«Изолировать и лечить»: о подозреваемом в убийстве девочки из Саратова
Москва, 11 октября, 2019, 13:00 — ИА Регнум. Резонансное убийство девятилетней девочки из Саратова, где уже дал признательные показания предполагаемый убийца, корреспонденту ИА REGNUM прокомментировала член Европейской ассоциации психотерапевтов, психолог-эксперт ЦПТР «Близкое сердце» Полина Шамрай. По её мнению, смертную казнь следовало бы применить к тем, кто, выпустив сексуально-агрессивного рецидивиста, позволил ему совершить следующее и более тяжелое преступление — убить ребенка.
«Есть ряд преступлений, по которым можно предполагать психопатологические рецидивы: например сексуальное насилие, убийство, а особенно убийство стариков, детей и животных, причинение вреда умышленно, пытки, распространение наркотиков — то есть все, что причиняет вред другому человеку, от малого ущерба до лишения здоровья и жизни. Преступником нужно стать — даже если это генетическая предрасположенность, подведение человека к антисоциальным действиям, влекущим за собой преступление против жизни, — это инициация общества.
Мы знаем нескольких серийных маниакальных психозов — это Чикатило, Сергей Ткач, Александр Пичушкин, Ряховский, Оноприенко, Спесивцев и другие. За всеми этими фамилиями стоит болезнь — маниакальное совершение убийств не делается от хорошей жизни, во всех этих случаях сработал социальный детонатор — было совершено психологическое или физическое насилие над самим преступником», — пояснила Полина Шамрай.
Она также напомнила позицию судебных мировых систем, которые, осуждая преступника, считают: отсидел — свободен.
«Тот факт, что на преступление человека толкает его организм, — биология, а именно психофизиология человеческого тела заставляет взять в руки нож и воткнуть его в другое живое тело. Эти действия — мотивированны и целенаправленны, даже если совершены в состоянии аффекта. Но надо помнить, что эта способность — далеко не каждого человека. За действия насильственного характера в мозге человека отвечает лимбическая система, в которую входит весь спектр эмоционального фона.
Уже давно опубликованы данные об изменениях в структурах головного мозга у людей, переживших насилие в детском возрасте — изменены и гиппокамп, и прифронтальная кора, и мозолистое тело, и амигдала. Все это — функциональные части лимбической системы, и для специалиста понятно, что подобные изменения приведут к неправильной работе гипоталамусово-гиппофизарно-надпочечниковой оси — системе, приводящей эмоции к действию: дистресс сделает опасного человека — опасным, а жертву — жертвой.
Но дело в том, что такие виды изменений у преступников несложно отследить. В биографии вчерашнего убийцы отличный анамнез: 10 из 30 лет своей жизни сидел за воровство, кражу и хищение, за развратные и насильственные действия, в том числе в отношении несовершеннолетнего, за изнасилование. Так, может, пора уже в консерватории что-то подправить?» — задаётся вопросом эксперт-психолог Полина Шамрай.
Она не сомневается, что человек, убивший девочку в Саратове не только социально опасен, но и болен.
«Насильственные действия сексуального характера плюс несовершеннолетний среди жертв — более чем показательная патология для психотерапевтов. Именно этого преступника можно было отследить и помочь ему не совершать преступления.
Как мы должны относиться к больным? Как к больным! И к кому в данном случае необходимо применить смертную казнь? К тем чиновникам, к тем службам опеки и социальной защиты, к тем равнодушным чиновным людям, которые, выпустив сексуально-агрессивного рецидивиста, позволили ему совершить следующее и более тяжелое преступление — убить ребенка.
Если этот больной человек отсидит положенный по закону срок в 25 лет и выйдет (а может быть и по УДО) — следующее его преступление будет еще более жестоким, а может быть, и массовым. И виноват будет не он, так как нельзя винить болезнь, — виноваты будут те, кто равнодушно подпишут ему документы на освобождение и оставят больного без помощи, отправив в ту жизнь, со стрессами которой он не справляется.
Несовершенство судебной системы и контроля за действиями преступников, пусть даже уже отсидевших, — вот место, где за равнодушие и пофигизм чиновников можно вводить смертную казнь. А больных нужно изолировать и лечить», — резюмировала член Европейской ассоциации психотерапевтов, психолог-эксперт ЦПТР «Близкое сердце» Полина Шамрай.
Как уже сообщало ИА REGNUM, убийство девятилетней девочки в Саратове всколыхнуло общественность, вновь заговорили о необходимости возврата смертной казни в России. Предполагаемым убийцей оказался неоднократно судимый мужчина, который ранее уже совершал изнасилование, разбой и насильственные действия сексуального характера.
Читайте также: Предполагаемый убийца девочки в Саратове сознался в преступлении