Собственники нежилых помещений пятиэтажных домов г. Москвы, возмущены положениями федерального законопроекта № 120 505 о реновации жилищного фонда города Москвы. Настоящая законодательная инициатива существенным образом нарушает основные принципы владения, пользования и распоряжения частной собственностью, гарантированные конституцией Российской Федерации. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил 5 марта президент «Ассоциации владельцев недвижимости» Владимир Капустин.

Общественники вновь обращают внимание на то, что одно из главных одиозных положений законопроекта заключается в том, что собственникам некоммерческих помещений в рамках программы реновации будет предоставляться равнозначное нежилое помещение на территории города Москвы. При этом под «равнозначным» понимается нежилое помещение, площадь которого соответствует прежнему коммерческому помещению. Между тем, ст. 35 Конституции определяет обратное: принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии равноценного возмещения, то есть компенсации, основанной на рыночной стоимости. Тогда как согласно положениям законопроекта новое помещение может быть предоставлено собственнику в любом районе города Москвы.

«Напомним, что стоимость любого объекта недвижимости определяется исходя из его местонахождения. Предоставляя равнозначное, а не равноценное помещение, уполномоченный орган Москвы получит легальную возможность выдавать более дешевые коммерческие помещения, расположенные в «глухих местах». Таким образом, настоящее положение содержит значительный коррупциногенный фактор», — подчеркнул Капустин.

Кроме того правозащитники обращают внимание и на то, что предложенные изменения в закон о статусе Москвы исключают существующую в настоящий момент такую форму выявления и учета мнения собственников объектов недвижимости в городе Москва как публичные слушания при проведении тех или иных строительных программ. Вместо этого новый порядок учета мнения граждан при проведении реновации будет определяться ответственными чиновниками.

Не менее любопытно и то, что анализируя процесс общественного обсуждения данной инициативы московских властей, эксперты ассоциации обратили внимание на то, что в ряде средств массовой информации подается искаженная информация. Выяснилось, что почти все выступающие, начиная от депутатов Госдумы до журналистов, утверждают, что собственникам бизнеса в нежилых помещениях придется просто осуществить переезд в помещения вновь отстроенных домов. Однако они путают понятия собственника нежилого помещения и собственника бизнеса, утверждают эксперты, и тем самым, вносят путаницу.

Собственник нежилого помещения является арендодателем, предоставляющим свое помещение арендаторам (собственникам бизнеса) для ведения предпринимательской деятельности: открытие магазина, кафе, аптеки. Несомненно, что такие предприниматели также понесут крупные денежные затраты в связи с предстоящим переездом и новым ремонтом. Однако их финансовые потери несопоставимы с потерями арендодателей коммерческих помещений, у которых фактически происходит отъем имущества.

«Мы расцениваем настоящий законопроект как попытку осуществить передел рынка коммерческой недвижимости и легализовать отъем частной собственности в виде дорогостоящей недвижимости. После принятия такой законодательной инициативы можно надолго забыть об улучшении инвестиционного климата в Москве, в том числе и с помощью иностранных вложений. Напомним, что Президент РФ Владимир Путин и Премьер-министр Дмитрий Медведев неоднократно призывали «не кошмарить бизнес», оказывать ему всяческую поддержку», — отметил общественник.

Читайте также: Депутатов Госдумы просят отклонить изменения в закон о статусе Москвы

Высказав ряд столь существенных замечаний к проекту реновации. Члены «Ассоциации владельцев недвижимости» призывали депутатов Госдумы, а также лиц, обладающих правом законодательной инициативы внести следующие поправки в предлагаемый законопроект:

I. В проектируемой статье 7.3 внести следующие поправки:

1). Вменить в обязанность уполномоченному органу г. Москвы предлагать собственниками нежилых помещений в качестве компенсации равноценное нежилое помещение или выкупную цену. Величина компенсации должна определяться на основании независимой рыночной оценки, проводимой в соответствии с положениями федерального законодательства;

2). Вменить в обязанность уполномоченному органу г. Москвы предоставлять компенсационное нежилое помещение в административных границах прежнего района местонахождения объекта коммерческой недвижимости;

3). Увеличить срок согласования договора о переходе прав собственности между уполномоченным органом г. Москвы и собственниками нежилых помещений при изъятии коммерческого помещения в сносимом доме до шести месяцев, вместо предлагаемых двух;

4). Подтвердить право собственников нежилых помещений в многоквартирных домах, попавших в программу реновации, обращаться в суд по факту оспариванию изъятия помещения и оценки его рыночной стоимости.

II. Определить порядок предоставления компенсации лицам, ведущим предпринимательскую деятельность в нежилых помещениях, на расходы, которые потребуются для перевода бизнеса в новые помещения.

III. Отменить дополнение статьи 4 закона № 4802−1 в виде положения о том, что органы государственной власти города Москвы получают полномочия устанавливать порядок, случаи и формы выявления и учета мнения собственников помещений многоквартирных домов по вопросам реализации программы, в том числе в целях принятий решении о реновации.

IV. Cобственники помещений должны быть освобождены от осуществления взносов на капитальный ремонт с момента принятия решения о включении многоквартирного дома в программу реновации.

Подводя итоги, президент Ассоциации владельцев недвижимости вспомнив накопленный за годы негативный опыт взаимоотношений власти и бизнеса заявил: «4 апреля Сергей Собянин на расширенном заседании Совета Государственной Думы указал, что авторы законотворческой инициативы и Правительство Москвы учтут интересы предпринимателей. Градоначальник подтвердил, что в законопроекте будет утверждена компенсация собственникам нежилых помещений в виде равноценного помещения или выплаты соответствующей денежной суммы. Однако, по сути это пока лишь устные заявления, которые не подкреплены надлежащим образом оформленными поправками. Например, В 2015 г. Сергей Семенович также обещал, что будет утвержден регламент перевода жилых помещений в нежилой фонд. В итоге данный вид бизнеса фактически уничтожен. Снос торговых павильонов показал полное пренебрежение властей Москвы к правоустанавливающим документам на право собственности, которые выдавались ранее столичными органами. Наконец, весной прошлого года, депутат Госдумы, госпожа Хованская при поддержке московского правительства, готовила законопроект, который фактически вводил запрет на деятельность хостелов. Благодаря нашим неимоверным усилиям и ряду депутатов от ЛДПР, нам удалось внести поправки в закон и отсрочить его рассмотрение. Таким образом, политика московских властей демонстрирует, что ответственные чиновники не держат своего слова, а с представителями малого и среднего бизнеса они отказываются идти на полноценный диалог. К огромному нашему сожалению, мы не верим Мэру», — заключил Капустин.

Как ранее сообщало ИА REGNUM М, 4 марта мэр Москвы Сергей Собянин принял участие в расширенном заседании Совета Думы, в ходе которого рассказал о том, что собственникам нежилых помещений в пятиэтажках будет предлагаться два варианта решения проблемы.