Расширение возможностей занятости российских моряков, медицинское освидетельствование, а также финансовые гарантии судовладельцев на случай репатриации российских экипажей на родину обсудят председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков и министр транспорта РФ Максим Соколов, передает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Минтранс РФ РПСМ не слышит: «Мы им про Фому, они нам про Ерёму»

Перечисленные темы, по мнению лидеров российских региональных морских профсоюзов, являются наиболее актуальными на сегодняшний день. 1 июля истекает срок, когда во исполнение требований Международной Конвенции необходимо утвердить в России перечень сертифицированных медицинских учреждений, уполномоченных проводить медицинские освидетельствования моряков, проще говоря: проводить медкомиссии для плавсостава. В России этот перечень до сих пор отсутствует, как и утвержденная форма медицинского свидетельства. РПСМ опасается, что к 1 июля нормативно-правовые акты не будут готовы. Это поставит под угрозу рабочие места российских моряков и создаст серьезнейшие проблемы судовладельцам.

Читайте также: Новые законы о ТОСЭР и свободных портах могут лишить моряков работы

Что касается занятости российских моряков, этот вопрос напрямую связан с защитой национальных интересов. Дело в том, что принятый в 2014 году закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» дал возможность резидентам таких территорий (а ими могут быть признаны и судовладельцы) нанимать иностранцев без каких-либо разрешений, ставя тем самым под удар национальный рынок труда. Сложившаяся ситуация, по мнению РПСМ, противоречит Правилу 2.8 Международной Конвенции о труде в морском судоходстве, которое гласит: «Каждое государство-член проводит национальную политику, направленную на содействие занятости в секторе морского судоходства и на поощрение карьерного роста, повышения квалификации и расширения возможностей для занятости моряков, проживающих на его территории». Российская Федерация — участник этой Конвенции.

Читайте также: Моряки «Анатолия Торчинова» брошены в китайском порту без еды, воды и денег

Российский профсоюз предлагает не только прекратить раздачу подобных преференций российским судовладельцам, но и запретить применение труда иностранных моряков на российских судах, занятых на континентальном шельфе РФ, поскольку это стратегически важная для страны зона. Если же для подобной деятельности привлекаются иностранные суда, то их экипаж должен хотя бы на 80% состоять из российских моряков.

Помимо этого, лидеров российского морского профсоюза крайне беспокоит реализация стандартов Конвенции о труде в морском судоходстве, касающихся финансовых гарантий судовладельца на случай репатриации моряков из чужих стран на родину.

«По опыту, на практике, здесь очень много «дыр и белых пятен». Формально все выглядит «гладко» в российских документах. Указаны период действия свидетельства, конкретная компания, которая должна покрыть издержки в случае репатриации, задолженности или несчастного случая. Только вот документу не хватает одной маленькой, но очень важной детали — печатей и подписей сторон, без которых он превращается в простую бумажку и ни к чему не обязывает. Кроме того, не установлен размер страховых выплат — нет ни одного документа, где бы это было прописано. Сколько моряку должны заплатить: 1000 рублей или 100 000? Мы ходим на суда и практически на всех проблемных теплоходах есть свидетельства о финансовой гарантии. Закрадывается подозрение — подлинные ли они?», — рассказал председатель Дальневосточной организации РПСМ Николай Суханов.

В РПСМ также вызывает тревогу возможность появления в России рынка липовых страховых свидетельств о финансовых гарантиях судовладельцев, как это было на первых порах с ОСАГО.

«Поэтому на национальном уровне должен существовать понятный и прозрачный механизм реализации этих гарантий», — убежден первый зампред РПСМ Игорь Ковальчук.

Читайте также: РПСМ: «Платить моряку надо много — это в интересах государства»

Как сообщало ИА REGNUM, российский профсоюз моряков неоднократно пытался привлечь внимание Минтранса РФ к бедственному положению российской флотской отрасли и многочисленным проблемам в национальном морском законодательстве. По мнению профсоюзных лидеров, ликвидировать все эти пробелы необходимо в кратчайшие сроки. Если не привести в порядок правовые нормы, российские моряки так и останутся вне правового поля родной страны. Сегодня экипажи судов подвергаются всевозможным нарушениям не только трудовых, но и общечеловеческих прав. Причем, происходит это не только на судах под иностранными, но и под родным флагом. Еженедельно в РПСМ обращаются целые экипажи судов в связи с обманом при выплате заработной платы, бесчеловечными условиями труда, отсутствием страховки, пенсионного обеспечения.