Выборам в новый состав Госдумы дан неофициальный, но яркий старт — Сергей Шнуров вступил в «Партию Роста», а певица Валерия создает партию «Сильные женщины». Все — с прицелом на избирательную кампанию. Для действующих депутатов нижней палаты это лишний повод пересмотреть свои законотворческие успехи и прикинуть, наработали ли они на очередное выдвижение от своей партии — или надо поднажать и продемонстрировать успехи. А демонстрировать их легче всего на заметном посту, например — главы комитета. Тем больше вопросов к тем главам, которые за годы работы не накопили себе депутатского портфолио. В сегодняшнем обзоре — восемь разновидностей политического провала от наименее эффективных глав комитетов.

Провал с 50 оттенками харрасмента

Леонид Слуцкий (ЛДПР) — Комитет по международным делам

Когда Жириновский в 2016 году выторговал для Слуцкого вкусный Комитет по международным делам, коллеги локти кусали от зависти. Один из его предшественников, Константин Косачёв, ушел с этой должности в Совфед и иногда называется среди возможных преемников чуть ли не самого Лаврова! Однако Слуцкий этот великолепный трамплин не использовал. На законотворческую деятельность он, прямо скажем, давно забил — числится соавтором всего нескольких законопроектов, под которыми подписывался чуть ли не весь депутатстский корпус, например «О противодействии США» и о подготовке к Чемпионату мира по футболу. В думском архиве на Слуцком «висят» всего-то навсего 6 законопроектов за два созыва — не более одного в год. Правда, отчасти эта законотворческая скупость искупается неплохой цитируемостью в СМИ — давать интервью Слуцкий любит. Особенно молодым журналисткам, на чем и погорел, влипнув в скандал с харрасментом. Депутаты Слуцкого отбили, но осадочек остался… а уж о лаврах Лаврова можно и не мечтать — на Западе точно не поймут.

Усталый провал

Николай Харитонов (КПРФ) — комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Бывший глава Агропромышленной депутатской группы, бывший руководитель Аграрной депутатской группы, один из думских мастодонтов, в парламенте заседает с 1993 года. В КПРФ его звезда блеснула в 2004 году, когда Зюганов отправил харизматичного агрария баллотироваться против идущего на второй срок Путина (Жириновский на это отрядил своего охранника Малышкина). А Харитонов возьми да и получи 14% голосов! Побольше Грудинина в 2018 году… Так что данные, фактура, личное обаяние и воля к победе — ну всё было при Николае Михайловиче. Но в том же 2004 году Зюганов так яростно делил КПРФ с Семигиным, что только клочья летели, и даже гипотетические конкуренты ГАЗу не были нужны. Поэтому Харитонова задвинули, хотя и дали ему с 2016 года не самый передовой, но все же полноценный Комитет (все-таки былые заслуги чтят). Но Харитонов явно устал. Хоть и вносил в седьмом созыве законопроекты, которые были направлены на улучшение условий жителей Севера и Дальнего Востока (снижение пенсионного возраста для жителей данных регионов, улучшение условий проезда, конкретизация условий получения жилищных субсидий и т.д.) — более 20. И это при том, что Север и Дальний Восток — стратегические для страны направления. Если своей повестки нет — можно было как минимум поддержать политику партии и правительства, но не было и этого.

Провал, который не слишком провалился

Леонид Калашников (КПРФ) — Комитет по делам СНГ.

Без СНГ в этом политическом сезоне никуда: то на Украине опять неспокойно, то бессменный Елбасы казахстанского народа Нурсултан Назарбаев передает руль преемнику, то в Узбекистане обновление. Можно ли было в этом созыве найти более нажористый, с точки зрения информационной повестки, думский комитет? С утра открыл Твиттер, посмотрел, что там в Киеве ‑ и комментируй, комментируй, комментируй… Только выражения поярче выбирай. Мария Захарова на одном Фейсбуке себе имя сделала. Но Леонид Калашников до эффектной блондинки не дотягивает. Присоединяется в основном к фракционным инициативам КПРФ (может, им там запрещают самовольничать?), а как спикер явно несамостоятелен. На его счету minimumminimorum — всего два принятых законопроект, да и те — коллективные: один про подготовку Чемпионата мира, другой про срок обмена водительских удостоверений. Остальное портфолио — типичный «красный пиар» про Знамя Победы и не имеющую никаких перспектив национализацию.

Свадебный провал

Валерий Газзаев («Справедливая Россия») — Комитет по делам национальностей.

Тут сразу скажем — комитет такой и повестка такая, что чем меньше поводов светиться в СМИ — тем меньше рисков случайно разжечь что-нибудь не то. Такое ощущение, что Газзаев этим и руководствуется. Комитет он контролирует слабо, с собственными инициативами никуда не выступает — с него и фракционных хватает. Судя по думскому архиву, тактика Газзаева — присоединяться к любым полезным инициативам. Если на счету Леонида Слуцкого всего 6 законопроектов, то у Газзаева их за один созыв — 96! И никакого отношения к делам национальностей они не имеют. Понятно, что легендарный тренер был для эсеров на выборах 2016 года «свадебным генералом» и политической деятельности от него всерьез не ждали. Но и выступление Газзаева на прямой линии с Путиным в 2018 году — то самое, где он накануне Чемпионата призывает на голову президента благословение всех святых — мало вяжется даже с ролью приглашенной звезды. Шансы Газзаева уйти на политическую пенсию вслед за нынешним составом ГД как никогда высоки.

Провал с домашним насилием

Тамара Плетнева (КПРФ) — Комитет по делам семьи, женщин и детей.

Этому комитету, скажем честно, досталось за последние годы — то гей-браки обсуждают, то ювенальную юстицию, то вот еще законопроект о защите от домашнего насилия свалился на депутатские головы. Плетнева закон раскритиковала (знаменитое «Мужа посадят, а кто деньги зарабатывать будет?»), чем навлекла на себя критику не только либералов, но и многих сочувствующих. При этом повестку и ход обсуждения законопроекта она явно не контролирует, серьезным спикером по теме никто ее не считает, хотя предусмотрительно держит при экспертном совете комитета сильный блок общественников. Может, это попытка отсидеться в стороне и не вызывать огонь на себя? Кстати, Плетнева отлично чувствует, что время показать эффективность пришло: уже в феврале внесла законопроект об обеспечении жильем молодых семей! И не популистский, как можно было подумать: предлагает сохранять в списках на жилье семьи, которые «встали на учет» до 35 лет, как молодые, а в очереди состарились и по этой причине из очереди «на жилье» вылетают.

Сталиноугодный провал

Елена Ямпольская («Единая Россия») — Комитет по делам культуры.

Какая блестящая карьера! Ямпольская в 2016 году считалась одной из новых звезд политической сцены, дебютом считались праймериз «Единой Россию». На плеяду победителей праймериз делал ставку Вячеслав Володин. Ямпольская в Думе стала замом Говорухина в Комитете по культуре, а в 2018 году и сама его возглавила. Заявка была вроде бы соответствующая времени: Ямпольская любила говорить, что от катастрофы Россию уберегли две силы — Бог и Сталин. Вполне можно было собрать на этом полк фанатов, и не только из Челябинской области. Но личных инициатив у Ямпольской маловато, а «коллективные» не впечатляют. Из последнего — законопроект о библиотечном деле и частичная «реабилитация» нацистской символики в произведениях культуры (это чтобы Штирлицу на рукаве в фильме свастику не приходилось блюрить). Из Высшего совета ЕР Ямпольскую в том же 2018 году уже вывели, и вряд ли это для нее хороший знак.

Полный провал

Евгений Москвичев («Единая Россия») — Комитет по транспорту и строительству.

На фоне иных пассивных парламентариев Евгений Москвичев буквально фонтанирует собственными идеями и вносит личные законопроекты! То предлагает запретить парковки на газонах, то — законодательно закрепить информирование о рейсах в аэропортах, то — отменить использование частных видеокамер для фиксации ДТП… Вот только изинициатив Москвичева целых три не пропустило правовое управления по причине банального противоречия с действующим законодательством. А поправки в КоАП он вообще пытался протащить параллельно написанию нового КоАПа, которым занимается великий и могучий Павел Крашенинников. Естественно, творчество Москвичева спустили на тормозах. Гораздо логичнее для депутата было бы заняться законопроектом о такси, который комитет обсуждает вот уже 5 лет. Но предложенную Москвичевым версию этого законопроекта Государственно-правовое управление президента дало целых два негативных отзыва, что можно считать своеобразным рекордом. Профессиональная ревность заставила Москвичева даже отклонить на уровне комитета альтернативный законопроект о такси, внесенный вице-спикером Совета Федерации Андреем Турчаком. И это немедленно ввело депутата в конфликт и с Турчаком, и с главой собственной фракции Сергеем Неверовым. Положение пришлось спасать вице-спикеру ГД Александру Жукову, который дал Москвичеву шанс переписать законопроект в третий раз. Но это уже последняя попытка. Худшего аппаратного конфликта для депутата в предвыборный год и представить нельзя.

Провал им. Санта-Барбары

Сергей Жигарев (ЛДПР) — Комитет по экономической политике

Сергей Жигарев пришел в ЛДПР из «Справедливой России» и не прогадал — должность главы Комитета стала для него неплохим приобретением. И хотя большинство инициатив у него — совместные с другими депутатами, это все же не «братские могилы», а осмысленные плоды законотворческой фантазии. Далеко не все они для него профильные. Так, один из последних внесенных в ГД (в соавторстве с двумя сенаторами) законопроект касается предоставлении родителям информации о здоровье подростков старше 16 лет — как правило, в печальной действительности речь идет о малолетних наркоманах, чье пристрастие к наркотикам по иронии закона является медицинской тайной для мамы с папой. Популярная инициатива, «народная». В портфеле у Жигарева есть и другая такая народная инициатива — о страховании поездок на такси (дважды вносил, последовательный). Но таких мало, а Жигарева к тому же подкосил скандальный развод в 2019 году с потерей 1,6 млрд рублей. Там было все: и подозрение в фиктивности развода ради удаления супруги из декларации, и девушка-модель, и драка с ее новым ухажером… Нелегко быть главой комитета!