Латвия отнеслась к вопросу строительства Белорусской АЭС взвешенно и прагматично, за что Минск поблагодарил Ригу. Об этом заявил журналистам премьер-министр Белоруссии Андрей Кобяков после встречи со своим латвийским коллегой Марисом Кучинскисом.

БелАЭС
БелАЭС
Belnovosti.by

Последний указал на необходимость соблюдения международных стандартов безопасности при строительстве любых АЭС. Отдельно Кучинскис обратил внимание на то, что одним из наиболее важных соглашений является документ о ядерных авариях, обмене информацией и сотрудничестве в сфере ядерной безопасности и радиационной защиты.

Говоря о сотрудничестве в атомной сфере, не забыл латвийский премьер-министр упомянуть и перевозку нефтепродуктов. По его словам, Латвия заинтересована в увеличении объемов перевозки нефтепродуктов из Белоруссии через латвийские порты. Также Рига заинтересована и в привлечении в страну грузов из китайско-белорусского индустриального парта «Великий камень». Повысить конкурентоспособность латвийско-белорусского транзитного коридора Кучинскис предложил за счёт электрификации железной дороги.

Напомним, что 7 февраля совет министров Белоруссии одобрил проект соглашения с Латвией по поводу оперативного оповещения о ядерных авариях, обмене данными и взаимодействии в области ядерной энергетики и радиационной защиты. Проект документа одобрен в соответствии со одной из статей закона Белоруссии о международных договорах с участием государства. В соглашении прописано, что одобрение проекта документа — основа для переговоров в будущем. Во время этих переговоров в текст соглашения Латвия и Белоруссия могут вносить правки, с которыми будут согласны обе стороны.

Читайте также: В Давосе президент Литвы рассказала, что БелАЭС — «оружие России»

Отметим, что подписание этого соглашения и договоренности о будущих переговорах примечательны не только сами по себе, но и потому, что произошли на фоне постоянных скандалов вокруг БелАЭС, инициатором которых является Литва. С самого начала, ещё не имея никаких результатов стресс-тестов, исследований, Вильнюс заявлял, что строящаяся Белорусская атомная электростанция является угрозой национальной безопасности Литвы. Причём не успокоило Вильнюс и МАГАТЭ, которое не раз отмечало, что АЭС строится в соответствии со строгими «постфукусимными» международными требованиями по безопасности. Литовский сейм даже принял закон, ограничивающий импорт электроэнергии из Белоруссии. В декабре 2017 года министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявлял, что проект строительства Белорусской АЭС основан на политических расчетах. Минск, в свою очередь, считает позицию Литвы безосновательной, политизированной, а скандалы — искусственно создающимися.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, БелАЭС планировали строить еще в 90-х годах. Однако только в 2006 году выбрали площадку для строительства — Островецкий район Гродненской области. В 2013 году здесь начали первые работы по заливке бетона. Проект АЭС включает в себя два энергетических блока общей мощностью 2400 МВт с реакторной установкой В-491. Ввод в строй первого и второго энергоблоков планируется в 2019 и 2020 годах. Эта станция — самый масштабный за последние годы энергетический проект между Россией и Белоруссией, поскольку строительством АЭС занимается «Атомстройэкспорт», дочернее предприятие Росатома. С 2018 года начинается сотрудничество Белоруссии в атомной области с Европейской комиссией. АЭС успешно прошла все стресс-тесты Еврокомиссии. Но и это не убедило литовскую сторону: она предъявила претензии к результатам испытаний.

Читайте ранее в этом сюжете: В Литве война опросов: один говорит о сближении с РФ, другой — о ненависти

Читайте развитие сюжета: «Латвия не впадает в истерику, как Литва»: о сотрудничестве по БелАЭС