9 ноября в Москве в Независимом пресс-центре прошла пресс-конференция, посвященная делу Зары Муртазалиевой, обвиняемой ФСБ в подготовке к совершению преступления (Стт. 30 и 205 УК РФ), а именно террористического акта в Москве, а также в вовлечении в терроризм двух своих подруг (Ст. 205.1 УК РФ). Последняя статья, недавно появившаяся в российском уголовном праве, впервые будет применена в этом деле.

Участницами пресс-конференции стали мать Зары Тоита Муртазалиева, руководитель Комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина и адвокат З.Муртазалиевой Зезаг Усманова.

Участницы пресс-конференции изложили следующую версию событий. 20-летняя З.Муртазалиева, чья семья - мать, две младшие сестры и старший брат - проживают в станице Наурская Наурского района Чечни, работала в Москве страховым агентом. В мечети она познакомилась с двумя 18-летними москвичками, русскими, недавно принявшими ислам. По словам матери одной из них - Анны Куликовой, родители не возражали против дружбы своих дочерей с хорошо воспитанной чеченкой, которая оказывала на них положительное влияние. В конце 2003 г. девушки решили поселиться все вместе, для чего им помог снять комнату некто Саид - молодой чеченец, оперативный сотрудник РУБОП УВД по Северо-Восточному административному округу Москвы, с которым Зара познакомилась в декабре 2003 г. после того, как была задержана милицией для установления личности. Как сообщила З.Усманова, позднее выяснилось, что тогда же ее подзащитная была взята в оперативную разработку, а комната в общежитии, за проживание в которой с девушек даже не брали денег, оказалась напичканной видео- и звукозаписывающей аппаратурой. В начале марта З.Муртазалиева была задержана и доставлена в ОВД "Проспект Вернадского", где в ее сумке было обнаружено 196 г пластида. По утверждению девушки, взрывчатка была подброшена ей в тот момент, когда она вышла из комнаты, ненадолго оставив сумку.

Основой обвинения в отношении З.Муртазалиевой в подготовке к совершению теракта стали найденные у нее фотографии, на которых, в частности, был запечатлен эскалатор в торговом центре "Охотный ряд" в центре Москвы. В то же время сами девушки утверждают, что данные снимки были сделаны ими 3 января 2004 г., когда они проводили свободное время в интернет-кафе, расположенном в торговом центре, и развлекались, снимая различные сценки, казавшиеся им забавными.

По словам. С.Ганнушкиной, З.Муртазалиева отказалась давать показания, опасаясь, что они могут быть использованы против нее. В то же время в связи с арестом Зары на ее подруг было оказано жесткое психологическое давление. По словам С.Ганнушкиной, к ней обратилась мать А.Куликовой, которая сообщила, что следователь Филипчук угрожал им предъявить такое же обвинение как Заре и осудить их втроем как террористическую группу, если они не дадут показания на свою подругу. В результате девушки оговорили Зару, однако А.Куликова, не выдержав укоров совести, рассказала обо всем матери и попыталась отказаться от данных ранее показаний. Как отметила адвокат, факт давления косвенно подтверждается тем, что протоколы допросов обеих свидетельниц отличаются удивительной точностью юридических формулировок, маловероятной в устах напуганных 18-летних девушек.

Первоначальное постановление о возбуждении уголовного дела, подготовленное следователем Нагатинской прокуратуры г. Москвы Филипчуком, содержало утверждение о том, что З.Муртазалиева, являясь активной участницей незаконных вооруженных формирований в первую и вторую чеченскую компании, прошла подготовку в лагере подготовки террористов-смертников под Баку, сообщила С.Ганнушкина. Однако после появления официальной ноты Республики Азербайджан, адресованной российскому МИДу, в которой утверждалось, что под Баку нет никакого лагеря подготовки смертников, данный эпизод исчез из дела. "Это прямое доказательство фальсификации, - заявила С.Ганнушкина. - Если был изобретен этот лагерь под Баку, и было придумано, что девочка прошла там подготовку, то как можно верить всему остальному?" Что касается обвинения 20-летней девушки в том, что она является ветераном Первой чеченской войны, то и для опровержения этого положения семье Зары пришлось представить подробную справку о том, где и как прошло ее детство.

З.Усманова, со своей стороны, также подчеркнула вымышленность данных обвинений, которые не опирались ни на какие материалы дела. Однако, по ее словам, и после того, как дело З.Муртазалиевой было передано сначала в прокуратуру г.Москвы, а затем в УФСБ по Москве и Московской области, бездоказательность обвинений по-прежнему остается его характерной особенностью. Адвокат напомнила о том, что согласно Уголовно-процессуальному кодексу, домыслы и предположения не могут приниматься как доказательства, однако показания подруг Зары содержат только предположения. По ее словам, девушки нигде не говорят о том, что Муртазалиева прямо призывала их совершить теракт или сама высказывала такое намерение. Предположительные трактовки происходивших между ними разговоров, по мнению З.Усмановой, лишь позднее были вложены в уста свидетельниц следствием. Также не выдерживает критики, по ее словам, утверждение следствия о том, что Зара питала враждебные чувства к русскому народу, основанное на результатах прослушивания ее разговоров с подругами, в ходе которых она высказывала сочувствие к чеченцам, пострадавшим от войны, и высказывала негативное отношение к войне в целом.

По версии следствия, З.Муртазалиева приобрела взрывчатку "в неустановленное время в неустановленном месте у неустановленного лица" и входила "в неустановленную группировку". Между тем, подчеркнула адвокат, круг ее общения был исследован и никаких связей с террористическим подпольем выявить не удалось.

Мать Зары заявила в ходе пресс-конференции, что их семья не является особенно религиозной, также и девушки, живя в Москве, хотя и отмечали исламские праздники и совершали намаз, однако в остальном их поведение было далеко от мусульманского фанатизма. Т.Муртазалиева заявила, что ее семья, живущая в районе Чечни, не пострадавшем от боевых действий, не имеет поводов для мести. По ее словам, она крайне негативно относится к терроризму и верит в то, что ее дочь к нему не причастна.

В настоящее время следствие по делу З.Муртазалиевой закончено, сообщила ее адвокат. Производится подготовка обвинительного заключения. В ожидании суда Зара содержится в СИЗО ФСБ "Лефортово".

Как сообщила ИА REGNUM Светлана Ганнушкина, в настоящее время семья Муртазалиевых нуждается в средствах для защиты дочери. В ближайшее время планируется открытие специального счета для этой цели.

"Фальсификация уголовных дел против чеченцев в последние годы стала делом обыкновенным, - констатировала С.Ганнушкина. - Это ничего не дает в отношении борьбы с терроризмом. Напротив, чем больше будет невинно осужденных, тем больше террористов появится на свободе".

В связи с этим С.Ганнушкина зачитала фрагмент из своего письма на имя директора ФСБ Николая Патрушева, направленного ему недавно в связи с делом братьев Мухадиевых - чеченцев, проживающих в Подмосковье, уголовное дело в отношении которых (первоначально по обвинению в терроризме) также, по мнению правозащитников, было сфальсифицировано. "Оговор чеченцев в распространении наркотиков или иных преступлениях, которые они не совершали, стал обычным способом изоляции их от общества, - говорится в этом письме. - Полагаю, что такой, с позволения сказать "метод борьбы с терроризмом" представляет собой проблему национальной безопасности и относится к вопросам чрезвычайной государственной важности. В Чеченской Республике не хватает рабочих мест и жилья, российские граждане вынуждены и имеют право устраиваться в других регионах, и чем лучше они будут там приняты, тем меньшее число их уйдет в незаконные вооруженные формирования или займется иной преступной деятельностью. Привлечение жителей Чечни к мирной жизни на всей территории нашей страны в настоящее время представляет собой одну из важнейших задач внутренней политики России. Лишая чеченцев возможности найти приют и законные средства к существованию в регионах России, правоохранительные органы подталкивают их в ряды боевиков и лишают веры в то, что в России они могут чувствовать себя полноправными гражданами".