В Самаре продолжаются скандалы, трактуемые оппонентами «Команды губернатора — команды созидания» как массовые нарушения избирательного законодательства в предверии Единого дня голосования, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Напомним, 13 сентября жителям Самары предстоит напрямую избрать в районные советы 284 депутата, которые по прописанной в областном законе квоте сформируют состав городской думы из 41 парламентария, а те, в свою очередь, утвердят главу города.

Жалоба депутата Самарской губернской думы Михаила Матвеева «на использование губернатором Николаем Меркушкиным преимуществ своего служебного положения и массовых нарушениях избирательного законодательства им и «Единой Россией», образовавших некое избирательное объединение «команда губернатора», была рассмотрена на заседании облизбиркома. Итог — депутату предложено написать новое заявление.

На этом фоне наблюдатели обращают внимание на использование кандидатами в депутаты в райсоветы от «Единой России» и некоторыми самовыдвиженцами агитационного слогана «Команда губернатора — команда созидания». При этом «команда губернатора» стоит на своем: лозунг «команда губернатора — команда созидания» не имеет отношения к выборам и к конкретной партии или кандидатам. В аппарате Николая Меркушкина тоже открестились от «команды губернатора», в его пресс-службе заявили, что никому из самовыдвиженцев на выборах в районные советы региона губернатор поддержки не обещал, а поддерживал исключительно кандидатов из списка «Единой России».

Между тем, в минувшее воскресенье, 23 августа, в публичном пространстве появилась публикация «Выборы без выбора» экс-депутата Самарской губернской думы четырех созывов, доктора юридических наук, профессор кафедры государственного и административного права СамГУ Натальи Боровой. В этой связи стоит отметить, что ранее ИА REGNUM сообщало — в Конституционном суде РФ рассматривается жалоба Натальи Бобровой о признании недействующим и юридически ничтожным, противоречащим действующему федеральному законодательству закона Самарской области от 25 сентября 2014 года об «Об избрании главы городского округа Самара». Речь идет об отмене выборов главы областного центра. Такую реформу МСУ провел губернатор Николай Меркушкин, отправивший 24 сентября 2014 года в отставку избранного главу Самары Дмитрия Азарова, предложив ему кресло сенатора в Совете Федерации.

Привлекшее внимание самарского политбомонда публикация Натальи Бобровой начинается указанием на «необычность выборов»: 13 сентября 2015 года через 25 лет после ликвидации городских райсоветов впервые избираются районные советы депутатов. Ссылаясь на статьи Федерального закона о «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», на Устав области и региональные законы, доктор юридических наук подчеркивает: «По всем округам на указанных выборах, как одномандатным, так и многомандатным, выдвинуты кандидаты от команды губернатора. Обозначение кандидатов под брендом «Команда губернатора» есть форма агитации за кандидатов со стороны губернатора как лица, замещающего высшую государственную должность субъекта РФ, со всеми вытекающими последствиями использования административного ресурса, что означает нарушение подпунктов «а» и «д» п.5 ст.39 указанного ФЗ».

«Налицо нарушение конституционного принципа самостоятельности органов местного самоуправления, их невхождения в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции РФ), — указывает Наталья Боброва. — Если губернатор напрямую участвует в формировании органов местного самоуправления, в данном случае — в выдвижении и агитации за определённых кандидатов, то нарушается конституционный принцип, согласно которому «в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Более того, выдвиженцы команды Губернатора участвуют в выборах не наравне со всеми другими, а в нарушение принципа равенства: им по определению создаётся преимущественное положение».

«В частности, на основании неких экспертных Справок, имеющих сомнительную юридическую силу, отказано в регистрации подавляющему большинству самовыдвиженцев, особенно по округам, где не выдвинуты кандидаты от других партий, — сообщает она (стиль и орфография автора сохранены, прим. ИА REGNUM ). — В результате обеспечены безальтернативные выборы с гарантированной победой выдвиженца от «ЕР», если он набирает более 50% голосов. Набрать же более 50% голосов совсем нетрудно. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает выдвижение кандидатов от каких-либо Блоков или Команд. Формально кандидаты от команды Губернатора выдвигались партией «ЕР», но символ «ЕР» обозначен мелко где-нибудь сбоку, а КОМАНДА ГУБЕРНАТОРА обозначена крупно во всех агитматериалах.

Дело не только в названных и неназванных юридических моментах, но и том, что это своего рода сепаратизм, а также приоритет авторитета Губернатора над авторитетом «ЕР». Одно дело — сепаратизм национального розлива, другое — сепаратизм такого проблемного региона, как Самарская область. Национализм «мордовского образца» под копирку проецируется на область с более чем трёхмиллионным населением. В некоторых округах, особенно тех, которые стали безальтернативными, избиратели решили не участвовать в этом фарсе или готовятся к тому, чтобы, придя на выборы, испортить бюллетени, чтобы безальтернативный кандидат не получил 50% голосов. Это ЧП».

«В принципе, все результаты нынешних выборов в представительные органы районов Самары можно признавать незаконными по всем округам, где выдвинуты кандидаты КОМАНДЫ ГУБЕРНАТОРА, — утверждает Боброва. — Но в Самарской области это бесперспективно. Но могут найтись люди, которые пойдут в суд за пределами Самарской области вплоть до Конституционного Суда РФ и Европейского Суда».

«Отдельная история по самовыдвиженцам, — резюмирует она. — Подписи избирателей в их подписных листах нещадно бракуются с помощью явно заказных экспертных Справок, в которых эксперт даже не предупреждён об уголовной ответственности за дачу ложного заключения. Более того, эксперты сами подчёркивают в своих заключениях, что не гарантируют достоверности выводов, выводы носят вероятностный характер, поскольку нет образцов почерка. Но это не останавливает ТИКи, получившие установку «рубить самовыдвиженцев». Забракованы подписные листы у 98% кандидатов-самовыдвиженцев, хотя им не было никакого смысла представлять подписи, некоторые из которых выполнены «одним лицом», как сказано, под копирку, во всех экспертных Справках и Актах. Все эти кандидаты живут среди своих избирателей, давно с ними работают и подделывать за них подписи нет никакого смысла. Ведь совсем нетрудно собрать всего 40−55 подписей!

Кандидаты-самовыдвиженцы либо отказываются от дальнейшей борьбы, понимая её бесперспективность, либо жалуются в суд и /или Избирательную комиссию Самарской области, но последние делают всё мыслимое и немыслимое, чтобы затянуть и заволокитить рассмотрение этих жалоб. Ещё ни один суд, явно получив установку «сверху», не отменил незаконный отказ ТИК в регистрации!»

Как сообщало ИА REGNUM, ранее Меркушкин изменил список кандидатов в районные советы, сформированный по итогам праймериз «Единой России». Изменения коснулись 14 человек, исключенных из списка. После вмешательства в ситуацию центрального аппарата «Единой России», победители предварительного голосования, за исключением двух человек, были восстановлены в правах. Часть кандидатов из «списка Меркушкина» после этого выдвинулись на выборы самовыдвиженцами.

В преддверии старта агитационного периода на региональных выборах отдельные кандидаты-списочники сообщили, что Меркушкин намерен оказать личную поддержку самовыдвиженцам из своей «команды» и якобы подписал соответствующий документ, разрешающий им использовать его образ и высказывания в агитации.

Аналогичную информацию на своей официальной странице в фейсбуке разместил Открытый альянс наблюдателей. Общественники обратились к кандидатам, зарегистрированным на выборах и не входящим в «команду Меркушкина», а также их юристам с призывом разместить в социальных сетях и информационных медиа оценку действиям губернатора и дать им юридическую характеристику. Также участникам выборов было рекомендовано направить в адрес Меркушкина обращение с требованием предоставить право пользоваться образом и высказываниями главы региона при агитации и за других кандидатов.