Александр Лукашенко 16 мая подписал указ №181 о предоставлении государственным цементным заводам финансовых льгот «в целях финансового оздоровления». Подписание документа прошло тихо и незаметно — в отличие от прозвучавших несколько лет назад заявлений об амбициозных планах модернизации предприятий отрасли.

Иван Шилов ИА REGNUM
Александр Лукашенко

Модернизированные госпредприятия позиционировались как локомотивы, однако едва ли не в ходе модернизации стали обузой. Богатыри потребовали финансового оздоровления почти сразу. Расчёт был на российский рынок, он не оправдался. Теперь белорусским цементом заливают дороги, часть объёмов пристроили на строительство БелАЭС.

Ранее на эту тему: Лукашенко приглашает китайцев инвестировать в белорусский железобетон

«Осуществить возмещение задолженности по произведенной в 2015—2019 годах из республиканского бюджета уплате основной суммы долга, процентов, комиссий и иных платежей по кредитам (приложение 1), а также процентов, начисленных министерством финансов до 1 января 2019 г., в республиканский бюджет: ОАО «Белорусский цементный завод» — в 2029—2038 годах; ОАО «Кричевцементношифер» — в 2038—2049 годах; ОАО «Красносельскстройматериалы» — в 2030—2037 годах», — сказано в тексте президентского указа.

Модернизированным на «связанные» китайские кредиты госпредприятиям фактически предоставлена финансовая подпорка почти на $1 млрд за счёт бюджета. Не в первый раз и, судя по всему, не в последний.

К спасению заводов привлечены крупнейшие госбанки — «Беларусбанк» и «Банк развития Республики Беларусь», а также готовящийся к приватизации «Белинвестбанк» и «дочки» российских банков — «Банк БелВЭБ» и белорусский «Банк ВТБ». Будут спасать модернизированные цементные заводы минфин, минэнерго, минстройархитектуры и Совмин в целом. Разумеется, за счёт бюджета.

«По 31 декабря 2026 г. по решению правительства Республики Беларусь уплачиваются за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на прочие вопросы в области промышленности, строительства и архитектуры, проценты за пользование организациями цементной отрасли кредитами, указанными в приложении 2», — сказано в указе.

Sagittarius7
Беларусбанк

Документом также предусмотрено «при формировании проектов республиканского бюджета на 2020−2026 годы предусматривать средства на уплату процентов за пользование кредитами». Пунктом 10 указа предписано «освободить от налога на недвижимость и земельного налога» все три завода. Причём освобождение от налогов введено задним числом — с 1 января текущего 2019 года. Судя по тому, что ОАО «Кричевцементношифер» освобождается от этих налогов до самого 2049 года, на скорое финансовое оздоровление подписавший указ не надеется.

Больше всего в этой странной, на первый взгляд, истории, стоящей в одном ряду с модернизацией деревообрабатывающих госпредприятий, привлекает демонстративная безответственность принимавших решения. Чиновники были настолько самоуверенными, что не проводили никаких экспертных мероприятий и общественных слушаний, не заказывали маркетинговых и прочих исследований у специализированных международных компаний. Возможно, какие-то шаги в этом направлении предпринимались, однако широкой общественности об этом не известно.

В то же время речь шла не о личном кармане, а об общественном. Белорусские обыватели и никак не связанные с цементной тематикой предприятия вовсе не обязаны оплачивать провал очередной авантюры. Заплатить китайскому «Эксимбанку» и CITIC должны мнившие себя большими стратегами, знатоками рынков региона, планировавшие и обещавшие. Привлечь этих людей к ответственности при нынешней политической системе, в отсутствие независимого суда и прочих благ цивилизации вряд ли удастся.

Заявлялась виктория, а вышла конфузия. Вместо миллиардов прибыли — миллиарды долгов. Судя по отсутствию виновных, триумф предназначался первому лицу, которое теперь без лишнего шума спасают за счёт налогоплательщиков.

Читайте о проблемах отрасли: Лукашенко: Модернизация зашла в тупик

Недавно, 16 мая (дата указа), руководитель республики назначил Александра Довгало гендиректором управляющей компании холдинга «Белорусская цементная компания» (объединяет БЦЗ и «Кричевцементошифер»). Напутствуя назначенца, Лукашенко не упустил возможности возложить ответственность за свои проблемы на Россию.

Gov.by
Александр Довгало

Говоря о проблемах экспорта, руководитель республики прибег к своим излюбленным коленно-локтевым образам. Он сообщил, что «надо и на внешних рынках эффективно работать» (не все, видимо, на таком уровне это понимают), и поведал:

«Там у нас проблем было очень много. Я даже подозревал, что кое-кто там создает эти проблемы, особенно в направлении России. Да, не так просто с Россией работать. Там хватает тех, которые хотели бы наклонить. Конкуренция, притом конкуренция непорядочная».

На самом деле если кто и захотел «наклонить» Лукашенко, так это его друг Пётр Порошенко, которому белорусский лидер прогнозировал так и не состоявшуюся победу на президентских выборах. Как сообщила 21 мая пресс-служба министерства экономического развития и торговли Украины, соседняя республика вводит антидемпинговые пошлины на импорт цемента из России, Белоруссии и Молдавии. Основанием стало решение украинской межведомственной комиссии по международной торговле, которая «установила наличие демпингового импорта из этих стран в течение 2015−2018 годов».

Таким образом, в течение ближайших пяти лет пошлины на импорт из Белоруссии цементных клинкеров и портландцемент составят 57,03%, и это фактически закрывает для белорусского цемента украинский рынок. Договариваться придётся уже с Владимиром Зеленским. Взамен на отмену или послабление антидемпинговых мер новый украинский президент, очевидно, попросит нечто более существенное, чем сало и картошку.

Читайте подробнее: Украина вводит запретительные пошлины на цемент из России

Ural-66
Хоппер (вагон-цементовоз)

Проблемы белорусских цементных заводов, столь стратегически «правильно» модернизированных на китайские кредиты, — секрет Полишинеля. Выступая на совещании 23 ноября прошлого года, Лукашенко сообщил безрадостные цифры:

«Суммарные убытки трех цементных заводов по сравнению с прошлым годом выросли более чем в два раза и составили 220 млн бел. руб. Задолженность по кредитам и займам — более $1 млрд».

По итогам 2018 года чистый убыток «Белорусского цементного завода» вырос в 2,2 раза и составил 85,27 млн бел. руб. При этом в сравнении с 2017 годом выручка госпредприятия выросла почти на 11% до 257,4 млн бел. руб., а прибыль от реализации — на 6,6% до 22,7 млн бел. руб.

Белорусские цементные заводы не удалось запустить на полную мощность из-за проблем сбыта. При этом были и проблемы качества. Идея направить избыточные объёмы в производство железобетонных конструкций — опять же, с помощью китайских друзей и партнёров, себя не оправдала. В итоге приходится спасать заводы и компенсировать ошибки госуправления деньгами налогоплательщиков.