Инициатива губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, озвученная в ходе Дней Дальнего Востока в Москве, по поводу увеличения выплат приезжающим в ДФО работникам до миллиона рублей возмутила дальневосточников. Не нашла идея Шпорта поддержки и у эксперта, который назвал ее вредной и опасной, а в самом лучшем случае — просто бесполезной, передает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Развитие ДФО: театры — Сахалину, миллион — приезжим, икра — москвичам

«Идея хабаровского губернатора малопонятна, в лучшем случае бесполезна, а скорее вредна. Давайте посчитаем? Есть у нас такой документ — «Концепция демографического развития Дальнего Востока». Этот документ предполагает увеличение населения ДФО за пять лет на 300 тыс. человек. Фиксируем эти цифры. Вспоминаем, что с 1991 года мы в ДФО потеряли 2 млн человек, и эти потери не восполнены по сей день. Ежегодно из ДФО уезжают 30—32 тыс. человек, что бы там ни писала официальная статистика. А въезжают сюда — без всякого миллиона, просто так, на заработки — порядка 30 тыс. Почему коренные дальневосточники уезжают, понятно: в поисках лучшей доли, работы, карьеры. Приезжают сюда из других регионов в надежде быстро заработать. Если мы сегодня дадим местным по 1 млн рублей — они не уедут. При этом давать деньги просто так, за то, что приехал — категорически нельзя. Деньги можно давать под какие-то обязательства! Например, молодой человек окончил вуз либо училище по востребованной рабочей специальности — тогда да, пусть они получат этот миллион, приобретут жилье, во всяком случае, смогут выплатить большую часть стоимости. Эти 30 тыс. человек местных, которые уезжают ежегодно, останутся здесь, родят детей — мы получим как минимум удвоение численности населения, уже не 30, 60 тысяч человек, которые живут на Дальнем Востоке. Умножаем на пять лет — получаем те же 300 тыс. человек, прописанных в «Концепции демографического развития ДФО». У нас госпрограмма, которая действует сегодня, «Повышение трудовой мобильности населения», она же не работает! Там работодатель получает за каждого приезжего 225 тыс. рублей, плюс что-то там сам еще добавляет, получается 300 тыс. На эти деньги он может какое-то жилье работнику оплатить, еще что-то сделать. Ну, и? Сильно мы улучшили демографическую ситуацию в ДФО? Вот то-то же», — опроверг идею директор Регионального центра научно-образовательных программ (РЦНО) миграционных процессов Сергей Пушкарев.

Читайте также: О будущем Дальнего Востока, каким его видят из Москвы

Инициатива хабаровского губернатора «давать миллион приезжим» жителей региона всерьез обидела. Соцсети буквально взорвались возмущением. Выводы из сказанного Шпортом делаются самые порой невероятные:

«В Хабаровском крае всерьёз заговорили о замещении «ненужных» людей «нужными». Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт предложил не только выплачивать миллион приезжим, но и платить им средства на адаптацию каждого члена семьи.

Жителям Хабаровского края сейчас выплачивается только заработная плата (Да и то — не всегда, регион входит в число лидеров РФ по зарплатным долгам. Прим. ИА REGNUM ). То есть приоритет по рабочим местам будет отдаваться не местному населению, а приезжим, которых дешевле обслуживать в социальном плане», — написал Телеграм-канал «Недебри».

Главу Минвостокразвития Александра Галушку авторы «Недебри» сравнили с печально известным реформатором лихих 90-х Егором Гайдаром:

«1 октября 1993 года Гайдар, тогда вице-премьер РФ, прилетел в Комсомольск-на-Амуре в рамках программы посещения Дальнего Востока для встречи с главами краев и областей. И якобы сказал: «В Комсомольске достаточно оставить 30 тыс. человек, заводы надо закрыть, город — бесперспективный». Сегодня в Комсомольске проживает 249 810 человек. И вроде бы он — «город президентского внимания». Но… У Александра Галушки есть идея-фикс: «Сделать Дальний Восток как конфетку». А вот и пример: Чукотка. Чукотка стала хорошо жить, когда население там сократилось в три раза: со 150 тыс. человек до 48−50 тыс. сегодня», — написал канал «Недебри».

"Раздачей денег приезжим, повторю, ничего не решить! Наш РЦНО миграционных процессов выиграл президентский грант по данной тематике. И в нашей программе прописано: «улучшение условий для местного населения». Здесь, на Дальнем Востоке, необходимо создать комфортные условия для местных жителей, чтобы те, которые приезжают и будут приезжать, видели, что здесь люди живут хорошо! А если платить миллион приезжим, то местное население будет протестовать, это неизбежно. И никакой пользы это не принесет, только вред», — сказал Сергей Пушкарев.

Читайте также: Люди бегут с Дальнего Востока: скука, тоска, болото

Как сообщало ИА REGNUM, прошедшие в Москве Дни Дальнего Востока вызвали раздражение у коренных дальневосточников. Видя на экранах телевизоров, как москвичей кормят крабами, икрой, кабанятиной и гребешками, причем называя все эти деликатесы «повседневной едой жителей ДФО», дальневосточники в социальных сетях высказывали возмущение:

«Привычная еда дальневосточников — пельмени из магазина, да и то не каждый день. А крабов многие в последний раз ели в конце 80-х годов прошлого века».

Дальний Восток, согласно данным Министерства труда РФ, формирует львиную долю зарплатных долгов в России. Первое место в мрачном списке держит Приморье — там, по данным Росстата на 1 декабря 2017 года, долг работодателей перед работниками составил 473,4 млн рублей. На втором месте Хабаровский край — 261,9 млн рублей. Несмотря на то, что главный должник — бывший «Дальспецстрой» — начал погашение долгов, зарплатная задолженность в регионе не снижается, а только растет: в декабре 2016 года она составляла 183,6 млн рублей. Всего в Хабаровском крае выплаты долгов по зарплате ожидают 3261 человек. СК РФ по Хабаровскому краю идёт уже на бесперецедентные меры, грозя работодателям-должникам следственным изолятором. Один такой отправился в СИЗО прямо с заседания рабочей межведомственной комиссии в мэрии Хабаровска.

Всего на 1 декабря в ДФО насчитывается 43 предприятия, задолжавшие своим работникам. Уменьшила долг Амурская область — с 2015,1 до 42,5, Камчатка — с 36,3 до 16,7 млн рублей. В Якутии долг по зарплате работникам снижен с 60,2 млн до 26,3. В Магадане — с 11,8 до 800 тыс. рублей, в ЕАО долги вовсе несущественны — они «упали» с 1,3 млн рублей до 28 тыс. рублей (что невольно навевает мысли о большом теневом секторе, где долги, равно как и сама зарплата, попросту не фиксируются). Нарастил зарплатный долг Сахалин — с 26,9 до 30,4 млн рублей.

Все перечисленные цифры — статистика. В ней нет и быть не может, например, данных о флотских зарплатах, особенно того флота, торгового и промыслового, который ходит под «удобными флагами». Но там — такой «тёмный лес», что и представить себе страшно.

Дальневосточников раздражают бесконечные разговоры власти о том, что необходимо завозить в регион людей из других регионов, хоть кого, хоть староверов, хоть мигрантов из Центральной Азии, при этом о нуждах и чаяниях местного населения власти забывают напрочь. Стоит ли удивляться, что люди бегут с Дальнего Востока? Бегут в более успешные регионы РФ, где рассказывают местным жителям о дальневосточной «безнадёге». Вряд ли эти рассказы способствуют массовому переселению в ДФО.