После нас хоть потоп? — бюджет Курганской области 2018 года
Курганская область — самая неблагополучная из шести регионов Уральского федерального округа. Здесь все первое с конца — высокий уровень инфляции (6,8%) с самым большим госдолгом в соотношении с доходами. Нехватка врачей, увеличение миграции в соседние регионы, низкие зарплаты, падение оборота розничной торговли, непривлекательность инвестирования из-за низкой газификации и высоких цен на электроэнергию для юридических лиц и прочие «прелести» угасания. Кулуарно ведутся разговоры о присоединении Зауралья к самодостаточным тюменцам.
Ко всему вышесказанному добавляется мутный проект бюджета на 2018 и последующие 2019−2020 годы. Нет стройной картины даже в строках основного документа региона. Удивительно, что прокуратура выудила там отсутствие индексации детских пособий, а также недостаточное финансирование программы по предоставлению жилья для детей-сирот и неполное обеспечение лекарствами граждан, проходящих амбулаторное лечение.
Сумбурность проекта курганского бюджета можно объяснить и продолжающимся сокращением 95 муниципалитетов, и спорами по сокращению списка получателей социальных льгот, как и самих субсидий и дотаций различным категориям граждан. Точку, скорее всего, поставят в нем конкретные планы правительства России и слушания в областном парламенте. Но пока вырисовывается следующая картина.
На 2017 год планировался в Курганской области бюджет: доходы 36 млрд рублей, расходы 39,4 млрд, дефицит 3,6 млрд, при госдолге 15,1 млрд рублей. На сентябрь 2017 года бюджет исполнен по доходам на 23,6 млрд рублей, расходам — 25,6 млрд рублей. Дефицит составляет пока два миллиарда рублей, госдолг — 16,2 млрд рублей, из них более 11 млрд — банковские кредиты и лишь 308 тысяч рублей — долги муниципалитетов.
На 2018 год в трехлетнем прогнозе от 2016 года правительство Курганской области намеревалось получить доходы гораздо ниже — 29 млрд, расходы 30,9 млрд рублей, дефицит 1,9 млрд рублей, предельный объем госдолга 18,2 млрд рублей. В итоге проектируются доходы на 2018 год в 36,8 млрд рублей, расходы 39,4 млрд рублей. Дефицит в запланированных пределах. Судя по сверстанному в конце октября проекту, Курганская область собирается жить не хуже, чем в текущем году. Но при этом почему-то сокращаются расходы на социальную политику, образование, культуру, физкультуру и другое.
О росте госдолга в первых бюджетных строках, как это обычно делается, в основном документе региона на 2018 год ничего конкретного не говорится. Лишь из пояснительной записки становится ясно, что Курганская область и впредь собирается жить в долг. Для обеспечения финансирования предусмотренных в областном бюджете расходов планируется получение банковских кредитов в 2018 году в сумме 3,3 млрд рублей. В 2018 году бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внутреннего долга Курганской области увеличатся по сравнению с 2017 годом на 320 млн рублей и составят 1,6 млрд рублей. Более 99% расходов на обслуживание государственного внутреннего долга Курганской области приходится на выплату процентов банкам за использование средств кредитных линий.
В ожидании дотаций
Видимо, правительство Зауралья надеется на объявленную президентом РФ Владимиром Путиным программу реструктуризации кредитов и финпомощь на 74 млрд рублей для регионов, вынужденных взять заем в банках.
Ранее в сюжете: Регионам РФ помогут избавиться от банковских долгов
Надо учитывать, что живительных нефти, газа и ценных ископаемых, помимо урана, в Курганской области практически нет и данный субъект Федерации является сельскохозяйственным. Причем большой урожай 2017 года показал неспособность с ним справиться — нет достаточного числа железнодорожных вагонов для транспортировки того же зерна в другие регионы, отсутствует должное число элеваторов и так далее.
Наибольший удельный вес в объеме налоговых доходов областного бюджета в 2018 году составляет налог на доходы физических лиц (36,4%) и налог на прибыль организаций (25,5%). Поступление акцизов дает курганскому бюджету 14,3%. Основным доходным источником неналоговых доходов (78%) являются доходы от продажи региональных активов — предприятий и недвижимости. Отметим, что, по данным пресс-службы главы Зауралья на 1 ноября 2017 года, в бюджет Курганской области поступило 431,3 млн рублей имущественных налогов от физлиц, что на 57% более прошлогоднего показателя. Увеличение обусловлено собираемостью долгов по имуществу. Причем собранная сумма составляет всего лишь 35,8% от возможного поступления имущественного налога физических лиц. Чем занимается налоговая служба Курганской области, чаще узнаем из зала суда.
Ранее в сюжете: В УФНС по Курганской области обыски: возбуждено уголовное дело
В 2018 году правительство Курганской области намерено хорошо заработать на транспортном налоге — 665 млн рублей. Налог на добычу урана даст зауральской казне 93 млн рублей. Госпошлина 109,6 млн рублей. Сдача в аренду госсобственности и аренда земли принесет 74,7 млн рублей. Для обеспечения сбалансированности бюджета учтена приватизация государственного имущества Курганской области на 2018 год на 2,2 млрд рублей, которая проходит в регионе безуспешно.
«Каждый год планируется какая-то продажа, приватизация госсобственности на несколько миллиардов, потом оказывается, что на торги выставлены заброшенная и никому не нужная сельская столовая, деревенский клуб и т.п. В итоге план по приватизации выполняется в лучшем случае на десятые доли процента. Нынче предполагаемая сумма продаж — 2,2 млрд, значит, продадут на полмиллиона, на дрова», — пишут курганские интернет-пользователи в комментариях.
В добавок отличительной чертой бюджета Зауралья 2018 года является умолчание об исполнении майских указов президента РФ. Все уральские регионы в проектах бюджета акцентируют внимание — догоним, наверстаем, выплатим. А здесь — молчок. Учитывая тотальное неисполнение майских указов в Курганской области и сокращение ассигнований на здравоохранение, культуру и образование, невольно напрашивается мысль, что правительство Зауралья живет в ожидании очередных дотаций на эти цели из федерального бюджета.
Ранее в сюжете: Зауралье посадили на финансовую диету
Причем на недавнем совещании профсоюзного актива сферы образования Кургана прозвучало, что ряд молодых педагогов, получив зарплату за сентябрь, уволился. В школы от отчаяния руководители призвали ветеранов педагогического труда. О нехватке медиков в Зауралье сообщалось ИА REGNUM неоднократно, назывались причины, но дефицит педагогов в регионе, славном учительскими традициями и династиями, снабжающем выпускниками курганских вузов соседние области, можно объяснить лишь крайне неподобающими условиями труда.
Ранее в сюжете: Лукавство с цифрами: доплатят ли бюджетникам Зауралья?
Добавим, что, согласно программе Минфина РФ оздоровления государственных финансов Курганской области на 2017 — 2019 годы, в Зауралье сократился ряд льгот, многие из субсидий и дотаций сделали адресными — только для малоимущих.
Чиновники о себе не забыли
Тем временем на 2018 год планируется поднять зарплату губернатору Алексею Кокорину почти на полмиллиона рублей. Если в 2017 году на эти цели в бюджете были запланированы 3,6 млн рублей, то нынче 4,1 млн рублей. Зарплата первого лица региона станет не 308 тыс. рублей в месяц, а 345. И приблизится к зарплате главы ХМАО. Планируется увеличить зарплату и 11 заместителям губернатора Зауралья с прежних 13,2 млн рублей до 15,9 млн рублей. В среднем замгубернатора Курганской области будет получать 116 тыс. рублей в месяц.
Ранее в сюжете: Бюджет Югры-2018: для президента или для народа?
Повысится и оклад председателя Курганской областной думы Дмитрия Фролова. Что интересно, в Зауралье спикер парламента получает меньше губернатора, и в 2017 году он обходился бюджету в 2,7 млн рублей в год, сейчас в планах сделать его дороже на 534 тысячи. И его зарплата станет равна 274 тыс. рублей. Добавят три миллиона и депутатам, которые работают на постоянной основе в областной думе. Освобожденный депутат думы Зауралья в среднем получит 67 тыс. рублей в месяц. Страшно сказать, как они мало получают по сравнению с северными коллегами, чьи зарплаты сравнимы с губернаторской, а зачастую и выше.
Напомним, бюджет 2018 года практически аналогичен бюджету грядущего года. Но интересно меняются статьи расходов. Посмотрим на сравнительную таблицу.
Строка расходов | 2017 год Бюджет Сумма тыс. руб | 2018 год Проект Сумма тыс. рублей |
| Курганская областная дума | 56 289,6 | 65 879,2 |
| Обеспечение деятельности Курганской областной думы | 49 882,6 | 59 566,2 |
| Аппарат Курганской областной думы | 33 780 | 40 159,4 |
| Освещение в средствах массовой информации деятельности органов государственной власти Курганской области | 3 793 | 3 793 |
| Правительство Курганской области | 2 035 256 | 2 154 744,3 |
| ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ | 613 276,1 | 604 824,9 |
| Аппарат Правительства Курганской области | 117 185,0 | 144 539 |
| Представительство Курганской области при Правительстве Российской Федерации | 15 642,0 | 18 613 |
| Государственная Программа Курганской области «Профилактика правонарушений в Курганской области» на 2014—2018 годы | 20 230 | 230 |
| Выполнение функций ГБУ «МФЦ» | 237 575,0 | 253 500 |
| НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА | 28 713,5 | 30 786,4 |
| НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 455 436,7 | 344 762,7 |
| Органы внутренних дел | 222 051 | 140 000 |
| Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона | 130 060 | 105 386 |
| Обеспечение пожарной безопасности | 102 121 | 97 015 |
| Миграционная политика | 1 203 | 2 361 |
| НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | 5 434 920 | 5 665 053,4 |
| Воспроизводство минерально-сырьевой базы | 4 640 | 3 850 |
| Сельское хозяйство и рыболовство | 1 155 137,9 | 1 024 426 |
| Водное хозяйство | 64 975,1 | 53 913 |
| Лесное хозяйство | 175 133,3 | 193 662 |
| Транспорт | 164 660 | 153 893 |
| Дорожное хозяйство (дорожные фонды) | 3 094 362,4 | 3 602 883 |
| Связь, информатика | 166 338,9 | 160 517 |
| Прикладные научные исследования в области национальной экономики | 1 350 | 1 500 |
| ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО | 1 333 730,6 | 862 928,2 |
| ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 108 293,7 | 96 239 |
| ОБРАЗОВАНИЕ | 9 099 457,5 | 8 667 023,4 |
| Дошкольное образование | 1 952 490,4 | 1 897 235 |
| Общее образование | 5 483 696,1 | 5 049 508 |
| Дополнительное образование детей | 56 783,4 | 55 331,6 |
| Среднее профессиональное образование | 1 146 250 | 1 238 505,1 |
| Высшее образование | 1 750 | 1 750 |
| Молодежная политика | 238 025 | 238 625 |
| КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ | 402 993,9 | 390 956,2 |
| ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | 2 659 387,7 | 2 325 857,6 |
| Стационарная медицинская помощь | 1 125 449,9 | 1 127 006 |
| Амбулаторная помощь | 19 916,3 | 20 219 |
| Скорая медицинская помощь | 23 736 | 22 067 |
| Санаторно-оздоровительная помощь | 84 300 | 77 428 |
| СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА | 13 602 725,1 | 11 983 243,5 |
| Пенсионное обеспечение | 107 320,5 | 92 636,8 |
| Социальное обслуживание населения | 1 637 194,9 | 1 543 900 |
| Социальное обеспечение населения | 9 224 658,9 | 8 161 847,6 |
| Охрана семьи и детства | 2 397 574,3 | 1 953 936,7 |
| ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ | 561 338,3 | 393 392,9 |
| СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 40 754,1 | 34 059,5 |
Как видим, правительство региона планирует жить лучше в 2018 году на 119 млн рублей, региональная дума — на 96 млн рублей, представительство Курганской области в Москве — на три миллиона рублей, многофункциональные центры тоже не обижены — им прибавят 16 млн рублей.
Сократятся расходы на защиту населения от чрезвычайных ситуаций — на 25 млн рублей, учитывая наводнение и ураганы 2017 года, видимо. На пять миллионов уменьшится финансирование противопожарной безопасности, на 131 млн — сельского хозяйства, на девять — водного хозяйства и транспорта.
Режется финансирование болевых точек. Сократится ассигнование на здравоохранение на 334 млн рублей, культуру — 12 млн рублей, образование на 432 млн рублей — образование, социальная политика в целом — на 1,6 млрд рублей, физическая культура в 2018 году недополучит 168 млн рублей.
И как справедливо отметила представитель прокуратуры Курганской области на слушаниях бюджета-2018, проиндексировать себе зарплату чиновники Зауралья не забыли, а детские пособия — запамятовали. Социальная напряженность в регионе скоро превысит критическую отметку, признают даже в надзорном ведомстве.
«Курганская область должна сократить расходы во всех отраслях по требованию Минфина. Власти уже урезали налоговые льготы, забрали компенсации у сельских педагогов, объединяют поликлиники и школы. При этом сокращать своих заместителей губернатор Алексей Кокорин не торопится. А их у него, на секундочку, 11 человек: Виктор Сухнев, Николай Григорьев, Вадим Шумков, Александр Карпов, Владимир Зубрин, Сергей Чебыкин, Сергей Пугин, Роман Ванюков, Эдуард Гусев, Александр Константинов, Елена Лукашук. Выходит, что вице-губернаторов в регионе больше, чем у гораздо более обеспеченных Свердловской и Челябинской областей. У Евгения Куйвашева, к примеру, их восемь. А у Бориса Дубровского — и вовсе шесть», — отмечает курганский телеграмм-канал «Аппарат Илизарова».
Отметим, что законопроект Курганской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» опубликован в «Российской газете» 7 ноября 2017 года. Общественные слушания основного документа региона намечены на начало декабря.