С 17 августа снижена ставка рефинансирования до 18% годовых и до 23% годовых — ставка по постоянно доступным и двусторонним операциям Национального банка Белоруссии по поддержке текущей ликвидности банков, сообщает белорусский госрегулятор.

О снижении ставки рефинансирования стало известно 4 августа, а само решение датировано 3 августа. Нацбанк заявил о принятии решения исходя из замедления темпов инфляции, состояния платежного баланса и его текущего счета, ситуации на валютном и финансовом рынках республики. В Нацбанке ждут снижения рисков и улучшения способности нефинансовых организаций выполнять кредитные обязательств перед банками.

Отметим, что объявленное в начале августа снижение ставки рефинансирования стало четвёртым в 2016 году. С января 2015 года по апрель 2016 года Нацбанк сохранял ставку на уровне 25%. Такая политика сделала фактически недоступными кредиты для крупных госпредприятий реального сектора и вызвала поток обращений в Администрацию президента и Совмин с просьбами о срочной «поддержке». Распределяя финансовую помощь в «ручном режиме», правительство столкнулось с рядом проблем (ограниченность ресурсов, создание коррупционных условий и другие), которые не улучшили ситуацию в экономике и усугубили негативные тренды в социальной сфере. Главным донором официального Минска по-прежнему остаётся Россия.

Как сообщало ИА REGNUM, в 2016 году ВВП Белоруссии продолжил падение (за январь-июль промпроизводство упало на 2%, сельхозпроизводство выросло 4,2%). За семь месяцев инфляция выросла на 7,8%, реальные располагаемые денежные доходы населения упали на 7%. Несмотря на деноминацию (белорусский рубль лишился четырёх нулей) доверие белорусов к «зайчику» не вернулось — об этом говорит состояние валютных депозитов, которые население тратит на поддержание привычного для себя уровня потребления.

Дорогие кредиты на фоне стремительного падения экспорта (16,1% за I полугодие), сокращения притока ПИИ, роста госдолга и других факторов осложняли ухудшившуюся за прошлые годы ситуацию в реальном секторе экономики. «Точечная» модернизация с использованием «связанных» китайских кредитов кардинально не повлияла на ситуацию в экономике постсоветской республики.