Без Бу: Андерссон покинул «АвтоВАЗ»

После довольно яркого вывода на рынок двух новинок Lada Vesta и Lada X-Ray, в начале марта 2016 года по требованию акционеров: «Ростеха» и альянса Renault-Nissan — было принято решение, что Бу Инге Андерссон покидает пост президента «АвтоВАЗа». Главными причинами этого стали рекордный убыток компании за 2015 год, который составил 73,8 млрд рублей, а также некорректная, по мнению акционеров, работа Андерссона с поставщиками.

На место руководителя компании назначен Николя Мор, глава румынской Dacia, дочерней компании Renault. Основной задачей нового президента станет переход на российские комплектующие, что позволит снизить цену на автомобили, заявляют в Минпромторге.

С приходом нового главы не исключено и изменение всей системы управления компании. Так, в прессе появилась информация о том, что заместитель генерального директора «Ростеха» Сергей Скворцов может стать куратором социальных вопросов «АвтоВАЗа», а также заняться вопросами взаимодействия предприятия с госорганами.

Сможет ли новый президент компании поднять отечественное автопроизводство или спустя время придётся с ностальгией вспоминать времена Андерссона с новыми моделями и повышением качества продукции? Это станет известно после официального вступления Николя Мора в должность президента «АвтоВАЗа», которое назначено на начало апреля.

Куда уходит экспорт?

В связи с падением спроса на авто в России отечественные автопроизводства нацелились на экспорт: это и «АвтоВАЗ» с революционными новинками, и предприятия иностранных брендов, действующие на территории России. Валютные потрясения сделали российские машины одними из самых дешёвых в мире, и низкая стоимость позволила им стать более конкурентоспособными на международном рынке. К 2025 году в Минпромторге планируют увеличить экспорт российских автомобилей в два раза. Но не тут-то было.

В марте «АвтоВАЗ» приостановил поставки готовых машин в Казахстан по причине введение там в начале года утилизационного и регистрационного сборов на автомобили, что сделало авто значительно дороже. Как сообщают СМИ, ссылаясь на близкие к производителям источники, по этой же причине приостановил поставки машин в Казахстан и Ford Sollers. Выходом из положения становится поставка не целых автомобилей, а комплектующих, которые впоследствии собираются на предприятиях в Казахстане. По такому принципу с начала года уже начал работать российский производитель грузовых автомобилей «КАМАЗ».

Остановка поставок автомобилей в Казахстан может нанести серьёзный ущерб российским производствам, ведь Казахстан является крупнейшим для страны экспортером, а отечественные автозаводы и так работают в полсилы и массово сокращают рабочие места. Но к счастью, помимо Казахстана есть другие альтернативы. Целевыми рынками сбыта автомобилей из России в 2016 году, по оценке Минпромторга, должны стать Алжир, Иран, Египет, Европейские страны, Куба, Мексика, Индия, Эфиопия и Вьетнам. Как раз во Вьетнам российские автопроизводители в течение трех лет смогут беспошлинно ввезти во Вьетнам 2550 готовых машин и в течение пяти лет — 13 500 машинокомплектов, заявили в марте в Минпромторге РФ. На данный момент ввозные пошлины на машины во Вьетнаме доходят до 70%, но для российской продукции сделали исключение. Для России это особо выгодное предложение, учитывая низкий спрос на авто на российском рынке, в то время как во Вьетнаме продажи автомобилей в прошлом году выросли в полтора раза.

Напомним, экспорт легковых автомобилей из России за 2015 год снизился на 23,6% и составил 97,4 тыс. единиц на общую сумму 1 млрд 109,8 млн долларов, гласят данные аналитического агентства «Автостат».

Не нашим, так вашим

В то время как российские производители легковых авто ищут, куда реализовать товар, заводы по производству грузовиков уже всё наладили. В то время как продажи грузовых автомобилей в России сокращаются (февраль — падение в 26%, по данным «Автостат»), производство их уверенно растёт: в феврале с российских конвейеров сошло 11,6 тысячи грузовиков, что на 43% больше, чем годом ранее, сообщает Росстат. Из них в России реализовано менее 4 тысяч, остальное же идёт на экспорт. Ещё в прошлом году отечественный производитель «КАМАЗ» удвоил экспорт в страны дальнего зарубежья, и в этом году компания продолжает делать ставки на реализацию товаров за границей. Отечественные «КАМАЗы» успешны за рубежом благодаря цене, которая стала ещё ниже после падения рубля. По бизнес-плану «КАМАЗ» на 2016 год основными странами-экспортерами являются Казахстан — 1 484 авто и сборочных комплект деталей (СКД), Вьетнам — 520 автомобилей (прорабатываются возможности увеличения объема поставок до 1 000 шт.), Туркмения — 400, Азербайджан — 350 авто и СКД, а также Литва — 75 автомобилей и СКД, а также 215 авто, которые поставляются через дистрибьютора и сборочное предприятие ПАО «КАМАЗ» в Литве в страны Восточной Европы. Помимо вышеуказанных стран поставки планируется осуществлять также в Анголу, ОАЭ, Иран, Венесуэлу, Перу, Пакистан, Мьянму и другие страны ближнего и дальнего зарубежья.

Рынок новых авто: дно ли?

В начале марта стали известные данные по реализации легковых и лёгких коммерческих автомобилей за предыдущие месяцы. Авторынок России в феврале сократился на 13%, гласят данные «Ассоциации Европейского бизнеса». Несмотря на вполне небольшое падение, эксперты полагают, что радоваться рано: большую роль сыграла низкая база прошлого года, и именно поэтому нынешнее падение кажется не таким значительным.

Что касается Запада, продажи легковых автомобилей в Европе в феврале увеличились на 14% до 1,1 млн машин. Положительная динамика на Европейском рынке фиксируется уже 30 месяцев подряд и остается стабильной. Лидером по реализации автомобилей по-прежнему остается Германия. Также рост демонстрируют Италия (+27%), Франция (+13%), Британия (+8,4%) и другие.

В феврале выкарабкался из ямы испанский авторынок и показал рост в 12,6%, хотя сначала года продажи значительно просели (-12,4% за январь-февраль 2016 года). Возвращению к положительной динамике поспособствовали стимулирующие программы по субсидированию покупки новых экономичных автомобилей. Вот это действительно эффективные меры стимулирования спроса.

Роскошь, рождённая кризисом

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, автомобили со средней стоимостью от 3 млн рублей считаются «роскошными», и налоговый сбор на такие машины производится с учетом повышающих коэффициентов, применяемых в зависимости от года выпуска машины. Из-за курсовой разницы цены на большинство автомобилей за 2015 года значительно выросли, и как стало известно в марте 2016 года, теперь обновлённый перечень «роскошных авто» включает в себя 708 моделей, в то время как годом ранее их было всего 280.

Новинки марта

  • В марте модельный ряд китайского бренда Zotye пополнил седан C-класса Z300. Стартовая цена авто — 699 990 рублей . Китайские производители представили россиянам и рестайлинговый Geely Emgrand X7. Цена на новинку в зависимости от комплектации составляет от 769 до 929 тысяч рублей. Автомобиль предлагается с новым двигателем, соответствующим стандарту «Евро-5».
  • Nissan начал продажи нового Terrano 2016 модельного года. Автомобиль предлагается в версии с 2,0-литровым бензиновым двигателем, с полным приводом и автоматической коробкой передач. Terrano представлен в четырех комплектациях — Comfort, Elegance, Elegance Plus и Teknа — по цене от 749 тысяч до 985 тысяч рублей.
  • Японская Subaru вывела на российский рынок обновленный кроссовер XV. Стартовая цена — 1,6 млн рублей. Для Subaru XV 2016 года доступен бензиновый двигатель объемом 2 литра и мощностью 150 л.с. с бесступенчатой трансмиссией Lineartronic или 6-ступенчатой механической коробкой передач на выбор. Российские дилеры также Subaru начали продажи спортивного седана WRX STI 2016 модельного года, который можно приобрести по предварительному заказу. Рекомендованная розничная стоимость автомобиля составляет 3 млн 999 тысяч 900 рублей.
  • А бренд Suzuki начал проверку продажи турбированной версии флагманского кроссовера Vitara S. Стоимость автомобиля начинается от 1 млн 459 тысяч рублей.
  • Популярная в России марка KIA в марте вывела на рынок бизнес-седан KIA Optima нового поколения. Начальная цена на автомобиль — 1 млн 069 тысяч 900 рублей.
  • Премиальные бренды тоже не отстают: в марте стартовали продажи обновленного кроссовера Infiniti QX50. Автомобиль доступен в трех комплектациях, стартовая цена — 2,479 миллиона рублей. Также дилеры Infiniti начали продажи топовой модификации кроссовера QX70. Цены на машину начинаются от 3 млн 739 тысяч рублей за авто с бензиновым двигателем и 3 млн 774 тысяч рублей с дизелем.
  • Jaguar представил сразу две новинки: в марте начался прием предзаказов на новый кроссовер F-Pace, продажи которого стартуют летом 2016 года. Начальная цена — 3 млн 193 тысяч рублей. Все версии F-Pace в России будут оснащены системой полного привода и автоматической трансмиссией. Также британцы представили седан бизнес-класса Jaguar XF нового поколения. Оснащенный четырехцилиндровым бензиновым турбомотором 2.0 EcoBoost, с отдачей 240 л. с., автомобиль стоит 3 млн 028 тысяч рублей. А Jaguar XF с 3,0-литровой бензиновым двигателем, полноприводный с двумя вариантами мощности (340 и 380 л. с.) обойдётся в 3 млн 900 тысяч рублей и 4 млн 495 тысяч рублей соответственно.

Читайте развитие сюжета: Авторынок: робкая надежда и «заграница нам поможет»