Ставку в 18% годовых, по которой банки предлагают кредиты для малого и среднего бизнеса (МСБ), является высокой. Такое мнение высказал президент РФ Владимир Путин на прошедшей 30 июня «Прямой линии». Напомним — к главе государства обратился предприниматель из Сургута, который пожаловался на то, что не может получить эффективную финансовую поддержку.

Следите за развитием событий в трансляции: «Прямая линия с Владимиром Путиным – трансляция»

«Банки предлагают ставку в 18 процентов годовых. Не позволяют бизнесу развиваться небольшие сроки кредитования, высокие ставки и наличие залога», — отметил он. В ответ Путин указал, что отказ от залоговой системы мог бы раскачать финансовую систему, и напомнил о мерах поддержки малого и среднего бизнеса, например, льготных кредитных ставках. Что же до ставки в 18%, то ее президент РФ описал словом «многовато».

»Залоговая система и высокая стоимость кредитов — разные вещи. Залог — имущественное обеспечение кредита, страховка для банка. Российские банки работают по классической схеме, которая предусматривает такое обеспечение, что позволило избежать банковского кризиса в последние десятилетия. Что касается ставок, то некоторым кредитным организациям действительно необходимо менять подход и не столь алчно относиться к клиентам, ведь неподъемная стоимость кредитов ложится тяжелым бременем на предприятия», — прокомментировал «Прайм» прозвучавшие на «Прямой линии» оценки экономист Василий Колташов.

По мнению эксперта, ряд банков «зарабатывают» на том, что предлагают деньги клиентам по якобы низкой ставке, однако за счет комиссий и других условий, прописанных в дополнительном соглашении, реальная стоимость кредита значительно выше, чем указано в договоре. По словам Колташова, те, кто так делают, жертвуют собственной репутацией. Банки должны предоставлять полную информацию о стоимости вклада с учетом всех комиссий.

«Это вопрос госрегулирования, на которое президент тоже обратит внимание. Нужно законодательно установить максимум по кредитным ставкам, отталкиваясь от ставки ЦБ, и принудить банки к прозрачности. В этой сфере нас ждут изменения, а вот залоговое обеспечение вряд ли уйдет в прошлое», — подытожил он.