Белоруссия по-прежнему надеется решить свои экономические проблемы за счет иностранных финансовых вливаний, в том числе из Евросоюза. Как заявила эксперт Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова, Минск планирует получить прямую финансовую поддержку со стороны ЕС на реализацию инфраструктурных проектов, например, в области транспорта и регионального развития. Об этом Борнукова заявила в интервью порталу белорусских исследований Thinktanks. by, опубликованном сегодня, 4 декабря.

При этом эксперт отметила, что в Брюсселе не отрицают того факта, что решения в сфере экономики принимаются с привязкой к политическим решениям. Сейчас в этом плане для Белоруссии наиболее болезненный вопрос — отмена смертной казни, поскольку это еще не решено, то Белоруссия в ближайшее время «вряд ли может ожидать предоставления макрофинансового кредитования со стороны Евросоюза», считает Борнукова. Однако Минск не теряет надежды получить прямую финансовую поддержку от ЕС на реализацию инфраструктурных проектов.

«Нам действительно важно реализовать такие проекты, и деньги на них можно получить, наверное, только в Евросоюзе, Россия вряд ли их будет финансировать», — заявила эксперт Центра экономических исследований BEROC, отметив, что на макроэкономическом уровне такие проекты дадут в лучшем случает прирост ВВП на полпроцента.

Что касается экспорта белорусских товаров на европейские рынки, то экономист считает, что небольшие объемы продаж продукции, произведенной в Белоруссии, связаны с низкой конкурентоспособностью таких товаров, а не с политическими проблемами или ограничениями. Причем работать белорусским предприятиям на европейском рынке сложнее, чем в России, поэтому сейчас МАЗ и БелАЗ пытаются изменить ситуацию и разработать технику, которая могла бы соответствовать стандартам ЕС. Кроме того, на белорусских государственных предприятиях необходимо менять систему управления так, чтобы она была рассчитана на работу на европейских рынках.

Вместе с тем, по словам Борнуковой, несмотря на потепление в отношениях между Белоруссией и ЕС, не стоит ожидать, что Минск резко переключится с российского рынка на европейский, как это сделала в свое время Украина. Поэтому можно ожидать только медленный рост экспорта в страны Евросоюза.

Читайте также: Как далеко Германия проедет на Восток по «минскому мосту»

Напомним, что недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью телепроекту «Картина мира» заявил, что российская сторона не сомневается в том, что соседние с РФ страны хотят иметь хорошие отношения со всеми своими партнерами на Западе, Востоке, Севере и Юге. По словам Лаврова, в том, что конечная декларация саммита «Восточного партнёрства», который прошел недавно в Брюсселе, не содержит «потусторонних вещей, не касающихся непосредственно отношений фокусных государств с ЕС», заслуга конкретно Белоруссии.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, политическая элита Белоруссии начала свое движение в сторону Запада. Показательно, что в начале 2017 года, несмотря на то, что Россия и Белоруссия находятся в Союзном государстве, Минск ввел безвизовый режим для граждан 80 стран сроком на пять дней без какого-либо согласования с Москвой. В связи с чем РФ в целях предупреждения угрозы безопасности страны была вынуждена организовать мобильные посты на трассах, которые связывают РФ и Белоруссию. Теперь Минск рассматривает варианты увеличения количества дней, которые граждане других стран могут находиться в Белоруссии без виз. В свою очередь, Россия планирует ввести визовый режим с соседним государством к концу этого года.

Отметим также, что Россия занимает самую большую долю в общем объеме белорусского экспорта продовольствия. Например, в 2016 году этот показатель достиг почти 95%, в долларовом выражении это около $1,95 млрд. Однако ни тесные торговые связи, ни кредиты и инвестиции из России в последние годы не мешают белорусским властям, развернувшимся на Запад, отдаляться от своего главного союзника, заявляя об излишней «зависимости от России» как в торговом, так и в политическом планах.