Необходимо повысить налоги для казахстанских предприятий — такое заявление сделал министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, выступая сегодня, 26 октября, на заседании Мажилиса (нижней палаты) парламента. Депутаты обсуждали законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования».

По мнению министра, у предприятий неравномерная налоговая нагрузка: у крупного бизнеса намного больше, чем у малого и среднего: «Сегодня треть казахстанских предприятий, в том числе предприятия малого и среднего бизнеса, практически не уплачивают налоги, связанные с налогом на добавленную стоимость, не ведут полный учет своих доходов и расходов. Соответственно, налоговая нагрузка распределяется внутри страны неравномерно. Крупные предприятия сохраняют рабочие места, уплачивают все виды налогов, в трудные времена обеспечивают социальную стабильность и не идут на сокращение рабочих мест. Кроме того, осуществляют поставку определенных видов товаров и услуг по сниженным ценам на внутренний рынок. Если посмотреть всю нагрузку, которая на них падает, то она достаточно высокая и превышает заявленный уровень корпоративного подоходного налога в несколько раз».

Глава Миннацэкономики считает, что ситуацию надо выравнивать, «но не за счет тех предприятий, которые уже платят налоги в полноценном режиме, а за счет тех, кто работает в упрощенном режиме».

Бишимбаев добавил, что также необходимо выводить деньги из теневого оборота: «Еще одна большая задача — вытащить из тени большое количество оборота денежных средств, которые, в том числе, становятся источником для различного рода злоупотреблений. То есть те предприятия, которые сейчас НДС не платят, их используют, чтобы уходить от налогообложения».

Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин поддержал министра национальной экономики, отметив, что «должна быть четкая сбалансированность в налоговой, таможенной политике, когда нам нужно и поддержать МСБ, и в то же время не расшатать финансовую архитектуру нашей экономики».

Министру финансов Бахыту Султанову досталась критика, связанная с введением всеобщего декларирования доходов.

«Это было лето этого года, когда (…) просто разложили по полочкам полную неготовность Министерства финансов и его подразделений к продекларированным перед главой государства взятым обязательством начать декларирование», — напомнил Нигматулин.

Он также подчеркнул, что министерству стоит признать и принять свою вину в провале работы по введению декларирования и не перекладывать ее на депутатов: «Некоторые тут с ошибками преподносят, что депутаты против. Да депутаты уже большую часть своей жизни находятся под всеобщим декларированием. Поэтому никаких опасений у депутатов нет. Вопрос был в том, что Минфин провалил эту работу и не смог элементарно подготовиться к выполнению поручения по всеобщему декларированию, и переносят теперь к 2020 году. А когда выходят за стены парламента, комментируют, говорят, что депутаты против. Наберитесь смелости, мужества. Это касается Минфина. Министру (финансов — ИА REGNUM ) об этом тоже здесь говорили».

Что касается налогов, отметим, что именно рост поступлений от налоговых сборов привел к значительному перевыполнению доходов государственной казны (на 26% — почти 177,5 млрд рублей) и пересмотру бюджета.

Читайте также: Минфин Казахстана заявил о перевыполнении доходной части бюджета на 26%

По мнению экономиста Айдархана Кусаинова, сборов оказалось непредвиденно (со стороны Минфина) много не только из-за проведенной девальвации, но и из-за «огромного фискального давления». Эксперт считает, что государство, забрав у бизнеса значительные денежные средства в виде налогов, по сути, лишний раз обескровило экономику.

В отношении критического вопроса о декларировании доходов напомним, что 30 сентября 2016 года Минфин заявил о вынужденном решении отложить вопрос на 4 года. Было заявлено, что «в ходе проведения в текущем году подготовительных работ по переходу к всеобщему декларированию были выявлены огромные проблемы с актуальностью данных в других госорганах», поэтому «предлагается осуществить переход ко всеобщему декларированию в один этап — с 2020 года для всех».

Добавим, что первоначально ввести всеобщую отчетность о доходах планировалось намного раньше: в 2011 году для чиновников, банкиров и работников национальных компаний, в 2012 году — для всех остальных граждан.