В первом туре выборов президента Южной Осетии 25 марта в качестве наблюдателя работал Александр Брод, он представлял Московское бюро по правам человека. После выборов Бюро сделало заявление о том, как проходили выборы в Южной Осетии и о ситуации в Республике в целом.

"В ходе голосования были зафиксированы некоторые нарушения... Тем не менее, нарушения были признаны наблюдателями и ЦИК незначительными и не повлиявшими на ход выборов", - отмечается в заявлении Бюро.

Второй тур голосования состоится 8 апреля. "В основном интрига сводится к тому, за кого проголосуют сторонники достаточно успешно выступившего в первом туре Дмитрия Медоева - поэтому следует ожидать интенсивных переговоров с ним обоих конкурентов, вышедших во второй тур", - отмечают в Бюро.

"В связи с прошедшими выборами и предстоящим вторым туром эксперты отмечают два обстоятельства. Прежде всего, избиратели голосуют скорее "против" политики прежнего президента Эдуарда Кокойты, а нового президента выбирают, исходя больше из личных симпатий, а не из вдумчивого анализа предвыборных программ", - говорится в заявлении организации.

Наблюдатели отмечают, что "все кандидаты декларируют курс на максимально тесное сближение с Россией, но при этом никто открыто не декларирует поддержки его кандидатуры в Москве, российские власти также прямо не говорят о поддержке кого-то из кандидатов".

В основном программы кандидатов схожи: поднять сельское хозяйство, освоить добычу и переработку древесины, минеральных вод и полезных ископаемых. "В самом деле, - заявляют в Бюро, - экономике Южной Осетии требуется сделать серьёзный прорыв, поскольку сейчас она находится в весьма плачевном положении. Восстановительные работы в республике идут плохо. Цхинвал весь перекопан, административные и жилые здания до сих пор стоят разрушенные. В республике бедственное экономическое положение: по некоторым расчётам, размер потребительской корзины на одного человека составляет более 8 тысяч рублей, в то время как среднестатистическая заработная плата составляет 5 тысяч рублей, а минимальный размер оплаты труда (МРОТ) населения, задействованного в бюджетной сфере, - 998 рублей. При этом разрыв между среднегодовыми зарплатами высокопоставленных чиновников и рядовых работников бюджетной сферы необычайно высок - соответственно, 960 тысяч рублей и 60 тысяч рублей. На рынке товаров и услуг повсеместно наблюдается бесконтрольное повышение цен. При этом детское пособие составляет всего 73 рубля (!), очень низок уровень пенсионных выплат".

"Крайне тревожная ситуация складывается в демографическом плане, она, по оценкам специалистов, приближается к катастрофическому порогу. В республике фактически отсутствует официальная статистика по количеству населения, нет статистических сведений о рождаемости и смертности, не изучается состав населения, что делает невозможным никакое стратегическое, экономическое и социальное планирование. При этом, по некоторым данным, смертность в республике намного выше, чем рождаемость. На высокую смертность влияют не только нервно-психологические стрессы последних лет, но и неумеренное и неконтролируемое потребление алкоголя и наркотиков", - говорится в заявлении Московского бюро по правам человека.

"Чрезвычайно высокий уровень безработицы, невостребованность интеллектуального, трудового и культурного потенциала, обострение криминогенной обстановки заставляют население мигрировать за пределы республики. При этом никакого миграционного учёта не ведётся, что лишь усугубляет ситуацию", - отмечают правозащитники.

"Помочь восстановлению республики, - считают в Бюро, - могла бы финансовая помощь из дружественной России. Без учёта гуманитарной помощи, в республику направили почти 43 млрд рублей; для республики с населением не более 36 тысяч человек это огромная сумма (так, вся доходная часть бюджета 1,5-миллионной Ленинградской области составляет 41 млрд рублей). Однако выделение денег сопровождалось взаимными обвинениями Москвы и Цхинвала в коррупции. Например, 14 марта, на заседании Совета безопасности ЮО, было объявлено, что бесследно исчезли 800 млн российских рублей, поступивших в республику в качестве финансовой помощи от России. В какой период и при каких обстоятельствах была украдена указанная сумма, не уточнялось. Однако некоторые эксперты утверждают, что виновата сама Москва: с самого начала была неправильная схема финансирования республики, и деньги оседали по пути в Цхинвал у многочисленных посредников. Республиканская генпрокуратура возбудила 17 уголовных дел против строителей и чиновников, участвовавших в восстановлении разрушенной республики. Комитет экономической безопасности вскрыл нарушений на 500 млн рублей; строительные сметы завышались в 10, а иногда и в 20 раз, превысив нормативные почти на 1 млрд рублей. Тем не менее, стоимость 1 кв. м построенного жилого дома в Цхинвале составляла $830, на 30% выше, чем в расположенном неподалеку Владикавказе. С десяток российских фирм из Чечни, Северной Осетии, других регионов, взявших подряды на работы, даже не начали строительство - они просто исчезли с бюджетными деньгами. В республике повсеместно происходят конфликты местных силовиков с предпринимателями: они взаимно обвиняют друг друга в коррупции. И это лишь малая часть социальных и экономических проблем, которые буквально душат республику".

В заявлении Бюро также отмечается, что большинство государств и официальные международные структуры не признали результатов выборов президента в Южной Осетии и парламентские выборы в Абхазии, прошедшие 24 марта, законными.

Представитель американского госдепартамента Виктория Нуланд заявила, что США "подтверждает поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии" и не признают "де-факто" состоявшихся выборов в двух республиках. Ту же позицию заняла ПАСЕ: содокладчики Парламентской ассамблеи Совета Европы по Грузии Майкл Йенсен (Дания) и Кастриот Ислами (Албания) заявили, что выборы в Абхазии и Южной Осетии, не могут быть признаны законными: "Одностороннее провозглашение независимости сепаратистских регионов Абхазии и Южной Осетии является незаконным по международному праву и, следовательно, никакого юридического или конституционного основания для проведения этих выборов не существует". Не признал парламентские выборы в Абхазии и Североатлантический альянс, о чём заявила Грузия.

"Этого и следовало ожидать, - отмечают в Бюро по правам человека. - Населению двух самопровозглашённых республик приходится опираться исключительно на собственные силы и (в ещё большей степени) на Россию. Насколько прошедшие выборы окажут положительное влияние на преодоление Абхазией и Южной Осетией очень сложного социально-экономического положения, покажет будущее".

В первом туре президентских выборов в Южной Осетии ни один из кандидатов не смог одержать абсолютную победу. По данным ЦИК Южной Осетии, во второй тур президентских выборов вышли бывший глава КГБ республики Леонид Тибилов, набравший 42,48% голосов избирателей, и уполномоченный по правам человека при президенте Южной Осетии Давид Санакоев - 24,58% голосов. Также участвовавшие в выборах чрезвычайный и полномочный посол Южной Осетии в РФ Дмитрий Медоев набрал 23,79%, а лидер Коммунистической партии Станислав Кочиев - 5,26%. Выборы показали высокую активность избирателей: общая явка составила 70,28% от количества избирателей, а "против всех" проголосовало только 0,80% (216 избирателей). На выборах присутствовали наблюдатели из России, Приднестровья, Нагорного Карабаха, представители нескольких международных организаций.