РФ и не требует внесения изменений»

Читайте также: Капитана российского судна работодатель пугает «корешами» из Минтранса РФ

«Мы давно просим правительство РФ, в том числе Минтранс РФ, внести изменения в уже принятые законы о ТОСЭР и свободных портах в части приема иностранцев на работу, просим сделать исключение для российских моряков. Мы также просим не допускать подобного в новых законах. Но Минтранс присылает нам разъяснения Кодекса торгового мореплавания, в которых мы не нуждаемся, просто потому, что этот документ знаем уж точно не хуже чиновников Минтранса! Получается, что мы им про Фому, они нам — про Ерёму!», — сказал главный правовой эксперт Российского профсоюза моряков Валерий Нефедов.

Читайте также: Моряки ДФО выбивают зарплаты годами: «Почему такой бардак с законами?»

РПСМ неоднократно отмечал, что правительством РФ взят курс на освобождение резидентов ТОСЭР и порто-франко от получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников. В других отраслях это, скорее всего, верно — в той же строительной отрасли, и в некоторых других. Но торговый флот — дело иное. Это ставит под удар всех российских моряков. Отрасль и без того находится в плачевном состоянии, особенно если вести речь о кадрах. К чему это приведет? Собственно, к тому, к чему уже привело и продолжает приводить: выпускников российских мореходных училищ, на выходе из вузов перехватывают представители иностранных компаний. И молодые специалисты со свеженькими дипломами уезжают из страны. Как показывает практика, обратно мало кто возвращается.

Читайте также: РПСМ: «Платить моряку надо много — это в интересах государства»

Как сообщало ИА REGNUM, Российский профсоюз моряков давно тревожит правовое положение экипажей российских судов. Профсоюз неоднократно отмечал вопиющие нарушения прав моряков и рыбаков. Международный профсоюз транспортных рабочих, аффилированным членом которого является РПСМ, создал специальный отдел, который занимается защитой прав российских рыбаков. Подавляющее большинство фактически российских судов ходят под флагами иностранных государств, так называемыми «удобными». Российские моряки, работающие на таких судах, для государства официально считаются безработными, в случае болезни и наступления пенсионного возраста они практически не имеют никаких прав.