Малый бизнес в России умирает. Или – убивает сам себя?
Хабаровск, 20 ноября, 2017, 07:50 — ИА Регнум. Новая неделя началась с очередного невеселого сообщения экспертов: «В России вымирает бизнес». По данным аналитиков Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, с начала 2017 года в РФ обанкротились 3 227 компаний самого разнообразного рода деятельности. Эксперты отсылают в 2009 год, когда подобная ситуация уже имела место. Причинами называют: нестабильность, инфляцию и экономический беспредел, снижение курса российской валюты и повышение ставок ЦБ, по данным аналитиков, уровень инфляции сегодня практически равен максимальному за всю историю.
Читайте также: Почему в РФ массово блокируют счета малого бизнеса и что с этим делать?
Другие эксперты утверждают, что проблемы бизнеса связаны с критическим количеством всевозможных контролеров — «имя им легион» и все они хотят есть, а потому душат бизнес проверками. Все эти утверждения верны.
Для спасения гибнущего бизнеса государство определенные шаги предпринимает. Например, Министерство по развитию Дальнего Востока совместно с генеральной прокуратурой России создали специальную группу, которая станет принимать жалобы от инвесторов на избыточные проверки со стороны контрольно-надзорных органов. Если нововведение сработает, то, возможно, бизнесу станет полегче.
Инициативу Минвостокразвития уже поддержал губернатор ЕАО Александр Левинталь.
«Создание специального механизма борьбы с давлением на бизнес — хорошая практика. Теперь инвестор или предприниматель сможет пожаловаться на избыточные проверки со стороны контрольно-надзорных органов напрямую в рабочую группу. Снижение избыточного контроля за предпринимателями — один из ключевых векторов, определенных главой государства в ежегодном послании к Федеральному Собранию», — сказал глава ЕАО.
Александр Левинталь таrже подчеркнул, что в последние годы в России активно поддерживается малый и средний бизнес. Губернатор перечислил всевозможные инструменты: налоговые каникулы для новых производств, трехлетний мораторий на плановые проверки субъектов малого и среднего бизнеса и прочее.
Откуда тогда 3 227 банкротов?
А если посмотреть на ситуацию с самочувствием нашего бизнеса с другой стороны — глазами покупателя товаров и услуг?
На днях жительница Хабаровска опубликовала на своей странице в Фейсбук настоящий крик души обиженного на предпринимателей покупателя.
«Бегу сегодня из Краевого суда в сторону Платинум арены (главная Ледовая арена Хабаровского края прим ИА REGNUM ). На телефоне 2% зарядки осталось, а мне ну просто позарез необходимо зарядить телефон. Ищу, где бы найти розетку минут на пять — семь, мне больше и не нужно — зарядка мощная, батарея заряжается быстро. Вижу: по пути торговый центр «Магазины радости». Отлично, думаю, вот сюда-то мне и нужно! В ТЦ огромный фуд-корт, заодно перекушу, целый день голодная. Захожу. Розеток нет. Ни одной. То есть — вообще. Обращаюсь к продавцам различной еды. Говорю, что готова купить у них обед, кофе, всё, что угодно, за возможность пять — семь минут попользоваться обычной электрической розеткой. Ответы похожи один на другой: «Мы не заряжаем телефоны покупателей», «У нас везде камеры висят, нам запрещено заряжать телефоны».
Еще раз подчеркну: я обычный клиент, я готова была купить еды и мне нужна была розетка на пять минут!
Я вот что хочу сказать в связи с этим. В Хабаровске за год проходит несколько крупных бизнес-форумов, пара десятков круглых столов, бесчисленные заседания и комитеты. Все они посвящены одной проблеме: «как сделать наш бизнес лучше, чтобы он приносил больше денег?». Про «брендинг вещают, про тонкости маркетинга, про грамотный PR и SMM, про креативный подход к ведению бизнеса… Опомнитесь уже! Пока вы мыслите о глобальном, вот такие вот вещи, как отказ дать клиенту на пять минут розетку, опрокидывают ваш бизнес в помойное ведро. Ребята, всё самое важное — всегда в мелочах. Пока вы учите модное слово «коворкинг», у вас на вывеске слово «чайхана» написано через «О»! Вы не оптимизируете расходы. Вы жлобитесь проверить вывеску на грамотность, дать клиенту лишнюю салфетку или позволить ему зарядить телефон. А завтра этот клиент не придет в ваш магазин, кафе, ресторан и не купит ваш товар. Потому, что клиенту не нужно идти туда, где его не ценят и не уважают. А через неделю к вам не придут еще 20 человек, а через месяц — не придут 200. Потому, что сарафанное радио самый лучший инструмент рекламы, каким бы странным вам это не показалось. Плохой сервис становится известным быстрее, чем все ваши хорошие достижения. И, напоследок, совет комитету потребительского рынка в Хабаровском крае: вы бы критерии пересмотрели, по которым качество товаров и услуг оцениваете!», — написала возмущенная хабаровчанка.
Еще один пример, всё в том же Хабаровском крае, только уже в провинции, в свободном порту Ванино.
Магазинчик бытовой химии и косметики в самом центре крупного транспортного узла. Магазин так и называется: «Для всей семьи». Место хорошее, ассортимент отличный. Проблема лишь в том, что товара в магазине раз в пять больше, чем крошечная торговая точка может вместить. Товар с верхних полок то и дело падает на головы покупателей. Из двух касс работает всегда одна.
Очередь возмущается:
«Ну, неужели нельзя сделать так, чтобы работали две кассы?! Ну, зачем тогда их — две?».
Продавцы отвечают:
«У нас хозяева в Хабаровске. За всем, что происходит в магазине, они по видеокамере наблюдают. Кассиры у нас и за грузчиков тоже, один кассир сейчас машину выгружает, товар пришел».
Люди в очереди переговариваются:
«Все реже сюда хожу, невозможно так! По часу приходится стоять в очереди в кассу».
Видимо, совсем скоро магазинчик закроется. К тому же, совсем рядом уже появился большой магазин с аналогичным товаром, в котором стабильно работают все кассы, и товар не падает на головы посетителям.
А хозяева прогоревшей торговой точки пополнят ряды тех, кто будет потом говорить об инфляции, давлении на бизнес и прочем?
Да вот же они, покупатели! Они несут вам деньги, пока несут! Не отталкивайте их отвратительным сервисом.
Плохой сервис и неуважение к покупателям — еще одна, очень важная часть проблемы. Можно сколько угодно спасать бизнес от проверок, поддерживать его, защищать. Но если бизнес элементарно не уважает своего клиента — спасти такой бизнес невозможно.
Сталкиваясь с подобными инцидентами, я всегда вспоминаю один случай. Дело было в 90-е годы прошлого века в китайском городе Суньфэньхэ. Суньфэньхэ тогда был далеко не так развит и красив, как сегодня. Ездили дальневосточники туда покупать одежду. В крошечной лавочке мне приглянулись кожаные перчатки. Был вечер, я долго гуляла по городу, все, взятые с собой деньги, я потратила. О чем и сказала хозяину лавочки:
«Я приду завтра, у меня деньги в гостинице».
Хозяин лавочки, приветливо улыбаясь, накинул куртку и сказал на ломанном русском:
«Нет проблем! Я пойду с тобой!».
И он пошел. И ждал меня в гостинице, пока я ходила в номер за деньгами. Я могла ведь и не прийти на следующий день. Могла просто забыть про перчатки. Года через три я вновь оказалась в Суньфэньхэ. На месте той лавочки был вполне респектабельный магазин, с очень приветливым персоналом — посетителям предлагали чай и готовы были выполнить любой каприз.
На вот таких перчатках, да прочем, копеечном, в общем-то, товаре, а также — уважении к покупателям Суньфэньхэ очень быстро превратился из захудалой деревеньки в роскошный мегаполис.
Хотя причин, по которым у нас в России, не развивается малый бизнес, на самом деле, не одна и не две. Есть и другие. Например, защищая бизнес от многочисленных проверок, никто пока не подумал: а куда деть многочисленную армию контролёров? Если сократится число проверок, то обязательно встанет вопрос и о сокращении числа контролёров.
«Давайте подумаем, для чего он вообще нужен — этот малый бизнес? Налогов от него немного, а сам он то и дело норовит ускользнуть от отеческой опеки государева ока. Да и «серых схем» именно на этом уровне бизнеса больше всего. Тогда зачем он нужен? А вот зачем: он создает ту жизненную среду. Которая и позволяет нам относительно комфортно проезжать участок от рождения до смерти. Малый бизнес производит хлеб и колбасу, варит кофе и печет пирожки, открывает химчистки и делает ещё очень много необходимых вещей. Есть ещё одни важный фактор: малый бизнес, если это не искусственно созданная структура при государственной или муниципальной конторе, работает с реальными потребностями людей», — сказал в интервью ИА REGNUM в марте 2017 года профессор ТОГУ, политолог Леонид Бляхер.
По мнению учёного, для развития малому бизнесу нужно ослабление, а в идеале — отсутствие тотального контроля. А ещё нужны кредиты под проценты не грабительские, а реальные.
Читайте также: Почему на Дальнем Востоке не растут «малыши»?
Но для начала, считает учёный, нужно куда-то пристроить многочисленных контролёров.
Для поддержки бизнеса создается огромное количество всевозможных структур. Но часто они не только не помогают, а напротив — вредят. Например, Корпорация по развитию Сахалинской области, которой губернатор Олег Кожемяко поставил «неуд» за работу, после разговора с предпринимателями. Бизнес пожаловался главе региона на то, что вместо помощи Корпорация заваливает неподъемными требованиями, что за весь 2017 год из 66 заявок предпринимателей Корпорация удовлетворила лишь 6. Отказ получил даже предприниматель, организовавший в городе Холмск лесопильное производство, при том, что с пиломатериалами в городе — никак, а для ремонта городского жилфонда их пришлось завозить с материка, что привело к удорожанию. 1,9 млрд рублей, которые Корпорация обязана была истратить на поддержку бизнес-проектов, остались неизрасходованными и вернутся в бюджет.
Бизнес Якутии открыто попросил нового министра экономики республики Михаила Осипова избавить их, наконец, от «поддержки:
"До сих пор бизнес «кошмарят, до сих пор сохранились заказные проверки, бюджет пополняют таким образом сверхплановыми налоговыми доходами. Но как только мы разоряем наших предпринимателей, мы сразу создает дополнительную нагрузку на бюджет. Зачем лезете в бизнес?!», — сказал депутат Якутии Михаил Федоров.
Найти бы ту золотую середину, которая позволит соблюсти баланс, необходимый для полноценного развития: и чтобы контрольно-надзорные органы не кошмарили бизнес, и чтобы бизнес не кошмарил, а уважал своих клиентов. И чтобы стать предпринимателем в России было выгоднее и престижнее, чем работником контрольно-надзорных органов. В этом процессе должны участвовать все стороны. Иначе ничего не получится.
Читайте также: Бизнес Якутии выживает не благодаря поддержке, а вопреки: «Зачем лезете?»