Дело Елены Мисюриной стало своеобразным символом для медицинских работников России, поскольку в нём они увидели отражение своей беззащитности, как в отношении уголовных преследований, так и сфере трудовых отношений. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал 6 января, комментируя уголовное преследование врача-гематолога, вызвавшее резонанс в обществе.

Эксперт отметил, что в определённом смысле правоохранительные органы реализуют социальный заказ найти виноватого, так как имеет место серьёзное недовольство населения снижением качества и доступности медицинской помощи. Например, в 2017 году, по сравнению с 2012 годом, число жалоб пациентов только в следственные органы увеличилось в три раза, а количество возбуждённых дел выросло почти в шесть раз. Кроме того, медицинские учреждения подвергаются гражданским искам на возмещение ущерба, а рядовые медработники — дисциплинарным взысканиям и штрафным вычетам из зарплат со стороны работодателя. Причём в последнем случае зачастую действует своего рода «презумпция виновности» работника, когда администрации больниц и чиновникам проще наказать сотрудника, даже если жалоба пациента не обоснована, чем рисковать развитием скандала.

Коновал также подчеркнул, что будет принципиально ошибкой переложить всю ответственность на плечи медицинских работников, как так проблема заключается, прежде всего, в общем кризисе российской системы здравоохранения.

«Есть системные проблемы, следствием которых является рост врачебных ошибок и случаев ненадлежащего оказания медицинской помощи. Это, прежде всего, серьёзное недофинансирование отрасли, следствием которого являются низкие зарплаты и чудовищные условия труда большинства медработников. В силу этого огромный дефицит кадров, огромные переработки, проблемы с поддержанием нормального уровня квалификации. Понятно, что когда врачи работают на 1,5−2 ставки или совмещают несколько должностей в основное рабочее время, у них не остается времени даже на семью и отдых, не то что на то, чтобы повысить квалификацию. Система переподготовки у нас во многом формальна. От врача, который работает подряд 32 часа, выходя после рабочего дня на ночное дежурство, а потом оставаясь на работе снова на очередную дневную смену, логично ждать, что он может совершить врачебную ошибку, допустить трагическую неосторожность», — добавил профсоюзный лидер.

Он отметил, что дело Елены Мисюриной получило мощный отклик среди российских врачей, так как они увидели в нём несправедливость и произвол, с которым постоянно сталкиваются в своей ежедневной работе. Кроме того, они увидели стремление превратить медиков в «стрелочников», на которых можно возложить вину за провалы в реформировании здравоохранения. К этому добавились одиозность следствия и приговора, а также очевидное нежелание учитывать специфику профессиональной врачебной деятельности, в которой даже самые добросовестные действия не всегда избавляют от рисков и гарантируют положительный результат.

«Общественный резонанс, вызванный этой историей, возможно, побудит следственные и судебные органы к более объективному и взвешенному рассмотрению подобных дел. Кроме того, считаю, что если правоохранительные органы намерены помочь исправлению ситуации в здравоохранении, то центр внимания должен быть смещён с рядовых медработников на чиновников, которые допускают серьёзные и массовые нарушения в порядках организации медицинской помощи, в том числе и на региональные власти, которые нередко допускают огромный дефицит финансирования программ ОМС в части ответственности региональных бюджетов. В работе профсоюза «Действие», например, накопилось огромное количество случаев, когда в ответ на наши обращения в надзорные органы по таким фактам, мы не получаем адекватной реакции», — отметил Андрей Коновал.

По мнению эксперта, острота конфликта будет сохраняться, пока отношение государства к сфере здравоохранения не изменится в сторону решения проблем. Необходимо предпринять шаги, которые позволят администрации лечебно-профилактических учреждений заполнять ставки, пациентам получать необходимые исследования и процедуры не через несколько месяцев, когда последствия уже необратимы, а своевременно. Ситуация начнёт меняться в лучшую сторону, когда врачи смогут достойно зарабатывать и получат возможность полноценного отдыха и повышения своего профессионального образования.

«Пока эти проблемы не будут решаться, ситуация будет только ухудшаться. Пациентам же и медработникам надо понять, что они все в одной лодке, и надо совместно ставить задачи перед государством», — считает он.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, по мнению экспертов, уголовное преследование Елены Мисюриной выявило ряд проблем в медицинской отрасли. Среди них — отсутствие страхования врачей, некомпетентное проведение экспертизы, а также постоянные нападки на сотрудников медицинских учреждений, которые никак не защищены законодательством.

Читайте подробнее: Дело Мисюриной — повод задуматься о бесправности врачей