Как стало известно из распределения обязанностей между вице-премьерами, утвержденного Дмитрием Медведевым, Виталий Мутко среди прочего будет курировать «национальную политику и национальные отношения в целом».

Я далек от шаблонного восприятия Виталия Леонтьевича, которое у читающей интернет-аудитории на 99% сформировано известным видео про «Ноу криминалити». На Западе сейчас даже журналистам преподают ставший хрестоматийным пример: в 1991 году на телевидении появилась видеозапись, вызвавшая дружный смех общества, где президент Джордж Буш-старший пытался воспользоваться банковской картой на кассе магазина и никак не мог ей расплатиться. Вот уж далекий от жизни человек — решили американцы и выбрали вместо него Билла Клинтона, преподносившего себя как гуру в экономике. А потом оказалось, что снимали экспериментальную кассу, и немудрено было запутаться.

Мое восприятие Мутко сформировано двумя встречами, прошедшими в кабинете министра спорта России три с небольшим года назад. Тогда мы обсуждали ситуацию среди футбольных болельщиков (то тут, то там вспыхивали беспорядки и поджоги на трибунах стадионов, среди российских ультрас проявляли себя сторонники «Правого сектора» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), и я предложил ряд конкретных мер для её нормализации, в том числе создать в министерстве специальный департамент по работе с болельщиками. Ибо, как оказалось, за обеспечение безопасности на стадионах в ведомстве Мутко отвечали всего два сотрудника, и то в основном эпизодически проверявшие в регионах качество бетона и расположение видеокамер.

Виталий Леонтьевич услышал все мои доводы, изложил свою позицию, в целом показав себя как зрелый государственный деятель. Но один момент меня удивил.

«Когда я работал президентом «Зенита», ко мне пришли представители «Невского фронта» и попросили 500 билетов, — рассказал Мутко. — Я сказал — даю пять тысяч, но вы полностью отвечаете за порядок на трибунах. Они согласились».

Именно эту схему — взаимодействие с официальными фан-клубами — он и видел как главную рабочую и пытался реализовать и далее в формате некоего «совета фанатов» при министерстве.

Но дело в том, что «Зенит» образца 1997 года, когда его возглавил Мутко, отличался от прочих футбольных клубов страны — там ещё господствовал советский стиль фанатизма (перестроиться на новые образцы фанатов «Зенита» вынудило поражение, понесенное 30 августа 1997 года в Москве у метро «Щелковская», где их разгромило меньшее число столичных ультрас), трибуны целиком контролировало одно-единственное объединение, не произошло расслоения на «фирмы» (они начали выделяться только с 1998 года) и группировки помельче. Тем более этот опыт был не релевантен современной общероссийской ситуации, когда события на Манежной 11 декабря 2010 года показали, что даже топовые «фирмы» стали терять полный контроль за фанатской средой.

Соответственно, какую ошибку, скорее всего, может совершить Виталий Леонтьевич на посту вице-премьера, курируя межнациональные отношения, — это сконцентрироваться на работе исключительно с крупными официальными национальными и религиозными объединениями, которые по факту часто представляют лишь собственное титулованное руководство, топовых бизнесменов или «торговцев общественным мнением» от диаспор. Для тех, кто выходит на уличные бунты, — напомню, только в сентябре 2017 года это были тысячный несанкционированный митинг «рассерженных мусульман» (где ораторы открыто призывали к расправе над буддистами и к записи в добровольцы на войну) у посольства Мьянмы и беспорядки гастарбайтеров у ТЦ «Москва» в Люблино — эти деятели не авторитет, их не знают, и они ничего не знают про настроения этих людей.

Можно много заседать с участием официозных деятелей от нацобъединений — всем этим уже три года «успешно» занимается Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) — создавать всевозможные «общественные советы» с участием всевозможных дежурных «свадебных генералов» и так далее. Но надо ясно понимать, что все это — имитация деятельности, которая не оказывает никакого влияния на межнациональную ситуацию в нашей стране. Более того, эта имитация закрывает вид на реальность.

Власти необходимо выстраивать реальную работу в столь важной сфере, задействуя в ней реальных активистов, за которыми стоят реальные достижения «на земле» (а не отчетные мероприятия перед телекамерами) и реальные люди, которым они помогали. Это сложно — но это необходимо. Иначе деньги будут тратиться, а ситуация будет лишь ухудшаться.