2 октября в Вашингтоне Дональд Трамп по итогам встречи с президентом Финляндии Саули Ниинистё со свойственной ему прямотой объяснил, кто должен быть арктическим хозяином. «Обе страны выступают за безопасный регион Арктики, свободный от внешних факторов воздействия, вмешательства и давления. Проще говоря, мы считаем, что вопросами, касающимися Арктики, должны заниматься только арктические страны», — цитирует ТАСС президента США. После такого напористого заявления Ниинистё оставалось только выразить обеспокоенность экологическими проблемами и призывом поддерживать низкий уровень напряженности в регионе.

Иван Шилов ИА REGNUM
Арктика
The Chancellery of the Senate of the Republic of Poland
Саули Ниинистё

Днем ранее, 1 октября, о том, что мирное использование Арктики должно стать «безусловным приоритетом» заявил и секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев. С призывом «совместными усилиями противодействовать попыткам создавать искусственные разделительные линии и нагнетать напряженность» он обратился к участникамVIII международной встречи государств — членов Арктического совета. При этом стоит обратить внимание на то, что России удалось собрать на борту теплохода по маршруту Санкт-Петербург — Валаам — Санкт-Петербург не только представителей Арктического совета (из Дании, Исландии, Канады, Норвегии, США, Финляндии, Швеции, России), но и большинства стран-наблюдателей (из Китая, Индии, Италии, Германии, Южной Кореи, Сингапура, Франции и Японии). Тем самым явно показав более гибкий подход по сравнению с американской стороной, которая давно не скрывает своего крайнего раздражения арктическими амбициями Китая.

3 октября российский президент Владимир Путин также затронул арктическую тему в своем выступлении на XVI заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай». В числе перспективных торговых маршрутов он назвал проект Арктика — Сибирь — Азия. «Его смысл в том, чтобы через Восточную Сибирь — центр Евразии — соединить транспортными магистралями порты Северного морского пути с портами Тихого и Индийского океанов», — отметил российский президент. Для реализации этой идеи предполагается ускорить строительство железнодорожных подходов к порту Сабетта (Ямал), ускорить и завершить комплекс проектов «Северный широтный ход», а также строительство железнодорожной магистрали Курагино — Кызыл (Республика Тыва) с последующим её выходом на железнодорожную сеть Монголии, Китая и других государств региона.

Defense.gov
Николай Патрушев

В смысле развития северных маршрутов обращает на себя внимание сообщение от порта Приморск (Ленинградская область). Два нефтеналивных танкера вышли из порта Приморск, чтобы доставить около 200 тыс. тонн российской нефти в Китай. Главной особенностью, делающей эту новость событием, является то, что впервые судна из Балтики повезут «черное золото» в Азию по Северному морскому пути (СМП), а не через Суэцкий канал или вокруг Африки.

Читайте также: Первая русская нефть прибудет в Китай по Севморпути

Если же говорить про отечественное судостроение, то заслуживающим внимание можно считать выход 5 октября на ходовые испытания дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин», строящегося на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге.

«Это самый мощный неатомный ледокол в мире. Он будет обеспечивать круглогодичную навигацию в северных широтах, выполнять функции научно-исследовательского судна, но также может работать и как круизный лайнер и совершать экскурсии на Северный полюс», — прокомментировал событие генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков.

Читайте также: Ледокол «Виктор Черномырдин» вышел на ходовые испытания

Со своей стороны тему атомного судостроения развил на прошедшей в Санкт-Петербурге 14-й Международной конференции и выставке по освоению ресурсов нефти и газа Российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ глава ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. По его мнению, экономически и технически создание транспортных судов с атомной установкой чрезвычайно выгодно, что доказал лихтеровоз «Севморпуть». Однако их массовому производству мешают три причины — отсутствие разработанного международного права, укоренившиеся страхи об опасности использования атома и связанная с этим жесткая позиция различных надзорных органов.

Читайте также: Глава «Атомфлота» назвал три причины, мешающие строительству атомных судов

Там же в Санкт-Петербурге в рамках RAO/CIS Offshore 2019 состоялось заседание «Нефть и газ шельфа Арктики РФ: состояние и перспективы», где выступил директор департамента госполитики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды России Сергей Хрущев. По его словам, для развития Северного морского пути (СМП) Росгидромет активно работает над созданием Цифровой арктической системы, которая позволит улучшить изучение ледовой обстановки и усилить возможности неледокольных проводок. Сама система будет аккумулировать данные, получаемые по всему Севморпути не только от российской спутниковой группировки, но и из метеорологических комплексов всех компаний и отдельных судов, работающих в Арктической зоне России.

Читайте также: Росгидромет озаботился созданием Цифровой арктической системы

Bestalex
Строящийся ледокол Виктор Черномырдин

Любопытно, что выступление Сергея Хрущева практически совпало с официальной информацией об освобождении от должности главы Росгидромета Макисма Яковенко, но думается, что это событие и назначение нового руководителя не повлияет на планы по гидрометеорологической поддержке СМП.

Не менее интересные новости поступили из другого правительственного ведомства. Минэнерго России до 1 ноября должно представить в правительство материалы с приложением согласованных подходов к стимулированию реализации крупных проектов по добыче углеводородного сырья на отдельных территориях Арктической зоны. Напомним, что системным сторонником идеи открыть частным и иностранным компаниям доступ к разработке арктического шельфа выступал вице-премьер Юрий Трутнев. «В момент выработки предложений взвешиваются все экономические последствия, определяются категории субъектов, критерии, в соответствии с которыми будет распространяться та или иная мера, и это очень большая дискуссия — как на площадке министерств, так и правительства, и потом Госдумы. Это должна быть совместная позиция и Минприроды, и Минфина, и Минэнерго. Сроки сжатые — до ноября», цитирует своего источника ТАСС.

Между тем экономически многообещающим выглядит намерение «Газпрома» и «Лукойла» создать совместное предприятие для освоения Ванейвисского и Лаявожского месторождений в Ненецком автономном округе. Их суммарные геологические запасы и ресурсы нефти составляют 71,188 млн тонн, извлекаемые запасы — 14,231 млн тонн. Консолидированные инвестиции компаний оцениваются в 3 млрд долларов. Само предприятие будет создано до конца года.

Читайте также: «Газпром» и «Лукойл» создадут совместное предприятие до конца года

Government.ru
Юрий Трутнев

Если же оценивать усилия арктических регионов, то на этой неделе следует выделить Республику Карелию. Ее главаАртур Парфенчиков на VIII Международной встрече представителей государств-членов Арктического совета и стран наблюдателей (о которой говорилось выше) призвал активнее использоватьинфраструктуру Беломорско-Балтийского канала в системе Северного морского пути и, как следствие, создавать портовую и судоремонтную инфраструктуру на побережье Белого моря в Карелии. Кроме того, по словам Парфенчикова Карелия может обеспечить СМП качественными стройматериалами, а также располагает возможностями для развития на своих арктических территориях рыбоводства и туризма. В настоящий момент в состав АЗР входит три района Карелии (Беломорский, Лоухский и Кемский), а работа по включению в Калевальского, Сегежского районов и Костомукши продолжается — подчеркивает информационно-аналитический портал Карелии «Республика».