Делегация Камчатского края во главе с губернатором Владимиром Илюхиным в рамках прошедшего во Владивостоке III Восточного экономического форума подписала ряд важных для региона соглашений с инвесторами. В их числе строительство нового аэровокзального комплекса, реконструкция пирсовых сооружений, установка ветрогенераторов. О развитии туризма, строительстве новой главной больницы, недобросовестных подрядчиках и немного о личном в интервью Владимира Илюхина ИА REGNUM.

Читайте также: Камчатка на ВЭФ: пурга и строения первых поселенцев

ИА REGNUM : Владимир Иванович, Камчатка представила на ВЭФ несколько инвестиционных проектов. На ваш взгляд, какие из них наиболее важные для региона и перспективные?

— У нас очень много соглашений подписано. Но для нас сегодня очень важными являются строительство нового аэровокзального комплекса (международного терминала) в главном аэропорту. Мы не так давно завершили все конкурсные процедуры. Победителем является компания «Аэропорты регионов». Я надеюсь, что подписанное на ВЭФ соглашение даст нам возможность получить к 2020 году новое здание аэровокзального комплекса. Это даст нам возможность увеличить пассажиропоток до примерно 1 млн человек, сегодня мы 650 тыс. примерно принимаем. Мы в прошлом году закончили аэродромную инфраструктуру, аэровокзальный комплекс безусловно должен быть, и я думаю, что при помощи группы компаний «Ренова» мы этот аэропорт построим.

ИА REGNUM : Регион продал контрольный пакет акций аэропорта. Сколько выручили?

— Я не буду говорить вам в цифрах, лучше в объеме инвестиций. В объеме инвестиций порядка 7,5 млрд рублей составит весь этот комплекс. Там тройственное соглашение — «Аэропорты регионов», Минтранс России и Камчатский край. У каждого своя задача. Есть федеральные полномочия, связанные с трассой, которая будет подходить к аэропорту. Есть полномочия субъекта, связанные с выделением земельного участка и решением прочих вопросов по инфраструктуре, ну и сама компания «Аэропорты регионов», которая должна реализовать проект в целом.

Читайте также: На ВЭФ подписано соглашение о новом аэровокзале главного аэропорта Камчатки

Второе важное соглашение, подписанное на ВЭФ, касается Росрыболовства, компании «Свободный порт Камчатки» — речь о реконструкции пирсовых сооружений в целях улучшения ситуации с обслуживанием судов и перевалкой грузов. Росрыболовство в лице Рыбнацресурсов будет заниматься реконструкцией причальной стенки. Все, что касается инфраструктуры на причале, — это ответственность инвестора, а что касается создания дорожной сети — это ответственность субъекта, и, конечно, все будет сделано, чтобы эта площадка заработала.

Ну и третье соглашение, которое мы здесь подписали вместе с «РусГидро» и японской компанией Nedo, — это продолжение работ по внедрению альтернативной энергетики. Это установка ветрогенераторов. Они у нас уже работают достаточно эффективно долгое время, например, на острове Беринга, в Усть-Камчатске. Сейчас мы решили расширить сотрудничество и подписали об этом соглашение.

Вот я бы основные эти три проекта отметил. Мы считаем, что задачу, которую мы перед собой ставили в рамках ВЭФ, мы выполнили.

Читайте также: На Камчатке создадут большой рыбоперерабатывающий комплекс

ИА REGNUM : А как в крае идет реализация проектов территорий опережающего социально-экономического развития?

— У нас сегодня уже более 10 млрд рублей заявлено в рамках реализации проектов ТОР. Если память не изменяет — 18−20 резидентов, которые вкладываются. Реализация идет, и сомнений нет. Вопрос в другом — сегодня мы хотим расширить зону действия ТОР еще на несколько районов в связи с тем, что заявки от бизнеса поступают. И это в основном касается рыбопромышленного комплекса. Рыбаки Камчатки в последние годы сейчас практически все являются резидентами ТОРа. Они вложили более 23 млрд рублей в берег, построено 18 новых производств. И сейчас мы хотим расширить зону действия ТОР как раз для того, чтобы еще больше наших рыбацких компаний могли пользоваться преференциями, вложив средства в развитие отрасли. Надеюсь, до конца года нам удастся это сделать.

Читайте также: Три крупных рыбоперерабатывающих завода откроют на Камчатке

Конечно, для нас остается очень важным включение в зону действия свободного порта Владивостока аэропорта Петропавловск-Камчатский. Вопрос пока не решен. Но надеюсь, что до конца года все решится. Мы все необходимые заявки оформили. Как будет соответствующее постановление правительства, зона действия расширится на аэропорт.

ИА REGNUM : В следующем году на Камчатке может начать действовать и система электронных виз для туристов, готов ли край к приему путешественников по новой схеме?

— Мы всегда готовы принимать туристов, всегда рады видеть их у себя. За последние годы поток вырос почти в три раза, и поэтому в целях развития туристической составляющей будет строиться и новый аэровокзальный комплекс, и другие объекты. Возможности Камчатки в этой части, конечно, не безграничны, но достаточно велики. Сегодня камчатскими бизнесменами в центре Петропавловска строится новая гостиница, как раз для того, чтобы удовлетворить потребности всех к нам приезжающих.

Гостиничный фонд за пределами Петропавловска значителен и рассчитан практически на любой кошелек. Поток туристов растет, и мы всех рады у себя видеть.

ИА REGNUM : Владимир Иванович, на предыдущем ВЭФ Камчатка заключила меморандум о намерениях с иностранными инвесторами о строительстве новой главной больницы в регионе. Как продвигается этот проект?

— Мы подписали меморандум о намерениях с корейским институтом здравоохранения по строительству… процесс идет. Корейская сторона полностью ознакомилась с нашей документацией. Они настаивали на том, чтобы были корейские стандарты, но нам удалось договориться, и сегодня проект адаптирован. Наши коллеги приезжали к нам на Камчатку. Процесс идет. Самый важный вопрос — вопрос гарантий, но мы её дать не можем, просто какой смысл давать, если мы пока всё строим за свой счет. Строим собственными силами и продолжаем заниматься привлечением инвесторов.

Читайте также: «Сименс» может обеспечить новую главную больницу Камчатки оборудованием

ИА REGNUM : Насколько известно, большие стройки для Камчатки немалая проблема. Из вашего региона постоянно поступают новости о проблемах с подрядчиками из других регионов. То дом в Усть-Большерецке не построили, то столовую в школе Петропавловска не отремонтировали. В чем проблема?

— Вы знаете, сегодня, когда объявляется конкурс на строительство объектов, главным критерием является цена. Я не совсем понимаю, когда есть сметная стоимость, а её опускают на 20−40%. Как можно построить дом без крыши или без стены какой-то? Но подрядчики, которые заявляются, и вы правильно заметили, это материковые подрядчики — они не имеют отношения к Камчатке и к Дальнему Востоку. Когда они конкурсы выигрывают, сразу начинают предлагать брать на субподряд нашим камчатским подрядчикам. Поэтому и возникают коллизии разного рода. Хоть они и не носят массового характера, но есть проблема…

Значительное количество заключенных контрактов приходится расторгать, поэтому переносятся и сроки строительства. И в Усть-Большерецке с домом такая же ситуация. И в Палане есть, и в Никольском есть подобные проблемы. Все потому, что подрядчики, которые работают на материке, они не несут тех затрат, которые несут наши подрядчики. У нас есть достаточно сложная логистика, проблема с северными надбавками и коэффициентами, а материковые этих проблем не испытывают. Поэтому мы давно ставим вопрос, чтобы эту ситуацию упорядочить. Не находим пока поддержки, но проблема явно существует и сегодня, еще раз говорю, не сказать, что это носит массовый характер, но для нас это болезненно, учитывая достаточно небольшое количество финансовых средств, которое мы можем выделять. Подобного рода недобросовестные подрядчики, к сожалению, существуют и мешают нам жить.

Блиц

ИА REGNUM : Что вы считаете своим главным достижением в жизни?

— Очень сложно ответить. Живу, как живу. То, что я делаю что-то для людей, — для меня это очень важно.

ИА REGNUM : Ваше любимое место отдыха?

— Камчатка.

ИА REGNUM : А где мечтаете побывать?

— На Камчатке.

ИА REGNUM : Сколько, по вашему мнению, должен зарабатывать человек, чтобы достойно жить?

— Важно, чтобы этих средств было достаточно.

ИА REGNUM : Вы можете сказать, что вы счастливый человек?

— Да.

ИА REGNUM : Кем вы мечтали стать в детстве?

— Не было какой-то определенной мечты. Точно не хотел быть космонавтом или моряком. Я даже не думал о том, кем стать.

ИА REGNUM : О чем вы мечтаете сейчас?

— Чтобы всем было хорошо и чтобы все были добры.

Как сообщало ИА REGNUM, на Камчатке в ближайшие годы планируют открыть сразу три крупных рыбоперерабатывающих комплекса, один из которых будет построен в Корякии, второй — на западном побережье, а третий в столице региона — в Петропавловске-Камчатском.

Камчатка является лидером в России не только по объему инвестиций в отрасль, но и по добыче морских биоресурсов. Ежегодно рыбаки региона вылавливают более 1 млн тонн.

Читайте также: Камчатка захватывает рыбный рынок стран ЕС

Колхоз имени Ленина стал первым, кто в современной истории России заказал новые суда на отечественной верфи. В Калининграде для этой компании строят три современных судна, первое из которых спустят на воду уже осенью.

Летом 2016 года на севере Камчатки сгорел Тымлатский рыбокомбинат — один из крупнейших в регионе и самый большой в Корякии. Огонь уничтожил практически 70% всех помещений комплекса — повреждены или полностью сгорели административное здание, основной цех переработки, общежитие, столовая. Пожарным и работникам комбината удалось отстоять холодильные установки, склад горюче-смазочных материалов и дизельную электростанцию. Кроме того, подальше от огня увезли контейнеры с газовыми баллонами.

Рыбу, рыбопродукцию и морепродукты с Камчатки начали поставлять в страны Евросоюза. Всего за 2016 год в страны ЕС было отправлено рыбы и рыбопродукции почти на 4 млн долларов. Например, доля поставок в Нидерланды составила 0,5%, в Германию — 0,2%.

Камчатку называют «рыбной житницей» России. Благодаря инвестициям в рыбную отрасль объем выловленной рыбы здесь с каждым годом только растет, и компании ищут новые рынки сбыта. Один из инвесторов налаживает прямые поставки рыбы в страны АТР, минуя порт Владивостока, через который раньше осуществлялась перевалка. Таким образом компании планируют ускорить доставку своей рыбы.

Читайте развитие сюжета: В свободном порту Владивосток начал работу угольный технопарк