Президент РАН: Нужно отказаться от системы ЕГЭ
Москва, 3 апреля, 2018, 16:47 — ИА Регнум. Президент Российской академии наук Александр Сергеев призвал отказаться от системы единого государственного экзамена (ЕГЭ). Такое заявление Сергеев сделал сегодня, 3 апреля, выступая на Московском экономическом форуме.
Сергеев заявил, что власти не обращают особого внимания на «утечку интеллекта» из страны, а она давно приняла угрожающие масштабы.
«Мы почему-то боимся утечки долларов, считаем каждый месяц — сколько туда, сколько сюда. Почему-то никто не считает, как у нас интеллект из страны утекает», — сказал президент РАН.
Напомним, ранее главный ученый секретарь президиума РАН Николай Долгушкин сообщил, что число покинувших Россию высококвалифицированных специалистов выросло с 20 тыс. в 2013 году до 44 тыс. в 2016 году. Также Долгушкин констатировал, что с 1990 года количество исследователей в стране уменьшилось в 2,7 раза, а среднее сокращение персонала, который занимается научными разработками, с 2000 года составляет 1,3% в год.
Президент РАН считает, что уровень привлекательности карьеры ученого в России сейчас низок, и это надо изменить.
«Задачи, которые мы должны решить, прежде всего связаны с тем, чтобы эта траектория, эта карьера ученого была привлекательной в стране. У нас престиж ученых очень невысок. И вообще говоря, это начинается со школы. И мы обязательно должны в этой начальной траектории внести существенные изменения», — сказал Сергеев.
Он уверен, что в школу необходимо вернуть «научную часть», а также отказаться от системы единого государственного экзамена (ЕГЭ), которая фактически разрушила систему образования в средней школе.
«Я считаю, что мы должны отказаться от ЕГЭ. Мы должны, в конце концов, после двух лет разговоров об аспирантуре вернуться к нормальной аспирантуре, которая есть первая ступенька научной деятельности», — подчеркнул Сергеев.
Напомним, в середине марта 2018 года депутаты от ЛДПР внесли в Государственную думу проект закона, отменяющего систему ЕГЭ и возвращающего старый формат итоговых школьных экзаменов. Авторы законопроекта считают, что система ЕГЭ, вопреки заверениям Минобра, не обеспечивает «эффективную и беспристрастную проверку знаний выпускников», а проведение ЕГЭ требует «значительных расходов» государственного бюджета.
Кроме того, в законопроекте отмечается, что ежегодно при сдаче ЕГЭ выявляется большое количество злоупотреблений и нарушений.
В Минобре тогда заявили, что не согласны с этим законопроектом и считают систему ЕГЭ хорошей, по крайней мере уже тем, что российские граждане с её помощью могут поступать в вузы «на равных условиях вне зависимости от места проживания».
Стоит отметить, что критики ЕГЭ уже давно справедливо указывают на тот факт, что аргумент Минобра о том, что любой гражданин может поступить в вуз вне зависимости от места проживания, совершенно несостоятелен, так как гражданин из провинции, поступивший в столичный вуз по системе ЕГЭ, все равно должен переехать в Москву, чтобы в этом вузе учиться, то есть ему понадобятся средства на проживание в течение нескольких лет в одном из самых дорогих городов Европы. Бесплатных общежитий в вузах давно нет (небольшое число вузов делают студентам существенные скидки на общежития, но таких меньшинство). И если средств на проживание в столице в течение нескольких лет у гражданина нет, тот факт, что он поступил в московский вуз по системе ЕГЭ, для него значения не имеет.
Коррупционную составляющую система ЕГЭ практически не снизила.
При этом ЕГЭ оказал самое негативное влияение на систему образования в школе. Как известно, ЕГЭ объединяет в себе выпускной экзамен из школы и вступительный в вуз. При этом школьник должен сдавать ЕГЭ только по четырем предметам (а предметов в школе более десятка) — два обязательных (русский язык и математика) и два по выбору.
Фактически обучение в школе из наделения ученика знаниями и формирования аппарата, с помощью которого этими знаниями можно оперировать, превратилось в подготовку к ЕГЭ. Такая подготовка представляет собой зазубривание определенных знаний без их осмысления и натаскивание на решение определенных задач, также вырванных из контекста всего процесса обучения.
Более того, те предметы, по которым ученик не будет сдавать ЕГЭ (а таких большинство), вообще им не осваиваются за ненадобностью (экзамен по ним он сдавать не будет).