На сегодняшний день назрела необходимость повышения розничных цен на автомобильное топливо, заявил в интервью белорусскому правительственному изданию «Республика» председатель госконцерна «Белнефтехим» Игорь Ляшенко.

По словам руководителя белорусского госконцерна, главной причиной повышения цен на белорусском рынке является налоговый манёвр в российской нефтяной отрасли. «Его реализация в России в 2015—2018 годах предполагает увеличение «внутреннего» налога (на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и одновременное уменьшение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Результатом этого станет приближение внутрироссийской цены на нефть к мировой, в том числе для нефти, поставляемой на белорусские НПЗ, — сообщил председатель белорусского госконцерна. — Дело в том, что в формулу цены на нефть, поставляемую в Белоруссию из Российской Федерации, включен размер экспортной таможенной пошлины со знаком минус. При снижении мировой цены нефти снижается и значение экспортной таможенной пошлины. Чем ниже значение таможенной пошлины, тем ближе к мировой результирующая цена поступающей в Белоруссию нефти».

Правительство РФ создаёт, таким образом, ситуацию, при которой в 2017 году при мировых котировках нефти марки Urals $50 долларов за баррель цена нефти для Белоруссии вырастет на 8—9%, констатировал Ляшенко. Он обратил внимание, что «увеличение стоимости сырья при неизменной технологии производства» приводит к подорожанию бензинов и дизтоплива. «Уже сейчас существуют объективные внешние факторы, которые НПЗ не в состоянии компенсировать за счет собственных резервов», — сказал руководитель белорусского госконцерна.

Напомним, в подчинении госконцерна находятся два НПЗ (в Новополоцке и Мозыре) и, кроме того, нефтепродукты в больших объёмах закупаются в России.

Ляшенко выделил четыре основные причины повышения цен на белорусском рынке. «Во-первых, негативное воздействие «налогового маневра», введенного Российской Федерацией. В результате уже в 2015—2016 годах произошло удорожание цены нефти для белорусских НПЗ на фоне мирового падения цен на нефть. Например, при мировых котировках нефти 50 долларов США за 1 баррель цена нефти для нашей страны увеличилась на 21 доллар США за тонну. В 2017 году при осуществлении налогового маневра в России произойдет дальнейший рост цены», — пояснил Ляшенко, прогнозируя снижение эффективности работы нефтеперерабатывающей отрасли Белоруссии.

«Во-вторых, исчезла возможность поддерживать низкий уровень цен на внутреннем рынке за счет экспортных продаж. Конъюнктура мирового нефтяного рынка ухудшилась. Цена экспортной корзины нефтепродуктов снизилась больше, чем котировки на нефть. Кроме того, НПЗ платят экспортные пошлины», — констатировал глава белорусского госконцерна. Он напомнил об ограничениях поставок российской нефти с III квартала в ответ на непризнание официальным Минском долга за потреблённый газ, что сказалось на экспорте белорусских нефтепродуктов. Ляшенко обратил внимание, что «средняя в Западной Европе стоимость литра топлива составляет 1,7 евро», забыв упомянуть о средней зарплате жителей данного региона.

«В-третьих, с марта 2016 года увеличились акцизы на нефтепродукты, уплачиваемые заводами в бюджет. Например, потери ОАО «Нафтан» из-за роста акциза составили за март — сентябрь 2016 года около 48 млн долларов США», — рассказал председатель госконцерна «Белнефтехим».

«В-четвертых, свою роль сыграла девальвация белорусского рубля. Например, на 1 июля 2015 года цена одного литра бензина АИ-92 на внутреннем рынке (1,11 руб.) равнялась 0,72 доллара США, а на 10 ноября 2016 года — всего лишь 0,58 доллара США. Снижение цен в долларовом эквиваленте составило более 20 процентов», — добавил он, оценивая причины, которые «резко ухудшили финансовое состояние наших НПЗ».

Как сообщало ИА REGNUM ранее, в 2016 году Белоруссия намерена закупить в России 24 млн т нефти, которая поставляется в республику по ценам значительно ниже, чем в другие страны. Кроме того, в октябре начались поставки нефти из Азербайджана (через Украину) и Александр Лукашенко анонсировал переработку иранской нефти.

Пять лет назад белорусские НПЗ перерабатывали нефть из Венесуэлы, которая доставлялась через Украину и Прибалтику. В 2015 году Белоруссия закупала в Казахстане сжиженный газ и нефтепродукты. В последние годы белорусская сторона не выполняла своих обязательств по поставкам нефтепродуктов на российский рынок, что должно было способствовать смягчению ценовых колебаний в периоды плановых ремонтов российских НПЗ — Совмин Белоруссии объяснил такое поведение тем, что ему выгоднее продавать выработанные из российской нефти продукты в Евросоюз.

Напомним, цены на АЗС в Белоруссии повышались в январе 2015 года и с тех пор, несмотря на падение стоимости нефти и нефтепродуктов, удерживались на относительно стабильном уровне. Планы по строительсву третьего НПЗ были не состоялись ввиду ликвидации «растворительно-разбавительной схемы», позволявшей уклоняться от уплаты налогов в российский бюджет при экспорт нефтепродуктов с территории Белоруссии.

Также отметим, правительство РФ передало в госбюджет Белоруссии все вывозные нефтепошлины под предлогом компенсации последствий «большого налогового манёвра» в российской нефтяной отрасли. Данное беспрецедентное решение способствовало ратификации официальным Минском договора о ЕАЭС и смягчению последствий очередного экономического кризиса, ответственность за который руководство Белоруссии возлагает на «внешние факторы» (на Россию).

Читайте также: Белоруссия: Социальный кризис в стране «рыночного социализма»Особенности внешней торговли союзной Белоруссии

ВВП Белоруссии за январь — октябрь упал на 2,8%