Системы здравоохранения субъектов РФ с небольшими, «немосковскими» бюджетами и сложной логистикой рискуют «захлебнуться» при росте количества зараженных коронавирусом, ситуация в регионах уже складывается серьезнее, чем в столице. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил 20 апреля президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

«Если сейчас в Москве идет некая стабилизация, будем выходить на плато примерно в начале мая, как раз необходимо 10−14 дней, то в регионах ситуация намного хуже, уже значительная часть заболевших — это новые регионы. Это прежде всего европейская часть России, что естественно, это наиболее густонаселенная территория, основные города-миллионники здесь находятся, кроме того, достаточно плотное население», — сказал Абзалов.

Он прослеживает рост числа зараженных в основном по северной и южной хорде — по традиционным логистическим маршрутам из Петербурга в Карелию и Мурманск на севере, а также на юге, по Дону, в сторону Краснодарского края, задевая Тульскую, Липецкую, Воронежскую области.

«Дальний Восток, который не заболел от Китая в связи с оперативным закрытием границ, может испытывать дополнительные сложности. И мы видим это по целому ряду территорий, а перекинуть койки на Дальний Восток невозможно. Поэтому ситуация в регионах уже становится сложнее, чем в Москве, есть определенная задержка. И если в Москве пока здравоохранение не захлебывается, это хорошее достижение, то что происходит с заболеваемостью в регионах — это плохая ситуация», — добавил он.

Абзалов отметил, что подобные перемещения коронавируса происходили во многих странах мира, где имелись явно выраженные точки входа, например в США таковыми стали оба побережья — штаты Нью-Йорк, Калифорния и Вашингтон, откуда болезнь с отсрочкой устремилась вглубь страны.

«В Москве достаточно большой бюджет, и был создан дополнительный маневренный фонд, позволяющий эффективно перебрасывать самые важные ресурсы. Первое время, например, в Милане была проблема не столько в ИВЛ или койках, сколько в логистике — заболевших было сложно перемещать, не хватало тех же реанимобилей. Нужны точки, куда бы свозили тяжелых коронавирусных больных, разгружая основной контур других медицинских учреждений, ведь нужны отдельные боксы, системы вентиляции, особые требования по режиму, средства индивидуальной защиты и прочее. Требуется очень серьезная логистическая составляющая, и в Москве такие возможности в принципе есть за счет плотности медицинских учреждений и высоких зарплат. Сложнее ситуация в регионах», — сказал Абзалов.

Так, по его словам, от регионов сложно ждать эффективного маневрирования: в России, как утверждает политолог, большое количество больничных коек, но распределены они по территории страны крайне неравномерно, в связи с чем если перебросить койки или ИВЛ из Москвы в Тулу еще представляется возможным, то дальше на восток, например в Челябинск — уже крайне сложно технологически.

Еще хуже обстоит дело с томографами, которые перебрасывать даже пытаться не будут, хотя анализ по КТ является крайне необходимым в борьбе с основным последствием коронавируса — пневмонией, от которой чаще всего и умирают люди.

«Вы не сможете физически перевезти томограф в другой регион, никто делать этого не будет, их только разбирать придется месяц, да и купить сейчас их крайне сложно, пока вы все это сделаете, у вас эпидемия закончится. В регионах не везде одинаковая ситуация, нет большого маневренного фонда, радиус перемещения тоже серьезно заужен, в границах «золотого кольца» он возможен, но не дальше», — считает Абзалов.

Именно поэтому в других российских регионах сейчас силами Министерства обороны строят дополнительные мощности — госпитали с инфекционными отделениями, но вводить их будут тоже неравномерно. Например, указал политолог, Волгоград будет принимать новое учреждение только в августе.

Кроме того, «штучным товаром» становятся и бригады врачей. «Основная проблема в Милане и Мадриде была именно во врачах — вы можете обеспечить инфраструктуру, но необходимы квалифицированные медицинские сотрудники, и не только реанимационные бригады и инфекционисты, но и средний персонал. В Москве уже идет массовое привлечение студентов на стратегические позиции. Такие возможности есть не во всех регионах», — сказал Абзалов.

Петербург он счел нужным упомянуть особо — город является одним из лидеров по числу заболевших, но у него в сравнении с Москвой небольшой бюджет и тяжелая транспортная ситуация, накладывающаяся на скученность населения.

«В Питере ситуация достаточно сложная, несмотря на то, что это вторая столица, там возможности бюджета значительно меньше, чем в Москве, хотя бы с точки зрения реальной наполняемости. Достаточно плотное население, сложная логистика медицинских учреждений. Если Москва построила новую больницу в Новой Москве, то у Питера просто возможностей крайне мало, у него нет «Новой Москвы». Тем более это портовый город, по факту есть дополнительные логистические потоки, через него шел разворот московского трафика, там достаточно большой сегмент тех, кто вернулся из-за рубежа. В ряде лечебных учреждений достаточно сложная ситуация с обеспечением и СИЗ, и правильной логистикой», — подчеркнул Абзалов.

Читайте также: В Петербурге третий роддом закрыт на карантин из-за коронавируса

Как сообщало ИА REGNUM, множество петербургских больниц и три роддома были вынуждены уйти на карантин в связи с тем, что там обнаруживались зараженные коронавирусом среди пациентов, поступавших с обычной пневмонией, заражали врачей и других пациентов. Хотя врачи, например, Покровской больницы заявили публично, что к ним везут больных пневмонией, но у них нет необходимой защиты, а больница не готова работать с такими заболеваниями технически при риске коронавируса, прошло еще несколько дней, прежде чем власти признали, что учреждение перепрофилировали под COVID-19 и там есть зараженные. Некоторые отделения и медики оказались на карантине, а врачи продолжили жаловаться на отсутствие адекватных СИЗ и то, что больницу не разделили на грязную и чистую зоны.

Абзалов указывает, что необходимо правильно сконцентрировать имеющиеся ресурсы в нескольких точках, куда бы свозили тяжелых больных, а не загружать остальные учреждения.

«Иначе у вас получается эффект размазывания ресурсов», — добавил он, подчеркивая, что это будет серьезным вызовом.

Политолог также видит схожие проблемы в других регионах, на его взгляд, одной из причин является несогласованность действий субъектов РФ, где далеко не все губернаторы или главы департаментов здравоохранения имеют необходимое образование или багаж знаний и опыта. К тому же из-за ограниченности бюджетов власти вынуждены несинхронно открывать какие-то организации и предприятия в попытке поддержать экономику.

На его взгляд, отсутствие единого подхода к борьбе с коронавирусом у региональных властей и фактическая задержка пика заболеваемости на 1,5−2 недели может привести к повторным заражениям, так как пока не до конца понятен срок и эффективность действия антител.

Напомним, за последние сутки, по данным оперативного штаба, зафиксировано 4 тыс. 268 новых случаев заражения коронавирусом, в лидерах помимо Москвы оказались Московская, Новгородская области, Санкт-Петербург, Ростовская и Мурманская области.