Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и руководителей правоохранительных ведомств России просят провести тщательную проверку по многочисленным фактам нарушения прав граждан на местное самоуправление (МСУ) таких, как насильственное упразднение органов МСУ муниципальных районов, сельских и городских поселений. С такими требованиями к ним обратились собравшиеся на «Конгресс МСУ» представители депутатского корпуса и общественности Подмосковья, сообщает 21 февраля корреспондент ИА REGNUM.

«По нашему мнению, ликвидация базового уровня местной власти в плановом порядке производится в целях концентрации финансовых потоков в личных интересах узкой группы лиц высшего руководства региона, отъема муниципальных бюджетов, и устранения контроля над расходованием средств со стороны депутатского корпуса», — говорится в резолюции форума.

На форуме, который собрал 749 человек (среди них 12 глав городских и сельских поселений и 94 муниципальных депутата), встревоженные тотальным наступлением областной власти на местное самоуправление граждане, обсудили ход административной реформы, а также поделились результатами, полученными в тех районах, в которых реформа уже состоялась.

Стоит отметить, что общий тон выступлений общественников, экспертов и народных избранников, имел негативно окрашенный к руководству области характер. Давая оценку административной реформе, выступающие указывали на то, что в ее основе кроме желания властей подмять под себя сложившуюся за последние десятилетия вертикаль управления, также отчетливо просматривается стремление удовлетворить интересы бизнеса, не считаясь с мнением местных жителей.

Так муниципальный депутат Вера Захарова из Раменского района области, которому только предстоит пройти процедуру преобразования в округ, указала на то, что в решениях областных властей, не учитывается мнение местных жителей: «Где в решениях нашего губернатора об объединении территорий Московской области учитывается мнение граждан?».

Еще одним ударом стало то, что теперь совет депутатов Раменского района выбирается не прямым голосованием местных жителей, а от советов депутатов муниципальных образований. Что привело к потере этим органом своей субъектности. Поскольку теперь в него попадают, если и не представители правящей партии, то люди зависимые от власти, директора школ, главврачи больниц и поликлиник.

«Тем самым мы потеряли еще одну ступеньку в системе местного самоуправления, на которую можно было бы при желании положиться», — резюмировала Захарова, и в заключение призвала земляков к объединению: «Наша сила в объединении, и мы должны корректно, и культурно, донести до президента наши идеи».

С правовой оценкой административной реформы, выступил эксперт по местному самоуправлению, профессор РАНХиГС Эмиль Маркварт. По его словам, в рамках реформы нарушаются все принципы и нормы конституции Российской Федерации. Несмотря на то, что преобразование территориальных границ муниципальных образований, всецело находится в компетенции региональной власти, да вот только произвольно делать это она не имеет права. «Существует целый комплекс норм, который с одной стороны регулирует принципы формирования территорий муниципальных образований, и наделения их тем или иным статусом, с другой стороны существуют определенные процедуры, по которым это должно осуществляться. Из того, что я знаю о процессах в Московской области, у меня есть ощущение, что нарушается и первое и второе», — подчеркнул эксперт.

Маркварт также выразил уверенность, что реформа преследует своей целью упразднить поселенческое самоуправление, а все аргументы о том, что это улучшит местным жителям жизнь, не выдерживает никакой критики. Уход власти из поселений, грозит полным обветшанием этих поселений. Обветшание затронет все населенные пункты за пределами районных центров. «Тут же начнется оптимизация инфраструктуры поселений, не будет фельдшерско-акушерских пунктов, школы будут закрываться и так далее», — сослался эксперт на опыт регионов уже переживших этот процесс.

«Идет подмена понятий. Укрупнение идет под названием преобразования в городские округа, то есть происходит переименование муниципальных районов в городские округа. Городскому поселению, чтобы ему стать городским поселением, нужно прицепить весь сельскохозяйственный хвост. Не выдерживаются признаки и критерии городского населенного пункта, и вдруг эта территория называется городским округом. Я всерьез к этому не отношусь, но по факту же происходит то, что территории, не являющиеся по своей природе городскими, вдруг объявляются городскими округами, что противоречит логике и сути того, что называется городскими округами», — заключил Маркварт.

Научный руководитель «Российского муниципального форума» Александр Широков оказался более категоричен в своих оценках административной реформы: «Я бывший руководитель департамента местного самоуправления всех министерств, в которых он существовал. Поэтому для меня главное — это мнение моего начальника Владимира Путина по этому поводу. И говорить нарушен ли принцип местного самоуправления или не нарушен принцип местного самоуправления в Московской области, обсуждать не стоит. Здесь мы все знаем точно, что принцип нарушен и нарушен категорически».

Специалист в области муниципального управления, являясь одним из разработчиков 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обратил внимание на то, что никто из разработчиков закона и не предполагал, что в Московской области так «своеобразно» его прочтут. И заверил, что все ссылки подмосковных властей на то, что они действуют в рамках 131 ФЗ, безосновательны.

«Хуже ситуации, чем в Московской области, не было никогда и нигде, что только не творилось в Татарстане, Башкортостане и других национальных республиках, но такого, как при губернаторе Воробьеве не происходило даже там», — заключил эксперт.

Кроме того, по словам Широкова, проводя реформу, тотально ущемляющую права граждан управлять своими городами и селами, губернатор области не мог не согласовать свою политику в администрации президента, в которой, как убежден эксперт, достаточно противников идеи местного самоуправления.

«Я думаю, что, когда губернатор что-либо делает, он как все лица, находящиеся в вертикали власти, согласовывает свои позиции. Это вовсе не значит, что это инициатива Владимира Путина, но без согласия администрации президента, он бы этого сделать не смог», — заключил эксперт.

Читайте также: «ЦИК и федеральные законы — не указ чиновникам Московской области!»

А также: В Думе требуют остановить террор против муниципальных депутатов Подмосковья

И еще: Вопреки воле местных жителей Люберецкий район «укрупнили» в городской округ

Отметим, что в форуме приняли участие и представители других регионов России, в которых или уже прошла, или идет реорганизация территорий. Так в своем выступлении журналист из Ставропольского края Елена Саркисова рассказала о том, что у них в крае преобразование идет, пусть и с оговорками на местную специфику, но как-будто под копирку списанное с подмосковной административной реформы. И это, по ее словам, нисколько не удивительно, ведь местные чиновники открыто предлагают равняться в своих преобразованиях на Московскую область.

О результатах муниципальных преобразований рассказал и фермер из Свердловской области Василий Мельниченко. По его словам, городские округа после реформы порой достигают 6 тысяч квадратных километров, а автобусов, дорог, школ, больниц, магазинов, как не было, так и нет до сих пор. Подобных результатов фермер ждет и от преобразований в Подмосковье: «Реформа в московской области проходит, как и везде бестолково и беззаконно».

Еще одна участница конгресса соучредитель проекта «Школа местного самоуправления» Наталья Шавшукова корни нынешних бед видит в том, что в России так и не вырос политический класс, способный взять на себя ответственность за изменения. «Тогда 25 лет назад нам очень дешево досталась наша конституция, очень дешево досталось сказанное в ней о том, что местное самоуправление отделено от государства, о том, что власть принадлежит народу. И сейчас мы вынуждены, каждую из этих статей отстаивать и ее проживать, мы дорастаем до своей конституции», — уверена она.

Что же касается конкретных проблем преобразуемых и уже преобразованных в городские округа муниципальных районов, то главное в этом списке, что после преобразования для значительного числа граждан Подмосковья окажутся недоступны ряд государственных услуг, до МФЦ и других представительств сложно будет добраться. Также жители сельских поселений, преобразованных в городские округа, получат многоэтажное строительство, не подкрепленное социальной и инженерной инфраструктурой. Так по словам членов инициативной группы поселка Томилино, им стало известно о планах построить в поселке более 1 млн квадратных метров нового жилья.

Не так благостно выглядят и декларации о значительной экономии средств, к которым должна привести реформа. Как рассказала муниципальный депутат из Ногинска Светлана Жилина, сокращений чиновников в результате преобразований в городские округа не произошло, поскольку чиновников стали переводить в ведение унитарных предприятий, выдавая этот процесс, за сокращение чиновничества в ходе реформы.

В заключение стоит отметить, что никто из официально приглашенных чиновников, на конгресс не явился. По словам ведущего конгресс депутата Света депутатов Серпуховского района Николая Дижура, оргкомитетом мероприятия были разосланы приглашения губернатору области Андрею Воробьеву, заместителю председателя областного правительства Михаилу Кузнецову, председателю Мособлдумы Игорю Брынцалову, председателю комитета местного самоуправления Александру Внукову и руководителю главного управления территориальной политики Московской области Александру Костомарову. Однако никто из вышеназванных чиновников на приглашение не откликнулся.

«Вот это тот самый консенсус, о котором говорится на страницах многомиллиардных изданий правительства Московской области, что только на основании консенсуса с местными жителями, региональные власти и проводят административную реформу. Чиновники и продемонстрировали сегодня в лучшем виде», — заключил Дижур.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, попытка подмосковных властей, вопреки воле жителей области изменить территориальной деление региона и реформировать вертикаль власти, исключив из нее такой важный элемент, как местное самоуправление, натолкнулась на ожесточенное сопротивление местных жителей. Административную реформу буквально сопровождает череда скандалов, так заместитель председателя правительства Московской области Александр Костомаров, в ответ на бурную реакцию жителей поселка Запрудня, сравнил их с украинским Майданом. А, например, в Томилино, местных жителей и вовсе не пустили на общественные слушания об объединении их поселка в городской округ с городом Люберцы.

Не верят граждане и в сокращение бюрократического аппарата в ходе реформы. В Ногинском районе обещанное губернатором сокращение чиновничьего аппарата осуществляется через создание казенных учреждений, куда выводится не только «лишний» персонал, но и деньги, причем денег теперь требуется больше, поскольку зарплаты и прочие траты больше не сдерживаются законодательством о госслужащих.

Подробности читайте здесь: Скандал в Подмосковье: общественные слушания сравнили с майданом

И здесь: Наперекор президенту: жителей Томилино не пустили на слушания

А также здесь: Как в Ногинске чиновников сокращают