«Собственных генерирующих мощностей для этого у Литвы в настоящее время нет. Более того, Литва в настоящее время сама импортирует около 80% электроэнергии от того объема, который потребляет, в том числе около 35% — из России. Поэтому, скорей всего, поставлять в Польшу литовская компания планирует электроэнергию, импортируемую из Латвии, Эстонии и скандинавских стран. Экономическая целесообразность таких поставок для всех участников энергопоставок не очевидна, но зато просматривается явный интерес элит прибалтийских стран связать «Старую Европу» с интересами Прибалтики не только продвигаемой к границам России военной инфраструктурой НАТО, но и создаваемой инфраструктурой энергомоста из Скандинавии в Центральную Европу», — объяснил аналитик.

Напомним, что ранее литовская Energijos tiekimas анонсировала свой выход на рынок Польши. До этого компания работала в Литве, Латвии, Эстонии, а также скандинавских странах. Так, 5 июня Geton Energy, «дочка» Energijos tiekimas, была зарегистрирована в Варшаве.

В компании считают, что Польша — это очень удачный рынок для продажи электроэнергии. Планируется, что после того как Geton Energy займет небольшую долю рынка в Польше, компания сможет выйти и на рынки других стран Центральной Европы.

В связи с этим встает вопрос о том, насколько экономически возможен такой проект и какие страны могут захотеть импортировать электроэнергию из Литвы. По мнению Алексея Балашова, говорить про серьезное присутствие литовской энергокомпании на рынках других центральноевропейских государств, то есть Чехии, Венгрии, Словакии, Германии, пока не приходится. Поскольку даже на рынке энергопотребления Польши перед компанией пока стоит весьма скромная задача по достижению доли всего в 5%.

«Кроме того, с учетом более протяженного транзита до потребителей стран Чехии, Венгрии, Словакии, Германии, поставляемая литовской компанией электроэнергия может оказаться неконкурентоспособной в странах Центральной Европы. В любом случае оценивать экономическую целесообразность данного проекта пока рано. Главный фактор его продвижения — политика», — подчеркнул доктор экономических наук.