Скандал вокруг резервного фонда самарского губернатора Николая Меркушкина, который прокурор области Мурат Кабалоев признал незаконным и коррупциогенным, набирает обороты. Противостояние прокурорскому протесту оказало правовое управление Самарской губернской думы и комитет по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике, рекомендовавший заксобранию его отклонить, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По мнению прокуратуры Самарской области, статья 34.4 областного закона № 235-ГД о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, содержащая положения о резервном фонде губернатора Николая Меркушкина, противоречит федеральному законодательству. По мнению правового управления Самарской губернской думы, с указанным утверждением нельзя согласиться по следующим основаниям. Они таковы.

Читайте также: За резервный фонд самарского губернатора ответят в облправительстве

1) В силу статьи 8 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) установление порядка составления и рассмотрения проекта бюджета субъекта РФ, порядка исполнения бюджета, установление и исполнение расходных обязательств субъекта относятся к бюджетным полномочиям субъектов РФ.

Одним из принципов, на котором основана бюджетная система РФ, является принцип самостоятельности бюджетов, который согласно статье 31 БК РФ означает, в том числе, право субъекта РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета. Анализ данных норм свидетельствует о том, что федеральный законодатель не запрещает и предоставляет возможность субъектам РФ формировать в составе бюджета резервный фонд высшего должностного лица, определять соответствующие расходы, поскольку они устанавливаются за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации.

2) В БК РФ установлен прямой запрет на создание резервных фондов только законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов (пункт 2 статьи 81). При этом отсутствует соответствующий запрет на создание резервного фонда высшего должностного лица субъекта РФ.

3) Согласно пункту 1 статьи 81 БК РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Частью 2 статьи 3 Конституции РФ установлено, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Частью 2 статьи 11 Конституции РФ предусмотрено, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы госвласти.

Высшее должностное лицо субъекта РФ, в данном случае губернатор Меркушкин, получает свои полномочия от народа на основе свободных выборов, осуществляет государственную власть, является исполнительным органом государственной власти, образуемым в субъекте РФ.

Читайте также: Губернатор Николай Меркушкин, выдвинутый «Единой Россией», победил на выборах губернатора региона, получив 91,38% голосов избирателей

Такой же вывод следует из анализа статей 2 и 18 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», статьи 59 Устава Самарской области, а также структуры органов исполнительной власти субъекта РФ, определенной в главе III «Органы исполнительной власти субъекта РФ» ФЗ № 184-ФЗ.

Читайте также: «Выборы без выбора» или «Команда губернатора»: Самарская область

«Таким образом, по смыслу пункта 1 статьи 81 БК РФ допускается создание в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ резервных фондов исполнительных органов государственной власти, к которым, как сказано выше, относится и губернатор Самарской области Николай Меркушкин, являющийся высшим должностным лицом субъекта РФ и осуществляющий государственную власть в качестве исполнительного органа государственной власти», — резюмирует правовое управление губернской думы.

Правовое управление думы обратило внимание на то, что резервный фонд губернатора в настоящее время предусмотрен законодательством других регионов России, а именно — в Ингушетии, Северной Осетии, Мордовии, Чечне, Татарстане.

«Кроме того, требование прокуратуры о признании статьи 34.4 областного закона № 235-ГД недействующей и противоречащей требованиям федерального законодательства не соответствует главе 21 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно которой такое признание осуществляется только судом, — заявили юристы заксобрания. — Ввиду изложенного и в полном соответствии с действующим законодательством РФ в статье 34.4 закона № 235-ГД установлено, что в составе областного бюджета формируется резервный фонд губернатора Самарской области. В этой связи протест предложено отклонить».

«По протесту прокурора о фонде губернатора мы выслушали мнение всех сторон, — прокомментировал ситуацию председатель комитета по бюджету, налогам, финансам, экономической и инвестиционной политике думы Алексей Ушамирский. — Известна позиция прокуратуры, областного правительства, есть заключение правового управления Самарской губернской думы.

Члены комитета, выслушав все мнения, проголосовали за отклонение протеста. Если Дума на своем пленарном заседании проголосует за это решение, и если оно не удовлетворит прокуратуру, то свою позицию она может отстоять в суде. Тем более что признать статью 34.4 регионального закона «О бюджетном устройстве», не соответствующей требованиям федерального законодательства, может только суд».

В этой связи стоит отметить обнародованную депутатом Самарской губернской думы Михаилом Матвеевым информацию, которая активно осуждается в политбомонде региона — президент Владимир Путин не принял губернатора Николая Меркушкина. «Якобы тот сидел несколько часов в приемной, но его так и не приняли, — написал парламентарий в своем блоге. — … В чиновничьей среде объявленная и несостоявшаяся встреча считается дурным знаком, вокруг которого всегда много разговоров. То ли в отставку отправят, то ли милостью обнесут. О конфузе даны жесткие указания — молчать, в итоге каждый додумывает её причины самостоятельно».

Читайте также: Прокуратура признала резервный фонд самарского губернатора Николая Меркушкина коррупциогенным, но глава области проигнорировал требования надзорного ведомства

А также: «Расходы на самарского губернатора за три года выросли в три раза»