Белорусские чиновники, продвигающие идею неизбежной либерализации экономики республики, в последнее время в результате вступления в силу декрета №8 «О развитии цифровой экономики» основной упор пытаются делать именно на построение «IT-страны». Однако, несмотря на отдельные интересные и, может, даже полезные элементы, в целом эта история сильно напоминает выход нашумевшей серии «Возвращение в Простоквашино», создатели которой долгое время находились в отрыве от реальности, а теперь неумело, с опозданием, без таланта и осознания современности пытаются продать широко известный проект. Правда, если в случае с мультипликацией это явление культуры, то есть увернуться от него можно, то вот от инициатив чиновников белорусским гражданам увернуться вряд ли удастся.

Цитата из м/с «Возвращение в Простоквашино». Реж. Михаил Солошенко. 2017. Россия
Жители Простоквашино

Образование не для народа

По крайней мере в смысле пиара самой идеи либерализации чиновники делают упор, конечно, на молодежи. В частности, первый секретарь Центрального комитета БРСМ Андрей Беляков в преддверии начала республиканского молодежного конкурса в Минске «100 идей для Беларуси» заявил, что большинство предложений в финале связано именно с IT-сферой. Эту новость растиражировали государственные белорусские СМИ, что на фоне масштабной рекламы построения «IT-страны» видится напрямую связанными вещами. Однако, что, собственно, удивительного в том, что сейчас большинство интересных инновационных молодежных проектов связаны с IT-сферой, ведь это актуальная реальность, в которую мы погружены и которую молодежь, конечно, хочет развивать и подстраивать по себя?

Читайте также: В Белоруссии граждане смогут получать госуслуги через интернет

В то же время на этой неделе в министерстве образования Белоруссии вновь затронули тему с изменением набора абитуриентов. Напомним, что ранее глава минобра республики Игорь Карпенко уже говорил, что в стране будут активнее развивать IT-ресурсы, а это неизбежно предполагает сокращение в вузах 10% набора абитуриентов на экономические и юридические факультеты и увеличение набора студентов на информационные специальности. Теперь, как выяснилось из заявления Карпенко, под нужды либерализации будут не только подстраивать подготовку специалистов, но и учебные программы по IT-направлениям подготовки будут менять при участии заказчиков кадров — компаний высокотехнологической сферы. Такой подход закреплён в обновленной редакции Кодекса об образовании, его в этом году внесут на рассмотрение парламентарии.

Всё бы ничего, образование в большей или меньшей степени может быть подстроено под нужды экономики. Однако в данном случае либеральные реформы проводят старые государственные чиновники — сторонники капиталистического развития страны. Это производит интересный эффект. По сути, происходит постепенная передача власти в руки частных компаний, интерес которых всегда составляет получение максимальной прибыли, а это часто не соответствует интересам государства и народа. Теперь эта тенденция актуальна и для образовательной сферы.

Дорожные работы

Дороги и строительство — частникам?

Это же теперь можно наблюдать и в сфере строительства различных объектов и частичной приватизации дорог. Так, в рамках реализации декрета №7 «О развитии предпринимательства» в Белоруссии упрощают требования для частных строительных организаций. По словам первого заместителя министра архитектуры и строительства республики Александра Кручанова, эта мера даст толчок для развития конкуренции и технологий, потому что «многие частные компании живее продвигают новые технологии, смелее берутся за объекты». Этим заявлением чиновник, наконец, признал, что сами госкомпании не способны к активному продвижению новых технологий. С другой стороны, как отмечают экономисты, раньше квалификационные требования для генподрядчиков на первую и вторую категории объектов были довольно высокими, но это же и гарантировало качество строительства. Будет ли это актуально с упрощением требований?

Что касается автомобильных дорог, то и эту сферу затронули либеральные изменения. Недавно минтранс озвучил идею передачи части республиканских дорог частным инвесторам, такие изменения в законодательстве рассмотрят белорусские парламентарии. Эта инициатива вызвала широкий общественный резонанс. И хотя чиновники обещают, что дороги будут работать по старой схеме (деньги не будут взимать с легковых автомобилей с белорусскими номерами), а сами дороги будут принадлежать совместно минтрансу и инвесторам для повышения их качества, многие граждане против такой инициативы. На этой неделе в сети даже появилась петиция с требованиями отказаться от идеи передавать белорусские дороги частным инвесторам, она собрала несколько тысяч подписей и активно распространялась по социальным сетям.

Government.by
Андрей Кобяков

В черепашьем темпе

Кроме того, 10 апреля состоялось заседание президиума совета министров с обсуждением реализации национальной программы по поддержке и развитию экспорта Белоруссии до 2020 года. В очередной раз от премьер-министра Андрея Кобякова можно было услышать заявления о том, что правительство изучит предложения по стимулированию экспорта малого и среднего бизнеса, поскольку страна имеет «огромный потенциал по наращиванию экспорта субъектами малого и среднего предпринимательства», и этот потенциал необходимо развивать, поскольку «он является одним из приоритетов национальной программы».

Строят чиновники планы и по наращиванию доли малого и среднего бизнеса в несырьевом экспорте к 2020 году на 5% (сейчас доля — 28,4%). Кобяков поручил МИД и минэкономики более активно привлекать малый и средний бизнес для роста экспорта, а ещё поручил внести в правительство предложения по стимулированию в будущем экспорта малого и среднего бизнеса и снятию различных барьеров.

Однако, во-первых, такие поручения кажутся слишком запоздалыми, учитывая, что широкая либерализация белорусской экономики была объявлена давно, а принципиальные вопросы так и не разрешены. Во-вторых, по данным Белстата, в 2011—2016 годах в республике уменьшилось количество ИП на 26%, а бюджет страны, по подсчётам республиканского общественного объединения «Перспектива», недополучил за это время $100 млн в год. То есть, несмотря на принятые документы по либерализации еще несколько лет назад, переломить ситуацию не удалось.

Александр Горбаруков ИА REGNUM
Нас выбирают

«Зависимость» от России

Показательно, что, развивая тему либерализации экономики Белоруссии, чиновники делают всё больший упор на необходимости сокращения «зависимости» от российского рынка и увеличения экспорта в Европейский союз. Впрочем, это логичное продолжение политической позиции официального Минска, который взял выраженный курс на сближение с Брюсселем в ущерб интеграции с Россией. Так, все на том же заседании президиума 10 апреля Кобяков заявил, что надо активнее решать задачи по диверсификации экспорта и развивать сферу услуг. Сейчас на рынках пяти основных партнёров Белоруссии, среди которых Россия, концентрация экспорта составляет 71%. С начала 2018 года произошёл рост экспорта в Россию из Белоруссии почти на $200 млн, но при этом удельный вес экспорта в РФ составил 38,2%, то есть на 7% меньше, чем годом ранее. Сам Кобяков напирает на то, что Белоруссии необходимо увеличить экспорт в ЕС услуг, например, медицинских, образовательных, туристических. Ведь пока более половины всех поставок в ЕС из республики приходится на нефтепродукты, которые производятся полностью из российского черного золота.

«Высокая концентрация на рынок одной или нескольких стран либо на узкой гамме товаров формирует для нашей страны значительные риски. Эти риски необходимо минимизировать», — говорит премьер-министр Белоруссии, намекая на широкую привязку к России как к рынку сбыта своих товаров, так и источника нефти.

Каждый новый виток либерализации в Белоруссии демонстрирует несколько очевидных посылов. Первый — власти постепенно перекладывают ответственность с себя на бизнес вне зависимости от того, какие последствия испытают на себе граждане. Второе — либерализация экономики Белоруссии неразрывно связана с отдалением от России, с негативными последствиями для интеграции двух стран. Неочевидные посылы, вероятно, выглядят куда менее привлекательно.