Режим ТОР существенно проигрывает режиму свободного порта Владивосток, а потому не эффективен, заявил кандидат экономических наук, руководитель экспертного сообщества Школы экономики и менеджмента ДВФУ Максим Кривилевич, комментируя заключение Счётной палаты РФ, передаёткорреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Вложения в дальневосточные ТОРы и СПВ масштабны, эффекта — минимум: СП РФ

Счётная палата России, проанализировав действие режимов ТОР и свободного порта на территории Дальнего Востока, пришла к выводу, что при существенных затратах отдача минимальна. Максим Кривилевич убежден, что неэффективность ТОРов обусловлена именно тем, что рядом действует свободный порт.

«Никакого эффекта от ТОРов нет, его и быть не может. Сама идея абсурдна. Ее можно выразить одной фразой: «закапывайте больше денег, а мы будем отчитываться». Но бизнес ведь создается не для закапывания, а для «откапывания» денег, причем, чем боле, тем лучше. Давайте сравним. Вот, есть режим свободный порт Владивосток. Рядом. Этот режим даёт такие же налоговые льготы, как и ТОРы. Но при этом не предполагает таких обременений для бизнеса, как порто-франко. В чем главные минусы ТОРов? Первый в том, что в одном месте концентрируется много однотипных бизнесов. Такой пример: вы хотите открыть кафе с китайской кухней. А вам государство говорит: открывай вот здесь. Но «здесь» уже есть 20 таких же кафе. Выгодно вам это будет? Конечно, нет. Подобный режим создает ненужную конкуренцию за ресурсы. Второй минус в необходимости предпринимателя согласовывать развитие инфраструктуры с государством. В другом случае предприниматель бы сам построил, например, дорогу. А он должен сидеть и ждать, пока государство ее построит. А оно, может быть, построит не тогда, когда надо или не туда, куда надо. Я вообще не верю в нерыночные механизмы. Они не работают. Понимаете, проблема ТОРов не в том, что они плохие, а в том, что свободный порт лучше. Это как с автомобилями: проблема тех же китайских авто не в том, что они плохие, они и не плохие. Их проблема в том, что японские, которые рядом, лучше», — сказал Максим Кривилевич.

Читайте также: Новых резидентов свободного порта Владивосток надеются найти в Москве

Как сообщало ИА REGNUM, объём совокупной задолженности резидентов ТОСЭР в консолидированный бюджет РФ по итогам 9 месяцев 2017 года составил 22,4 млн рублей. Свободного порта Владивосток — 70,5 млн рублей. Данные представила Счётная палата РФ. В 2017 году долги резидентов выросли по сравнению с 2016 годом — ТОСЭР увеличили долг на 36,5%, в том числе по налогу на имущество организаций на 122,7%, резиденты свободного порта увеличили долг в бюджеты с 2,7 млн рублей до 67,8 млн рублей. При этом задолженность по налогу на прибыль сократилась на 2,6 млн рублей.

В целом дальневосточные регионы получили в 2017 году от 186 предприятий на территориях опережающего развития на 1 октября 2017 года 1,93 млрд налогов. Это в 4 раза больше, чем в 2016 году.

В СП РФ пришли к выводу, что пока экономический эффект от новых режимов незначителен.

Читайте также: В Минвостокразвития назвали худшие ТОР Дальнего Востока

Полпред президента в ДФО Юрий Трутнев поручил Минвостокразвития провести ревизию действующих ТОРов.

Самыми эффективными стали ТОР «Белогорск», «Южная Якутия» и «Кангалассы». Наименее востребованными — ТОР «Камчатка», и «Резервная» в ТОР «Белогорск».