Последнее десятилетие в России ознаменовалось уверенным курсом на коммерциализацию социальной сферы — объекты общественного сектора либо приватизируются, либо подвергаются «оптимизации». Их деятельность, насколько это возможно, коммерциализируется, а сам результат деятельности превращается в так называемые «социальные услуги» населению. И совершенно неудивительно, что в погоне за «эффективностью», которая воспринимается чиновниками исключительно в бюджетно-финансовом измерении, первой жертвой подобных реформ стало бесплатное образование. Между тем, доходы населения уже который год вообще не растут, чего нельзя сказать о стоимости тех самых «социальных услуг». В результате платное образование становится всё менее доступным, а это значит, что всё меньше людей имеет шанс на достойную квалификацию и хорошо оплачиваемые рабочие места. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, о том, как вывести российскую систему образования из нарастающего системного кризиса в отрасли, 25 января в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказали участники круглого стола на тему «Для кого высшее образование останется бесплатным?»

В мероприятии приняли участие член партии КПРФ, первый заместитель председателя комитета Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин и член партии ЛДПР, первый заместитель председателя того же Комитета Борис Чернышов. Они рассказали о возможностях получить высшее образование бесплатно, а также предложили свои варианты улучшения российского образования в целом.

«Бесплатное образование сейчас, конечно, сохранится, вопрос — в каком объеме», — отметил Смолин и привел статистику советских лет, когда на 10 тысяч населения было 219 студентов — второе место в мире после США, при том, что образование получалось бесплатно. В настоящее время — 325 студентов на 10 тысяч население, больше в 1,5 раза, но из них на бюджетной основе учатся только 120 человек — 60% из того, что было:

«Мало того, закон «Об образовании» написан так хитро, что можно еще сократить бесплатные места. В законе записана замечательная норма: 800 студентов на 10 тысяч молодежи возрастом от 17 до 30 лет. Но если пересчитать число студентов на 10 тысяч человек, получится 125».

В 2016 году Госдума рассматривала проект федерального закона «Об образовании для всех», предложенный фракцией КПРФ, где предлагались две важные позиции: во-первых — увеличить количество студентов, которые могут учиться бесплатно, до 220 на 10 тысяч населения — в более чем 1,5 раза; во-вторых — ввести доступный образовательный кредит, кто хочет учиться на платной основе. Он есть, например, в США и Белоруссии. По словам Смолина, за законопроект проголосовали все, исключая членов «Единой России». Как сообщало ИА REGNUM, законопроект был отклонен в феврале 2017 года.

Чернышов, в свою очередь, выразил позицию ЛДПР: все первокурсники должны обучаться бесплатно, а затем успешные учащиеся остаются учиться на бесплатной основе, в то время как остальные переходят либо на платную основу, либо исключаются, в зависимости от индивидуальных обстоятельств.

Целевой приём

Ещё одной возможностью получить бесплатно образование является целевое обучение. Но нужно отличать его от целевого приёма. Различия между ними объяснил Олег Смолин:

«Целевой приём — это направление от администрации какого-то сельского района, например, для того чтобы поступить в педагогический, медицинский вуз и какой-то другой. Причем в направлении указывается, что этот студент в будущем нужен этому району, как работник. Большинство таких ребят не возвращается не столько потому, что не хотят, а потому что нет рабочих мест».

В свою очередь, целевое обучение — это договор, который заключается с органом государственной власти или местного самоуправления, либо какой-то организацией, которая указывает, какие предметы она хотела бы видеть в программе конкретного студента, согласившись оплатить какую-то часть обучения, с гарантированным местом работы после окончания вуза. Это большая возможность для абитуриентов из сельской местности получить образование, так как у них не равные условия обучения в сравнении с остальными. Вдобавок, на местах работать все-таки будут специалисты своих профессий, и ситуацию, где один человек ведет сразу три предмета, можно будет избежать.

Брак ЕГЭ

На данный момент сдача Единого госэкзамена в добровольном режиме осуществляется в Крыму. При таком режиме она себя вполне оправдывает, по мнению Олега Смолина, это позволяет ввести его по всей территории РФ. Первое огромное достижение ЕГЭ — это возможность множества студентов поступить в крупные вузы национального и федерального уровня. Но это достоинство не покрывает его недостатков. Он привел статистику:

«Около двух лет назад в Иркутске провели опрос 2,5 тысяч детей и родителей. 67% опрошенных хотят сдать экзамен, чтобы уехать в Москву и Санкт-Петербург и в Сибирь не возвращаться, 80% родителей их в этом намерении поддержали. 45% студентов по данным Левада Центра заявили, что они хотели бы жить и работать не в России, а в другой стране. ЕГЭ в этом не виноват, но он этому способствует».

Второй грандиозной проблемой он назвал несостоятельность госэкзамена проверить умения детей писать, читать и говорить.

Продолжая тему ЕГЭ, Борис Чернышов предложил несколько видоизменить госэкзамен, сделать его ближе к тесту по профориентации, без оценок, при котором абитуриент будет не только проходить тест, но ещё и говорить, что будет фиксировать заранее настроенный робот, искуственый интеллект. Сейчас существуют такие технические возможности. Это позволит оценить абитуриента как личность, его уровень интеллекта и исключить мотив пустого и бессмысленного набора баллов. То же и касается вручения медалей различной степени по окончании школы, которые не имеют смысла, поскольку в дальнейшем ничего существенного при поступлении не дают.

Известна ситуация, когда недобросовестные работодатели нанимают стажеров, которые работают неопределенное время, по сути являясь бесплатной рабочей силой. Средством от этого, по мнению спикеров, может стать квотирование рабочих мест для молодых специалистов (квота — это минимальное число рабочих мест для специфической группы (нуждающиеся в соцзащите либо испытывающие какие-то трудности в поисках работы), которых работодатель обязан трудоустроить — прим. ИА REGNUM ), но Чернышов всё же посоветовал студентам искать и начинать работать уже во время обучения.

Он также призвал в реформировании образования учитывать современные тенденции изменений в психике молодых людей.

Напомним, общий объём бюджетных мест на 2017−2018 учебный год был утвержден 23 декабря 2015 года Министерством образования и науки России. Он составил 575 тысяч бюджетных мест для поступления на первый курс.

10 января президент РФ Владимир Путин в ходе визита на Тверской вагоностроительный завод пообещал сохранить бесплатное высшее образование, сказав, что принципиальных изменений в системе образования не произойдет.