Дети и «фейки»: как в Британии предлагают бороться с ложью в соцсетях
Лондон, 13 июня, 2018, 11:58 — ИА Регнум. Депутаты британского парламента всерьез обеспокоены угрозой, которую несут детям «фейковые новости»: они ухудшают самооценку у детей и искажают их мировоззрение, сообщает «Би-би-си» со ссылкой на отчет межпарламентской группы.
Согласно документу, распространение «fake news» не только калечит мировоззрение детей, но и подвергает опасности их доверие к «журналистике и самой демократии». В документе приводится исследование Национального фонда в поддержку грамотности, в котором говорится о том, что дети не могут ориентироваться в новостях, которые видят в социальных сетях.
Так, британский фонд опросил более 2 тыс. детей возрастом от шести до восьми лет. Им было предложено определить две поддельные новости из шести предложенных, и лишь 2% детей справились с заданием.
Также выяснилось, что почти половину опрошенных детей беспокоит тот факт, что они не могут определить, достоверны или нет истории, прочитанные ими в социальных сетях. А две трети детей заявили, что меньше доверяют новостям из-за «фейков».
В целом телевидение остается самым популярным источником новостей, ему верят 80% детей. Новости по телевизору из числа опрошенных смотрят регулярно 75% детей. 50% респондентов сообщили, что слушают радио, доверяют этому источнику 75%.
Тем не менее почти половина учащихся среднего возраста сказали, что они в основном читают новости в социальных сетях. Доверяют этим новостям около 25% респондентов. Самой популярной соцсетью была названа Snapchat.
Читайте также: Психолог: социальные сети «воспитывают» детей, прививая чуждые «ценности»
Всё это способствует формированию «культуры страха и неуверенности» среди молодежи, говорится в докладе. Что касается способности отличать ложь от правды, то, как утверждают депутаты, чем ниже грамотность и выше социальное неблагополучие — тем меньше дети могут распознавать «фейки».
По словам главы межпарламентской группы Люси Пауэлл, для детей опасно, прежде всего, «отсутствие навыков грамотности». Депутат отметила, что также важно учить детей в школах «критической грамотности» — обсуждая и разбирая на уроках новости из социальных сетей. Это, считает парламентарий, поможет детям лучше ориентироваться в «цифровом мире».
С Пауэлл согласен глава Ассоциации руководителей школ и колледжей Джефф Бартон. По его мнению, школы «оказались на передовой» в информационной войне. И важнее всего учить детей онлайн-безопасности. Тем не менее он отметил важность действий самих социальных сетей по разоблачению фейков и предупреждению их распространения.
Его коллега Ник Брук добавил, что вопрос грамотности играет тут важнейшую роль: нужно не только учить детей грамматике и орфографии, но и «прививать жажду знаний и любовь к чтению».
Согласно соцопросам, жители России поддерживают законодательную инициативу об ограничении доступа к социальным сетям для детей: 62% граждан «за» запрет на выход в социальные сети детям до 14 лет.
Причем так считает самая молодая возрастная группа опрошенных (18−24 года). Эта доля составляет 67% — больше, чем среди 60-летних и старше (60%). Такие данные представил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 10 апреля 2017 года.
Читайте также: Соцсети для детей: быть или не быть? — Главное 10 апреля
Против инициативы высказалась треть граждан (35%), прежде всего, жители Москвы и Санкт-Петербурга (47%).