Крымский историк: теме коллаборационизма не место в школьных учебниках

Ученый уверен: молодой человек 16-18 лет просто не сможет разобраться в столь сложной проблеме

Симферополь, 18 февраля 2019, 11:57 — REGNUM  Тема коллаборационизма в Крыму в годы Великой Отечественной войны является крайне сложной, политически острой и имеет большой конфликтный потенциал, поэтому ей не место в детской и учебной литературе. Об этом на своей странице в Facebook заявил крымский историк, председатель комиссии по вопросам культуры и межнациональных отношений Общественной палаты Крыма Андрей Мальгин.

«Я привык выражать своё мнение открыто, что собственно делал тогда, когда в 2008 году публиковал своё исследование «Партизанское движение Крыма 1941−44 гг. и «татарский вопрос». Теперь оно обильно процитировано в школьном учебнике по истории Крыма для 10 класса в разделе, посвящённом Великой Отечественной войне, в сюжете о «коллаборационизме». У меня нет претензий к форме цитирования, я также не стану высказываться о содержании этого раздела — авторский коллектив представляют квалифицированные специалисты, и я надеюсь, что фактических ошибок им удалось избежать. К сожалению, на мой взгляд, была допущена серьёзная методологическая ошибка. Тема коллаборационизма в Крыму в годы Великой Отечественной войны является крайне сложной и политически острой, она затрагивает сферу самосознания огромного числа людей, она связана с личными трагедиями и травмами исторической памяти и имеет большой конфликтный потенциал», — отметил специалист.

По его словам, это не значит, что данная тема не должна исследоваться и обсуждаться, однако место этому — в научных изданиях, где квалификация авторов и читателей, соответствующий объём позволяют всесторонне представить аргументацию той или иной точки зрения.

«В конце концов, это допустимо на страницах общественно-политических изданий, предназначенных для взрослых людей, имеющих определённый жизненный опыт. Что касается литературы детской, особенно учебной, то и отечественная и мировая практика давно остановилась на том, что это не место для столь дискуссионных и конфликтогенных тем. Не может молодой человек 16−18 лет разобраться в проблеме коллаборационизма, его реального размаха, ответственности за него и т.д. по этой проблеме до сих пор ломают копья представители гораздо более старших поколений и обладатели гораздо больших знаний. Самосознание молодого человека — это крайне неустойчивая сущность, и никто, ни родители, ни учителя не могут вам сказать, какие выводы из той или иной неосторожно подброшенной исторической проблемы могут быть сделаны, они будут зачастую совсем не те, на которые рассчитывают авторы учебников», — подчеркнул Андрей Мальгин.

Он также отметил, что сожалеет, что его работа, появившаяся в определённый исторический момент и в совершенно иной общественно-политической ситуации, была использована для читателей, которым она вовсе не предназначалась и в контексте, на который не была рассчитана.

Как сообщало ИА REGNUM, ранее с призывом не использовать данный учебник выступил Совет крымских татар. Позднее депутат Госдумы Руслан Бальбек («Единая Россия») заявил, что в пособии приводятся «сомнительные факты» о крымских татарах во время Великой Отечественной войны, которые представлены помощниками нацистов, при этом вклад крымских татар в победу Советского Союза «умалчивается».

Читайте ранее в этом сюжете: Учебники в Крыму: прошлое должно быть изложено на основании фактов

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail