В Казахстане в очередной раз отложили переход к всеобщему декларированию доходов. По словам председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов республики Даулета Ергожина, проверка финансов населения начнется не ранее, чем через четыре года.

«В ходе проведения в текущем году подготовительных работ по переходу к всеобщему декларированию были выявлены огромные проблемы с актуальностью данных в других госорганах. А именно, наличие земельных участков, зданий и сооружений, отдельных транспортных средств. Это потребует определенной чистки. Предлагается осуществить переход ко всеобщему декларированию в один этап — с 2020 года для всех», — сообщил сегодня, 30 сентября, Ергожин в ходе обсуждения с общественностью основных направлений налоговой политики.

Он также отметил, что до этого времени потребуется провести большую работу.

«Но до этого времени все госорганы должны будут вычистить свои базы данных для того, чтобы завтра не возникало никаких вопросов у наших граждан к качеству информации, которая есть у органов госслужбы. Также учитывая обсуждение в парламенте и перенос сроков всеобщего декларирования, предлагается увеличить пороговое значение имущества, указанного в декларации об активных обязательствах, и снизить размер адмштрафа за несвоевременное представление или недостоверное отражение сведений в декларации на первоначальном этапе, чтобы не вызывало отторжение у граждан», — добавил Ергожин.

Здесь следует напомнить, что у идеи введения всеобщего декларирования доходов в Казахстане — нелегкая судьба. Первоначально планировалось вводить его поэтапно: в 2011 году для чиновников, банкиров и работников национальных компаний, в 2012 году — для всех остальных граждан. Однако с наступлением указанных сроков было принято решение отложить переход к всеобщему декларирования, поскольку Казахстан был к нему не готов.

В ноябре в 2012 года министр финансов Казахстана (на тот момент) Болат Жамишев пояснил, что для введения всеобщего декларирования необходимо провести большую работу.

«К 2014 году осуществить подготовку законодательной базы, а также создание центров обработки данных и расширение работы call-центра. В первом полугодии 2014 года намечено предоставление первой декларации работниками госучреждений, а также работниками госпредприятий, национальных холдингов, национальных институтов развития, нацкомпаний. В 2015 году указанные лица должны будут представлять очередную декларацию по итогам 2014 года. В 2015 году первоначальная декларация работниками прочих учреждений и госпредприятий, помимо тех, которые в 2014 году представляли. И очередная будет для тех, кто первоначальную сдал в 2014-м, и госслужащие. В 2016 году предоставление первоначальной декларации всеми остальными лицами, ну и в 2017 году предоставление уже всеми физическими лицами очередной декларации», — рассказал тогда Жамишев.

В феврале 2014 года депутат парламента Турсунбек Омурзаков предложил ужесточить ответственность работодателей за «зарплаты в конвертах». Появление такой депутатской инициативы давало понять, что сроки введения всеобщего декларирования доходов вновь будут пересмотрены. И действительно, в марте 2014 года Национальная палата предпринимателей «Атамекен» сообщила, что всеобщее декларирование вводится с 2015 года — для чиновников, и с 2016 года — для всех остальных совершеннолетних граждан Казахстана и лиц, имеющих вид на жительство.

Однако в ноябре 2015 года президент Казахстана подписал закон о поэтапном переходе на всеобщее декларирование доходов, согласно которому первый этап (госслужащие) было решено реализовать с 2017 года, а второй этап (остальное население) — с 2020 года.

Но, как оказалось, наличие закона не определяет точные сроки. В июне 2016 года группа казахстанских депутатов выступила за отсрочку введения всеобщего декларирования: первый этап предложили перенести с 2017 года на 2020 год, второй этап — с 2020 года на 2025 год, «до полного обеспечения сельских населенных пунктов интернет-связью».

Однако в Министерстве финансов в ответ заявили, что Казахстан более чем готов.

«Инфраструктура вся готова. Формы декларации простые. Для большинства населения без сверхдоходов и крупных приобретений декларация будет ограничиваться всего лишь одним листочком», — заявил тогда министр финансов Бахыт Султанов.

И вот очередная отсрочка и очередное новшество. При этом никто не может дать гарантии, что названные сегодня сроки — окончательные. К тому же вызывает определенные опасения тот факт, что к 2020 году проверять декларации граждан будет уже практически некому. Такой вывод напрашивается из выступления Даулета Ергожина, которое прозвучало в Сенате (верхняя палата) парламента Казахстана 29 сентября.

К примеру, он сообщил, что в 2017 году планируется сократить численность сотрудников Комитета государственных доходов (выполняющего функции в том числе и налогового органа) на 20%. По словам Ергожина, это делается по причине ввода новых информационных систем, которые берут на себя определенную часть работы. При этом он отметил, что подобное сокращение уже было в 2009 году — тогда были уволены около двух тысяч сотрудников.

Предстоящее же сокращение штата, по словам спикера, позволит увеличить заработную плату оставшимся работникам Комитета.

«Сегодня средняя заработная плата сотрудника органов госдоходов начинается с 65 тысяч тенге (13 тыс. руб.). Вне зависимости от того, где он находится. То есть в городе Астане сотрудник районного управления будет получать 65 тысяч тенге. Крайне тяжело будет выжить в Астане. Мы производили свой анализ по стоимости жизни, стоимости питания и представляли в государственные органы. Поэтому вопрос сокращения нужно рассматривать, когда все автоматизированные системы будут запущены, оптимизированы. В 2009 году был посыл главы государства о том, что нужно оптимизироваться. В результате этого освободятся фонды заработной платы, которые можно использовать для повышения зарплаты оставшимся сотрудникам, тем самым их мотивируя. Тогда мы сократились почти на две тысяч единиц. После внедрения двух информационных систем отпала необходимость держать кучу людей. Ровно год у нас был бюджет, но к концу года его аннулировали и сделали таким же, как и был. К середине следующего года мы запустим все информационные системы и получим возможность сократить еще 20%. Этих людей мы отправим на улицу, но оставшимся зарплату не повысим. Тогда смысл такого предложения? Необходимо чётко прописать в Бюджетном кодексе, что, в случае, если сокращается численность государственных органов, то бюджет у них остаётся для того, чтобы из него можно было обеспечивать оставшихся сотрудников. А не только дальше ужимать», — пожаловался Ергожин сенаторам.

При этом он отметил, что уже сегодня в ведомстве не хватает 15% штата — около 500 вакансий.

Напомним также, что по итогам первого полугодия налоговыми органами Казахстана собрано налогов и платежей в государственный бюджет на сумму свыше 3 млрд тенге (более 600 млн руб.).