Литовская компания Energijos tiekimas, работающая на рынках прибалтийских стран и являющаяся самой крупной в Литве с местным капиталом в сфере торговли электроэнергией и ее поставок, решила выйти на новый рынок. Как сообщили в пресс-службе предприятия, Energijos tiekimas теперь будет работать и в Польше.

Из сообщения компании стало известно о том, что 5 июня 2017 года Варшава зарегистрировала Geton Energy, «дочку» Energijos tiekimas. Руководитель основной компании Видмантас Салетис подчеркнул, что в 2013 году Energijos tiekimas открыла филиалы в Латвии и Эстонии, а выход на польский рынок свидетельствует о намерениях компании расширять свое воздействие.

Что касается конкретно Польши, то, как считают в литовском предприятии, польский рынок является ликвидным. Здесь продается на розничном рынке больше, чем в шесть раз больше энергии по сравнению со всеми прибалтийскими странами. Более того, Energijos tiekimas имеет довольно амбициозные планы по поводу своей будущей работы. За счет Польши литовская компания хочет попасть и в другие страны.

«Мы надеемся, что соседняя страна будет нашим мостом для дальнейшего распространения на другие рынки Центральной Европы», — считает Видмантас Салетис.

Он также обратил внимание на то, что за 2016 год использование электроэнергии в Польше достигло показателя в 161 млрд кВтч. В Литве за это же время потребили 10,5 млрд кВтч, поэтому польский рынок для компании является перспективным за счет размера и меньшей конкуренции, чем в Швеции или Финляндии. В Польше Geton Energy планирует занять 5% рынка.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в 2015 году Литва подключилась к энергосистеме Швеции и Польши. Это крупный проект «энергомостов» — электрокабель NordBalt из Швеции и электроэнергетическая смычка LitPol Link с Польшей NordBablt. Проект был официально одобрен Литвой и Швецией в 2013 году. На него потратили около 500 млн евро, из которых более 250 млн евро приходятся на подводную часть кабеля. 175 млн евро выделила Еврокомиссия. Позднее для завершения проекта потребовались еще деньги: помощь по частям просили у западных стран. Так и собрали еще 58 млн евро. В конце 2015 года первые мосты с Евросоюзом были запущены.

Позднее, в феврале 2016 гола начала поступать электроэнергия по энергетической смычке между электросетями Литвы и Швеции NordBalt. Причем произошло это после ряда техническим проблем, и в тестовом режиме. Отмечалось, что по новому морскому кабелю должно «перетекать» до 700 мегаватт. Этих объемов должно хватать для удовлетворения потребностей почти всей страны в электроэнергии в теплый летний день. СМИ писали, что цены на электричество в Литве и Латвии на энергетическом рынке NordPool начали снижаться, выравниваясь с ценами в Эстонии и Финляндии. Политики, в свою очередь, стали говорить, что это эффективный вариант поставок электроэнергии, при котором можно избавиться от «энергетической зависимости от РФ». Однако, как обращали внимание эксперты, что на самом деле цены на электроэнергию в этом случае тоже могут повышаться под давлением других факторов, поэтому, по сути, прибалтийские страны все равно остаются в энергетической зависимости, но от других стран.

Читайте подробнее: Энергетическое самоубийство: зачем Прибалтика бежит из БРЭЛЛ?

Отметим, что сама Литва почти не производит электроэнергии. Раньше в этой стране работала Игналинская АЭС, которая выдавала свою мощность в три прибалтийских государства. Однако под давление Брюсселя станция была закрыта, это стало серьезным удалом для экономики Литвы. Сегодня Литва импортирует 81% электроэнергии. Так, по итогам февраля 2017 года, импорт электроэнергии из Швеции составляет 17%, импорт из Латвии, Эстонии и Финляндии — 42%, импорт из Польши — 4%, а импорт из третьих стран — 37%, то есть по большей части из России.

Литва — крупнейший импортер и потребитель электроэнергии среди стран Прибалтики. Например, по итогам 2014 года электропотребление в республике составило 9,84 ТВтч. На импорт из этого объема пришлись 72%. Причем 52% импорта 52% пришлась на поставки из Латвии, Эстонии и Северной Европы, 48% — на третьи страны, большая часть из которой (3,2 ТВт·ч) была закуплена в России. После закрытия в 2009 году Игналинской АЭС, которая вырабатывала до 77% электроэнергии в Литве, эта страна стала закупать еще больше электроэнергии из Белоруссии, Латвии, Эстонии и России.

При этом президент Литвы Даля Грибаускайте сделала энергетическую независимость страны от России одним из приоритетов экономической стратегии. По словам президента страны, для Литвы важна независимости от РФ не только в плане экономики, но и плане политики. Вильнюс считает, что Россия «использовала энергетику, чтобы шантажировать» Литву. К 2020 Литва, как и другие страны Прибалтики, хотят отключиться от единой энергосистемы БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва), несмотря на то, что на то нет никаких оснований, а экономической обоснование этого проекта вызывает большие сомнения.