В Казахстане продолжают судить за высказывания в социальных сетях, трактуемые как разжигание национальной и прочей розни: на днях два гражданских активиста — Ермек Нарымбаев и Серикжан Мамбеталин получили по два и три года тюрьмы. В декабре Ермек Тайчибеков получил 4 года тюрьмы по той же 174 статье Уголовного Кодекса республики. Политолог Максим Казначеев в комментарии корреспонденту ИА REGNUM рассказал, какая картина складывается в целом.

ИА REGNUM: Максим, что общего вы усматриваете в делах Мамбеталина, Нарымбаева и Тайчибекова, кроме общей статьи УК РК?

Вышеперечисленные лидеры общественного мнения предпринимали попытки зарабатывать политический капитал на очень щекотливой теме — вопросах межэтнического взаимодействия, а также оценках роли России в казахстанской истории. Однако в условиях текущего обострения геополитического противостояния между Москвой и Вашингтоном, проецирующегося в том числе и на Казахстан, Акорда предпочла снизить накал этих дискуссий с целью сохранения общественного единства. А потому предприняла шаги по «публичной порке» наиболее одиозных спикеров.

ИА REGNUM: Какие тренды вы видите в развитии гражданской активности в Казахстане и реакции властей на нее?

В целом, по мере ухудшения социально-экономической обстановки протестная активность возрастает. Пока регистрируются акции небольшого масштаба, с преимущественно экономическими требованиями. Центр пока не реагирует на них, предоставляя всю полноту полномочий и ответственности местным администрациям (акиматам).

ИА REGNUM: Какие прогнозы вы могли бы дать в этой связи?

По мере приближения даты парламентских выборов, есть риск трансформации экономических требований в политические протесты. А потому власть будет максимально жестко реагировать на возможность проведения любых гражданских акций.

Как уже сообщало ИА REGNUM, количество зарегистрированных преступлений по 174 статье УК РК выросло почти в два раза — с 44 в 2014 году до 82 в 2015 году.