В 2018 году москвичей и гостей столицы ждёт ставшее уже привычным повышение цен на общественный транспорт. Традиционно цены «взвинчивают» в преддверии Нового года, когда праздники чуть ослабляют негативный настрой граждан.

Отметим, что с 2012 года проезд на общественном транспорте в столице подорожал почти на 50%. Ещё 5 лет назад одна поездка на метро обходилась в 28 рублей — почти в 2 раза дешевле, чем в наши дни. Месячный проездной билет на общественный транспорт в Москве на 70 поездок стоил 1230 рублей. Срочный проездной билет без лимита поездок на 30 дней можно было купить за 1710 рублей.

В 2013 году власти решили отсрочить предновогоднее повышение тарифов и перенесли его на апрель. В обиход вошли новые проездные — популярные сейчас «90 минут», позволяющие совершить за это время один проход в метро и любое количество поездок на наземном транспорте и «Единый» билет для проезда на метро и общественном транспорте.

Так, билет «90 минут» на 1 поездку можно было приобрести за 50 рублей, на 60 поездок — за 1800 рублей. Единый билет на 60 поездок стоил 1200 рублей. Также была введена в обращение карта «Тройка», которую можно было пополнить с электронного кошелька. Для привлечения интересов пассажиров разовая оплата по карте стоила дешевле, чем билет на одну поездку — 28 и 30 рублей соответственно.

С 2014 года началась «революция цен» на общественный транспорт, цены повысились в среднем на 5−7%. Разовая поездка в метрополитене тогда выросла не на 2 рубля, как в 2013, а сразу на 10, достигнув отметки в 40 рублей. Цена на общественном транспорте увеличилась с 25 до 35 рублей. Билет «Единый» на 5 поездок подорожал на 10 рублей и стоил 160, а цена билета на 60 поездок увеличилась на 100 рублей — до 1300. Билеты по карте «Тройка» на 1−2 поездки тогда не изменились.

Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Лискутов в то время объяснил существенное повышение цен высоким уровнем инфляции.

«В 2013 году она составила почти 7%. Перед нами стоит выбор: повысить цены на все билеты или на некоторые редкие категории. Мы выбрали меньшее из двух зол для жителей Москвы», — подчеркнул он.

Отметим, что в категорию «редких», по мнению столичного чиновника, попали разовые билеты, всегда актуальные для большого пассажиропотока Москвы, и единые билеты на метро — самый распространенный вид карты.

Москвичи тогда активно выражали недовольство в социальных сетях, сравнивая стоимость 2 поездок на метро по цене в 80 рублей с расходом на бензин за несколько литров в 100. Общественные организации выступали с резкой критикой повышения цен на проезд и требовали предоставить «обоснованные расчёты» и обнародовать финансовые документы метро, согласно которым подземка нуждается в повышении тарифов.

Читайте развитие сюжета: В Москве существенно дорожает проезд на общественном транспорте

В конце 2014 года москвичей и гостей столицы ждал новый «сюрприз»: из-за непростой экономической ситуации, как заявила замглавы департамента транспорта Москвы Алина Бисембаева, тарифы на проезд в общественном транспорте вновь выросли на 7% с 1 февраля.

Стоимость билета на одну поездку увеличилась тогда на 10 рублей — с 40 до 50, на две — на 20 рублей — с 80 до 100 рублей. По транспортной карте «Тройка» цена поездки в метро составляла 30 рублей (подорожала на 1 рубль), а на троллейбус, автобус и трамвай — 29 рублей (подорожала также на 1 рубль). Самые популярные билеты — на 20 и 60 поездок — выросли в цене в среднем на 6−7%.

За 5 поездок люди платили уже 180 рублей, за 11 — 360 рублей, за 20 — 580 рублей, а проездной на 40 поездок обходился в 1160 рублей. Цена единого билета на 60 поездок в метро и наземном транспорте выросла тогда на 100 рублей и составила 1400 рублей.

Единственной хорошей новостью было существенное снижение стоимости единых безлимитных проездных: на 30 дней билет подешевел с 2350 до 2000 рублей, а на 90 дней — с 5550 до 5000 рублей.

Читайте подробнее: В Москве с 1 февраля подорожает общественный транспорт

Получается, что в 2010 год разовая поездка на метро стоила 26 рублей, 2011−2012 годы — 28 рублей, 2013 год — 30 рублей, и с 2014 года пошел небывалый до этого времени рост тарифов, преимущественно на однократное использование, — цену подняли до 40 рублей, а в 2015 году билет стоил уже все 50.

В 2016 году стоимость билетов на несколько поездок в метро и общественном наземном транспорте Москвы опять выросла на 6,9%. Согласно новому тарифу, «единый» билет на 20 поездок стоил 650 рублей, на 60 поездок — 1570 рублей. Проезд для школьников и студентов субсидировали в размере 75%. Цены на все безлимитные билеты на одни, трое и семь суток и на 30,90 и 365 дней не менялись.

Читайте развитие сюжета: Проехать в общественном транспорте Москвы в 2016 году будет на 6,9% дороже

В 2017 году цены на транспорт проиндексировали уже на 7,5%, проездной на общественный транспорт стоил 1040 рублей вместо 970, на 60 поездок — 1150 рублей вместо 1000. Изменились также тарифы на билет «90 минут», 60 поездок стоили уже 2650 рублей. «Единые» проездные на 20, 40 и 60 поездок подорожали до 720, 1440 и 1700 руб. соответственно.

И, наконец, в 2018 году цены на транспорт вновь поднимают. Об этом сообщила замруководителя столичного департамента транспорта Алина Бисембаева, по её словам, в целом тарифы на проезд в транспорте Москвы изменятся в пределах от 0% до 3,8%, что ниже среднегодовой инфляции. Так, со 2 января 2018 года стоимость билета «Единый» на 60 поездок составит 1765 рублей вместо 1700 рублей, а безлимитного на 30 дней — 2075 рублей вместо 2000 рублей.

Изменятся цены и на проезд на общественном транспорте. Так билет на 60 поездок на наземный транспорт дорожает на 44 рубля (сейчас 1150, станет 1194), безлимитный на сутки — на 8 рублей — с 210 на 218, на 365 дней поднимется на 700 рублей — с 18 200 до 18 900.

Подорожание не отразится на билетах на одну поездку, а также поездок с помощью бесконтактных технологий и проездных для школьников и студентов.

Читайте подробнее: Стоимость проезда в общественном транспорте Москвы не изменится

Добавим, как корреспонденту ИА REGNUM заявил председатель «Союза пассажиров», член Общественного совета при министерстве транспорта России Кирилл Янков, главное, чтобы повышение тарифов не превышало уровень инфляции или было меньше его. Однако если посмотреть на экспертные данные за последние 30 лет, выводы будут неутешительные.

«С одной стороны мы понимаем, что затраты растут, электроэнергия, стоимость топлива, с другой стороны для того, чтобы понять, насколько обосновано конкретное повышение, надо очень глубоко влезать в структуру заказа, что общественность сделать не может, ей не смогут выдать все данные, кроме того, для этого нужно иметь высокую степень квалификации.

Но хочу отметить. что 30 лет назад метро стоило 5 копеек, сейчас стоит 55 рублей, в то время, как литр бензина стоил 40 копеек, а сейчас 40 рублей. Если не брать в расчёт время деноминации 1997 года, мы видим, что стоимость проезда в метро, автобусе, троллейбусе выросла в 1100 раз, а стоимость литра бензина выросла только в 100 раз. Цифры не поддаются однозначной интерпретации, но это говорит о том, что стимула пользоваться общественным транспортом 30 лет назад было больше, чем сейчас.

Если даже смотреть по карте «Тройка» — 5 копеек тогда и 35 рублей сейчас, значит, увеличилась цена в 350 раз, а литр бензина только в 100 раз, это говорит о том, что проблема есть, не слишком ли у нас цена на общественный транспорт завышена?» — подчеркнул эксперт.

При этом напомним, как сообщало ИА REGNUM, рост цен на транспорт был вполне ожидаем — в конце ноября 2017 года общественные организации предупреждали, что произошедшее подорожание цен на ГСМ (горюче-смазочные материалы) может отразиться и на стоимости проезда в Москве и других регионах.

Читайте развитие сюжета: В Москве прогнозируют рост цен на транспорт