В спасении авиакомпании «ВИМ-Авиа», получившей печальную известность частой задержкой своих рейсов, могут принять участие структуры, близкие к правительству Татарии и банку «Зенит». Интерес к компании со стороны республиканских властей объясним просто — часть налогов «ВИМ-Авиа» оставляет в Сабинском районе Татарии, где она и зарегистрирована, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Издание The Bell сообщило со ссылкой на свои источники, что «Татнефть» поставит авиатопливо компании, чьи самолёты аэропорт «Домодедово» отказался заправлять в долг.

«Работу «ВИМ-Авиа» до 12:00 понедельника, 25 сентября, согласились профинансировать структуры, близкие к правительству Татарстана, где зарегистрирована авиакомпания, — «Татнефть» (она поставит авиатопливо), само правительство и близкий к нему банк «Зенит». Важно было обеспечить продолжение полётов именно в выходные, когда число пассажиров больше всего», — пишет издание.

Напомним, за 23 сентября в подмосковном аэропорту «Домодедово» были задержаны более 10 рейсов авиакомпании. И это был далеко не первый случай. В конце июня 2017 года российская транспортная прокуратура возбудила против авиакомпании «ВИМ-Авиа» дело из-за задержки свыше 170 рейсов в период с 28 мая по 12 июня.

25 сентября стало известно, что руководство «ВИМ-Авиа» обратилось в правительство РФ за госгарантиями по кредитам. Из-за нехватки собственных средств на текущую деятельность «Домодедово» отказалось обслуживать перевозчика, что вызвало задержку и отмену десятка рейсов.

Читайте также: «ВИМ-Авиа» просит правительство РФ о господдержке

Кроме того, 6 сентября 2017 года в базе данных Арбитражного суда Татарии появился иск от ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск». До 2 октября претензии к «ВИМ-Авиа» оставлены без движения для устранения недочётов в исковом заявлении. Сумма иска — более 8,5 млн рублей. И это далеко не первые претензии дальневосточного аэропорта к этому авиаперевозчику по долгам за аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов. Весной 2017 года ГУП уже пытался взыскать с компании более 9,6 млн рублей, но в конце июня подписал отказ от иска. Вероятно, тогда дело удалось решить миром.

Примечательно, несмотря на претензии Генпрокуратуры РФ и многочисленные задержки рейсов, 22 сентября 2017 года Росавиация выдала авиакомпании допуск на перевозку пассажиров на семь новых маршрутов в Сербию, Хорватию, Черногорию и Словакию.

Читайте также: Генпрокуратуру просят лишить «ВИМ-Авиа» лицензии

Представители авиакомпании в своих официальных комментариях объясняют задержки рейсов временными трудностями, вызванными сезонным спадом.

«Временные трудности с расписанием авиакомпании вызваны традиционным сезонным спадом, что привело к спорам хозяйствующих субъектов и задержкам ряда рейсов. Был проведён ряд консультаций с государственными органами, контролирующими авиационную отрасль, а также переговоров с партнёрами авиакомпании. В данный момент достигнуты предварительные соглашения, что должно привести к исправлению ситуации. Разрабатывается план урегулирования ситуации совместно с финансовыми организациями, принявшими решение поддержать авиакомпанию», — уточняется в пресс-релизе от 23 сентября.

Вероятно, одна из финансовых организаций, о которой идёт речь, — это и есть банк «Зенит», 66,6% которого принадлежит ПАО «Татнефть». Интерес банка в делах «ВИМ-Авиа» подтверждается и сведениями из ЕГРЮЛ, внесёнными 15 сентября 2017 года. Оказалось, что ещё 8 декабря 2016 года «Зенит» открыл кредитную линию для авиакомпании. Позднее к договору было заключено дополнительное соглашение. Залогом по этой сделке выступило 5% уставного капитала «ВИМ-Авиа». Сумма кредита не уточняется, но, по информации из СМИ, кредиторская задолженность компании перед рядом банков, в том числе и «Зенитом», превышает 3 млрд рублей.

По данным ЕГРЮЛ, авиакомпания с 29 февраля 2016 года зарегистрирована в посёлке городского типа Богатые Сабы Татарии. До этого компания имела московскую «прописку». Уставной капитал авиаперевозчика, созданного в октябре 2002 года, — 50 тыс. рублей. Учредители — Рашид и Светлана Мурсекаевы. Доля последней в уставном капитале авиакомпании с 11 января 2017 года составляет 99%.

Казанские СМИ после перерегистрации авиаперевозчика из Москвы в Татарию писали, ссылаясь на экспертов, что одной из причин могло стать желание региональных властей обзавестись собственным перевозчиком с международным доступом. Это стало актуально после банкротства авиакомпании «Татарстан» в октябре 2014 года и отсутствия на тот момент у созданного год спустя регионального авиаперевозчика АО «ЮВТ АЭРО» международного допуска. Этот допуск компания получила только 14 сентября 2017 года.

Читайте также: Неожиданный ход: судьба последнего самолёта авиакомпании «Татарстан»

Минтранс РФ со своей стороны также решил «подстраховаться». 23 сентября 2017 года ведомство поручило Росавиации проработать маршрутную сеть компании с другими авиаперевозчиками. Это делается на случай, если в какой-то момент самостоятельно перевозчик оказывать услуги не сможет. В задачи Росавиации входит проработка вопроса об увеличении провозных емкостей на наиболее востребованных маршрутах. Кроме того, ведомство оценит потенциальные риски авиаперевозчика до конца года.

«Будет проведена оценка потенциальных финансовых рисков «ВИМ-Авиа» по перевозке пассажиров до конца текущего года. При необходимости Росавиации поручено ввести ограничение глубины продаж «ВИМ-Авиа». Оперативная информация о текущей ситуации будет размещаться на сайте Росавиации», — говорится в сообщении Минтранса РФ.

Между тем задержки рейсов, долги перед аэропортом «Домодедово» — это не вся видимая часть проблем «ВИМ-Авиа». 25 сентября 2017 года стало известно, что Татарская транспортная прокуратура возбудила административные дела о нарушении трудового законодательства со стороны компании. Долги по выплате заработной платы коллективу превысили 206 млн рублей.

Читайте также: Против «ВИМ-Авиа» возбуждены дела из-за невыплаты работникам 206 млн рублей

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в 2015 году авиакомпанию уже пытались обанкротить. Истцом выступил банк ВТБ, к которому позднее присоединились ещё четыре компании, включая Сбербанк. В марте 2015 года последний в рамках этого дела попытался наложить арест на имущество авиаперевозчика и денежные средства на счетах. Сумма его претензий превышала 4,41 млрд рублей. Суд отказал в обеспечительных мерах, и в дальнейшем производство по делу было прекращено, даже не дойдя до введения наблюдения.

По данным с официального сайта компании, её парк на сегодня состоит из воздушных судов Boeing 777−300, 777−200, 767−300, 757−200 и Аirbus 319−111, 330−200. За 2016 год впервые в истории компании перешагнули отметку 2 миллиона. За этот период было перевезено более 2 070 000 пассажиров — на 30% больше, чем в 2015 году. Авиакомпания выполнила 13 600 рейсов, что на 19% больше, чем за год до этого.

В 2016 году был начат первый этап программы модернизации и расширения флота авиакомпании: было приобретено четыре самолёта типа Boeing 737−500, два Boeing 767−300, шесть Boeing 777−200 и первый Airbus A330−200.

В 2017 году компания планировала не только отметить 15-летний юбилей, но и продолжить второй этап диверсификации флота. Для этого был заключён ряд соглашений о намерениях о поставке воздушных судов. Но суждено ли сбыться этим планам, покажет время.