Источником возникновения радиоактивного изотопа рутения-106 в атмосфере в 2017 году, вероятнее всего, могло стать одно из основных предприятий ядерного оружейного комплекса России — ПО «Маяк» в Челябинской области. К такому выводу на основе результатов исследования выброса, опубликованного сотрудниками Института радиационной защиты и ядерной безопасности во Франции, пришли исследователи из 32 стран. Об этом сообщает издание Proceedings of the National Academy of Sciences.

Читайте также: Международная комиссия не считает «Маяк» источником выброса рутения

Согласно новым данным, выброс радиоактивного материала мог произойти на российском предприятии в процессе переработки другого элемента — церия-144 — для получения источника для нейтринного эксперимента в Италии.

Как сообщало ИА REGNUM, рутений-106 был обнаружен в земной атмосфере в аномальном объёме в сентябре 2017 года. Несмотря на то, что уровни изотопа во многих странах Европы и были слишком низкими, чтобы угрожать здоровью человека или окружающей среде, предполагали значительный выброс 106Ru. В России относительно высокие концентрации фиксировались в Челябинской области.

Также в сюжете: Концентрация рутения в ЧО миллионы раз меньше опасной для человека

Европейские исследователи сразу же определили вероятный источник загрязнения — Южный Урал. Однако российские учёные заявили, что на объектах ФГУП ПО «Маяк» и ГНЦ НИИАР в Димитровграде Ростехнадзор провёл инспекции, охватывающие период с августа по ноябрь 2017 года, которые не выявили никаких отклонений от нормальных технологических процессов.